- Вы были переизбраны на пост президента IDMA во время 36-го Всемирного алмазного конгресса (World Diamond Congress, WDC) в июне. Какие навыки и опыт Вы используете в своей работе на этой должности?
- Я возглавляю крупнейшую алмазообрабатывающую компанию в Европе – ОАО «ПО «Кристалл» в Смоленске на западе России. И хотя многие могут подумать, что это не так, моя компания тоже постоянно сталкивается с трудностями в своем стремлении получать стабильные поставки алмазного сырья нужного типа и качества и поддерживать работу завода. Восемь процентов ежегодного дохода всех рабочих Смоленска получают работники Кристалла, так что я несу огромную ответственность.
Мы являемся сайтхолдерами DTC, получаем поставки от АЛРОСА – и все же нам приходится нелегко. Как и наши коллеги по рынку, мы зависим от нестабильных цен на алмазное сырье, которые по большей части непредсказуемы и неуправляемы, вызывают образование спекулятивных «пузырей», а также уменьшение коэффициентов прибыльности алмазообрабатывающих компаний, что, в свою очередь, приводит к трудностям в получении финансирования от банков.
Так что я полагаю, что знаю, с чем имею дело, в масштабах всей отрасли.
- Каковы основные проблемы, стоящие перед членами IDMA сегодня? Во время собрания IDMA Вы говорили о трудностях получения прибыли. Насколько сложна для алмазообрабатывающих компаний нынешняя ситуация?
- Я знаю, что у крупных алмазодобывающих компаний хватает своих проблем, но мне кажется, что они перестали понимать, что регулирование рынка алмазного сырья является самым важным условием долгосрочного роста и стабильности цепочки алмазных поставок. Наш рынок, на котором идет торговля алмазами и бриллиантами, торгует также и мечтой! А чтобы люди продолжали мечтать, они должны быть оптимистично настроены и реагировать на рекламу товаров, улучшающих эмоциональное благосостояние – таких, как бриллианты и ювелирные изделия с ними. Однако для этого важно в первую очередь благосостояние непосредственных клиентов добывающих компаний.
Я полагаю, что добывающие компании должны думать о своих клиентах и прислушиваться к ним. Для производителей бриллиантов получение статуса сайтхолдера или контракта на поставки всегда является достижением, дающим уверенность в завтрашнем дне и создающим иллюзию успеха. Однако в наши дни статус сайтхолдера или контракт больше похож на наказание. Сайтхолдеры и фирмы, которые получают поставки по контрактам, могут в лучшем случае рассчитывать на получение двух-трех процентов прибыли – если они ее вообще получат. Баланс явно не в их пользу. Кроме того, как нам известно, отказ от покупки товара – настолько рискованный шаг, что его вообще не рассматривают как возможный вариант действий, поскольку он может привести к потере контракта с поставщиком – а значит, и бизнеса. В то же время добывающие компании каждый год регистрируют рекордные показатели прибыли.
- Что Вы думаете о растущей популярности тендеров алмазного сырья? Наносят ли они вред алмазообрабатывающим компаниям?
- А почему речь только о тендерах? Система сайтхолдеров, избранных покупателей и ключевых клиентов – нездоровая и очень плохо влияет на рынок. Сколько компаний имеют статус сайтхолдера или контракт на поставки? Около 150? А сколько всего на рынке алмазообрабатывающих компаний? Около 5 000. Неужели никому не приходит в голову, что 150 компаний, покупающих большую часть алмазного сырья у поставщиков при любых условиях и по любой цене – это крайне нежелательная ситуация? Если взглянуть на картину в целом – на весь рынок производства бриллиантов и ювелирных изделий и его потенциал на рынке товаров класса «люкс» – становится совершенно ясно, что ныне действующая модель поставок алмазного сырья тормозит потенциал развития и рост рынка бриллиантов и ювелирных изделий с ними. Собственно говоря, тендеры и аукционы делают три вещи – и ни одна из них не оказывает благотворного влияния на отрасль. Они не позволяют развиться долгосрочным отношениям, не оставляют мелким и средним предприятиям шансов на рынке и создают основу для формирования цен.
И как тут алмазообрабатывающим компаниям не попасть в ловушку и не быть готовыми заплатить любую цену за алмазное сырье, лишь бы только его получить? Я думаю, что ответ на этот вопрос заключается во взаимодействии между учреждениями, предоставляющими финансирование, и их клиентами-диамантерами. Считаю, что нам надо поговорить с банками – усадить их за стол переговоров с нами и постараться установить основные правила финансирования покупок алмазного сырья. Я бы пригласил к участию в переговорах ВСЕ банки, финансирующие цепочку поставок алмазно-бриллиантовой отрасли – в том числе индийские и работающие в Индии банки. Нельзя допускать, чтобы кто-либо остался в стороне – индийские банки тоже должны участвовать в этой инициативе. Они весьма влиятельны и, возможно, именно в их руках находится ключ к решению проблемы.
- Насколько реалистична надежда на то, что банки захотят участвовать в финансировании алмазной отрасли, ведь они постоянно жалуются на недостаточную ее прозрачность?
- Разумеется, это весьма серьезная проблема. Банки уходят из сектора, и притока в систему новых источников финансирования не наблюдается. Именно поэтому мы – IDMA – настаиваем на проведении встречи международной алмазной отрасли с банками, в ходе которой участники сектора, финансирующие его банки и, как мы надеемся, другие заинтересованные банки сядут за стол переговоров, чтобы обсудить перспективы нашей отрасли. Это мероприятие запланировано на конец календарного года. Как я уже говорил, мы надеемся, что в нем будут участвовать банки всех алмазных центров.
- Для алмазной отрасли, конечно же, крайне важна тема маркетинга немарочных товаров. Так почему же многие участники отрасли не хотят финансировать подобные инициативы? Как Вы оцениваете перспективы Фонда Всемирной алмазной марки (World Diamond Mark Foundation, WMDF)?
- Сегодня недостаток усилия по маркетингу немарочных товаров, которым ранее занималась Служба по продвижению алмазов (Diamond Promotion Service), ощущается весьма явственно. С тех пор, как De Beers прекратила деятельность по рекламе немарочных бриллиантов, бриллиантовая отрасль потеряла мощную идейную поддержку. Стимулирование потребительского спроса на ювелирные изделия с бриллиантами в последние годы сильно уменьшилось. Нужно, чтобы все крупнейшие игроки алмазодобывающей отрасли объединились и выработали единый подход – своего рода путеводитель для отрасли.
Стимулированию спроса на ювелирные изделия с бриллиантами путем прямой рекламы и творческих маркетинговых решений необходимо уделять больше внимания. В противном случае производство бриллиантов будет постепенно превращаться в слабый, малоэффективный и малопривлекательный бизнес, а значит, на рынке останется больше места для торговцев с сомнительной репутацией. В то же время выросший спрос на бриллианты приведет к появлению здоровой конкуренции и возможностей развития для участников рынка.
В течение почти 10 лет алмазодобывающие компании вели бесконечные и бесполезные дискуссии на тему маркетинга немарочных товаров. В итоге ничего не было сделано. Было очевидно, что рынок страдал в отсутствие регулятора, который мог бы взять на себя маркетинг немарочных бриллиантов, устранить – или хотя бы уменьшить – нестабильность цен на алмазное сырье, заменив ее на устойчивый постепенный рост, который является ключевым компонентов нашего представления об алмазах, и гарантировать чистоту продукта в соответствии с самыми строгими этическими принципами.
Однако теперь этот вызов принял Фонд Всемирной алмазной марки, и мы думаем, что теперь у нас есть очень хороший шанс вернуть программы рекламы и маркетинга немарочных товаров на бриллиантовый рынок. Всемирная алмазная марка (World Diamond Mark, WDM) – это некоммерческая организация, штаб-квартира которой находится в Гонконге, была основана в 2012 г. Всемирной федерацией алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) с целью повышения привлекательности бриллиантов для покупателей и доверия к ним. Глобальная цель Всемирной алмазной марки – обеспечить здоровье и будущий рост алмазно-бриллиантовой и ювелирной промышленности в рамках сектора товаров класса «люкс» путем создания потребительского спроса с помощью сети аккредитованных ритейлеров и кампаний по маркетингу немарочных товаров. Для достижения этой цели необходимы три ключевых направления деятельности:
Обучение сотрудников компаний, занимающихся розничной продажей ювелирных изделий, с помощью программы аккредитации ритейлеров «Уполномоченный алмазный дилер» (Authorised Diamond Dealer, ADD);
Формирование доверия со стороны покупателей с помощью программы аккредитации ритейлеров «Уполномоченный алмазный дилер»;
Нацеленный на потребителей маркетинг немарочных товаров и рекламные программы на ключевых рынках потребления бриллиантов и ювелирных изделий с ними с целью повышения продаж ювелирных изделий с бриллиантами и их доли на рынке.
Как вы воспринимаете распространение новых технологий – как подспорье или угрозу для производителей бриллиантов?
- Без технологий обойтись никак нельзя. Чем больше технологий, тем лучше продукт.
- Достаточно ли сплочена алмазная отрасль, чтобы справляться с возникающими на ее пути трудностями?
- Посмотрим. В отрасли очень много благородных намерений, и чтобы преуспеть в ней, нужно быть оптимистом.