В течение прошедших нескольких месяцев, в ответ на заявление АЛРОСА о снижении объема поставок алмазов, спрос на алмазное сырье резко вырос. De Beers ответила на это увеличением объема товара, предложенного на июльском сайте. Реакция De Beers на ситуацию на рынке была хорошо продуманной: увеличение объема поставок при совсем незначительном повышении цен.
Одним из главных событий нынешнего рыночного цикла стало объявление De Beers о начале нового контрактного периода в апреле 2015 г. Как и ожидалось, компания значительно упростила контракт, установив минимальные критерии отбора, которым должны соответствовать компании, подающие заявки на поставку алмазного сырья. Вторым важным изменением стал ввод новой категории клиентов – аккредитованные покупатели. Это компании, которые отвечают критериям отбора, но недостаточно велики, чтобы получать регулярные поставки.
Некоторые участники рынка рассматривают аккредитованных покупателей как тех, кто будет покупать товар, который по какой-либо причине не заинтересует сайтхолдеров – например, потому, что его цена слишком высока. Предположение о количестве таких клиентов варьируется в диапазоне от десятков до всего нескольких (поскольку не так много компаний соответствуют стандартам бухгалтерской отчетности IFRS). Другие видят в появлении новой категории клиентов возможность повышения конкуренции, демократизации поставок и достижения статуса сайтхолдеров. Подробнее об аккредитованных покупателях см. в статье «Сайтхолдеры, внимание! У De Beers появилась новая категория клиентов» (Sightholders Take Note, De Beers Has a New Group of Clients).
Третье интересное изменение в контракте – ввод понятия «стратегических поставок». Идея заключается в том, чтобы предоставить некоторым компаниям дополнительный товар вне рамок ITO. De Beers предложит такие поставки компаниям, чьи проекты существенно повышают ценность алмазов. Под повышением ценности в данном случае понимается успешный бриллиантовый брэнд (например, Hearts on Fire компании Chow Tai Fook) либо «эффективная бенефикация больших объемов алмазов, поставленных De Beers (например, с существенной экономией объема работ)», согласно описанию компании.
По одной из оценок, стратегические поставки могут составить от 5% до 10% от общего объема добычи De Beers, а это довольно существенный процент. Данная инициатива интересна тем, что эти дополнительные поставки будут включены в число приобретений получившего их сайтхолдера в следующем периоде ITO. Если сайтхолдер, к примеру, получит товар на сумму 10 млн долларов на основе прошлых приобретений плюс дополнительные поставки на сумму 5 млн долларов в рамках стратегических поставок, то в следующем периоде ITO стартовый показатель будет равен 15 млн долларов.
Можно спорить, что одно из важнейших изменений в новом контракте – то, что крупные фирмы захотят расширяться еще больше за счет более мелких фирм, а число мелких компаний, конкурирующих за товар, возрастет – De Beers создает длинный список клиентов.
Июльский сайт De Beers был оценен в 800-850 млн долларов, став одним из крупнейших сайтов за несколько лет. Большой объем поставок является ответом на резкий рост спроса после того, как АЛРОСА объявила, что до сентября она будет поставлять меньше товара. Хотя у De Beers и была такая возможность, она преднамеренно не повысила цены.
Цена бокса «Коллекция 5-10 каратов» возросла на 1,4% и составила 8 212 долларов за карат, а цена «Коллекции 2,5 – 4 карата» снизилась на 1,4% до 3 584 долларов за карат. Тенденции в области цен на коммерческие товары были смешанными, но цены на фантазийные товары резко возросли. Цена бокса «Фантазийные алмазы 2,5 – 14,8 карата» поднялась на 9%.
Премии, выплаченные на вторичном рынке, отражают устойчивый спрос на алмазное сырье De Beers и оцениваются в 4-6%, даже при том, что товар De Beers считается дорогим.
Сайтхолдеры по-прежнему утверждают, что обработка алмазов остается не слишком прибыльным делом, и выражают недовольство ценами. В то же время они надеются на то, что к сентябрю ситуация улучшится благодаря росту поставок АЛРОСА, что, в свою очередь, приведет к снижению цен на алмазное сырье, а также на сезонный рост спроса на бриллианты и повышение цен на них.
Объем добычи De Beers существенно возрос – за первые 6 месяцев года он увеличился на 12%, составив 16 млн каратов. Рост обусловлен главным образом повышением объема добычи на месторождении Венеция (Venetia) после устранения последствий затопления карьера, сообщила компания Anglo American, которой принадлежит De Beer. Объем добычи вырос, несмотря на сильные сезонные дожди на юге Африки, которые сказались на добыче ранее в этом году.
Объем поставок АЛРОСА продолжает снижаться, как сообщила компания ранее в этом году; она проводит плановые ремонтные работы на двух алмазообрабатывающих фабриках компании и добыла руду с более низким содержанием алмазов на кимберлитовых трубках «Нюрбинская» и «Интернациональная». В результате объем добычи за первую половину года снизился на 7% и составил 15,9 млн каратов.
Компания продала 21,1 млн каратов алмазов на сумму 2,7 млрд. долларов, что соответствует росту прибыли на 13% в первой половине 2014 г. Таким образом, средняя цена за карат алмазов АЛРОСА составила около 128 долларов.
В течение второго квартала 2014 г. АЛРОСА продала 6,1 млн каратов алмазов ювелирного качества по средней цене 200 долларов за карат, что соответствует росту на 4,5% в годовом исчислении в сравнении с ценой 191,4 доллара за карат, зафиксированной во втором квартале 2013 г. Однако компания сообщает, что с января по июнь текущего года цены на алмазы выросли примерно на 6%.
Откуда взялось различие в 1,5%, остается неясным, но важно отметить, что цены на алмазное сырье в целом растут. Рост цен на бриллианты, согласно индексу IDEX Online Index, составил всего 2,8%, что согласуется с сообщениями алмазообрабатывающих компаний о снижении коэффициентов прибыльности.
Dominion сообщила о росте объема добычи на 15% в 1-м полугодии 2014 г – за этот период, компания добыла 4,02 млн каратов алмазов (в частности, рост добычи во 2-м квартале года составил 38%). Компания заявила, что этот рост стал результатом повышения содержания алмазов в добытой руде, а также увеличения ее объема.
Компания также увеличила свою долю в месторождении Экати (Ekati) на 90% после приобретения 10% акций, принадлежавших Чаку Фипке (Chuck Fipke), за 67 млн долларов.
В ходе второго тендера Lucara, на котором были представлены товары крупнее 10,8 карата с месторождения Карове (Karowe) в Ботсване, цены были весьма высоки. Самыми дорогими товарами по общей стоимости оказались бриллиант весом в 109,4 карата, проданный за 6,19 млн долларов (56,615 доллара за карат) и алмаз весом 118,4 карата, приобретенный за 5,36 млн долларов (45,225 доллара за карат).
Все 16 алмазов, общий вес которых составил 1 445 каратов, а средний вес каждого – 90,34 карата, были проданы за 40,12 млн долларов (27,775 доллара за карат). По сообщению Lucara, 13 алмазов из 16 были проданы по цене более 1 млн долларов за каждый, а цена 4-х алмазов превысила 4 млн за каждый из камней.
На месторождении Карове продолжается стабильная добыча исключительных алмазов. Среди товаров, предложенных на прошедшем тендере, были шесть алмазов весом более 100 каратов, самый крупный из которых весил 258,69 карата. Это доказывает, что изменения, которые компания внесла в свою систему дробления и сепарации, были не напрасными.
В алмазной отрасли наступает традиционное августовское затишье – активность рынка снизится даже в Индии. Однако в сентябре торговля оживится. Если спрос на бриллианты (и их цены) вырастут в достаточной степени, рост потребности в алмазном сырье может привести к повышению цен, даже если на рынке появится больше товара.
Как правило, в сентябре активность отрасли возрастает постепенно – торговцы, вернувшиеся из отпусков, сначала присматриваются к ситуации на рынке. Однако если требования будут высокими и рынок их не удовлетворит, разочарование окажется жестоким. Это вопрос не только настроений, но и подхода к бизнесу.