Вы когда-нибудь слышали, что Армения — один из центров мировой ювелирной промышленности? Меня убеждают, что 7% всех известных ювелиров мира — армяне. Насчет мирового лидерства сомнительно, зато факт: в Армении ювелирная отрасль на втором месте после добычи меди и молибдена. Помимо крупных компаний, например Ереванского ювелирного завода, работают сотни небольших мастерских.
Золотой рынок Еревана расположен в бывшем здании городских бань. Девять этажей. На первых двух идет торговля, а на остальных расположены мастерские. В немного уменьшенном виде это напоминает московскую "Горбушку": 800 торговых точек, до 6 тыс. продавцов и мастеров. Все, что продается в этом здании, в нем же изготавливается. Есть отделение соответствующего ведомства: можно поставить пробу государственного образца. Мне показывают золотые слитки с клеймами швейцарского банка, от которых откусывают кусочки для переплавки. Впрочем, переплавляют и золото, скупаемое у населения тут же на первом этаже. В сотнях мастерских что-то точат, плавят, гнут. Здесь можно купить готовые золотые изделия без камней — вставить свои, можно заказать копии с выставленных образцов: их отольют в формах за сутки. В этом же здании есть магазины "Все для ювелира", в которых торгуют инструментами и оборудованием. "Здесь можно купить и наши часы",— гордо сообщает мне один из торговцев, показывая на витрину. Присматриваюсь: в витрине Rolex и Tissot. "Эти часы — патент",— пояснил продавец, он же мастер-часовщик. "Какой еще патент? Вам швейцарцы патент продали?" — все еще не понимаю я. "Ну смотрите, механизм из Китая, а ювелирный корпус здесь сделан,— у меня на глазах часовщик вставляет механизм в золотой корпус и демонстрирует готовый Rolex.— Себестоимость этих часов для меня $600, я их продаю за $750. Это не подделка за $10 — это патент". Теперь ясно: "патент" здесь означает то, что в России называется репликой,— более или менее качественная подделка. На другом прилавке золотые часы с механизмами Первого московского часового завода "Полет". Точно знаю, что эти механизмы уже давно не производятся. "Мы, армяне, запасливые: десять лет назад столько завезли, что до сих пор хватает",— хихикают продавцы.
Идея же мирового центра ювелирной промышленности сейчас действительно воплощается. Московский бизнесмен Гагик Геворкян, владелец ювелирной компании "Эстет" и президент Всемирной ассоциации армянских ювелиров, готовит к открытию ювелирную свободную экономическую зону "Меридиан" по соседству с заводом "Арарат". Как рассказала руководитель проекта Ника Манукова, на огромной территории бывшего оборонного завода откроются мастерские и торговые павильоны компаний со всего мира для безналогового производства ювелирных изделий, как, например, в Дубае или Шэньчжэне.