Наследство Готфрида Турау

Раздел: Драгоценные камни
28 июля 2014 г.

Ста­ра­те­ли про­мы­ва­ют ян­тарь­

Со­вла­де­лец поль­ской юве­лир­ной ком­па­нии «Хан­за Эм­по­ри­ум» Ми­ро­слав Зей­длер со­об­щил о на­ме­ре­нии от­крыть ма­стер­скую по об­ра­бот­ке ян­та­ря в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти. Пе­ре­го­во­ры о сов­мест­ном рос­сий­ско-поль­ском про­ек­те на­ча­лись еще в мар­те. Идея под­дер­жа­на поль­ски­ми юве­ли­ра­ми. Ме­мо­ран­дум о на­ме­ре­ни­ях под­пи­шет из­вест­ная поль­ская ху­дож­ни­ца, ру­ко­во­ди­тель Фон­да «Элек­трон» Па­у­ли­на Би­нек. Уди­ви­тель­но, что про­ект за­пу­щен толь­ко сей­час. А сам ян­тарь, в до­бы­че ко­то­ро­го Рос­сия яв­ля­ет­ся ми­ро­вым мо­но­по­ли­стом, как рос­сий­ский бренд ми­ро­вым рын­ком не вос­при­ни­ма­ет­ся.

Як пан до па­на

Уди­ви­тель­но, но факт. Стра­на, яв­ля­ю­ща­я­ся мо­но­по­ли­стом в до­бы­че ян­та­ря, фак­ти­че­ски ни­как его не об­ра­ба­ты­ва­ет. Из­де­лия под мар­кой Made in Russia се­го­дня при­сут­ству­ют толь­ко в са­мом «низ­ком» и в элит­ном сег­мен­тах. С од­ной сто­ро­ны — про­да­ет­ся низ­ко­ка­че­ствен­ный шир­по­треб, а с дру­гой — при­ме­ня­ют­ся уни­каль­ные тех­но­ло­гии ра­бо­ты с ми­не­ра­лом, не име­ю­щие ана­ло­гов в ми­ре. С их по­мо­щью со­зда­ют­ся штуч­ные из­де­лия по за­ка­зам мил­ли­о­не­ров из Араб­ских Эми­ра­тов, Фран­ции, Гер­ма­нии. На­при­мер, в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти про­из­во­дит­ся элит­ная ме­бель из ян­та­ря, поль­зу­ю­ща­я­ся спро­сом у са­мых со­сто­я­тель­ных лю­дей в ми­ре.

Пи­ра­ми­да из ян­та­ря на смот­ро­вой пло­щад­ке Ян­тар­но­го ком­би­на­та

Осо­бый ин­те­рес к рос­сий­ско­му ян­та­рю про­яв­ля­ет Ки­тай. В этой стра­не жел­тый ка­мень поль­зу­ет­ся огром­ной по­пу­ляр­но­стью: ему при­пи­сы­ва­ют­ся мно­го­чис­лен­ные це­леб­ные и ма­ги­че­ские свой­ства. Ки­тай­ский спрос — од­на из при­чин не­об­хо­ди­мо­сти вве­де­ния огра­ни­че­ний на вы­воз ян­та­ря. Сей­час по за­ко­ну мож­но вы­во­зить лишь 30 про­цен­тов до­бы­то­го ми­не­ра­ла. Ес­ли бы ры­нок был сво­бод­ным, ки­тай­ские ди­ле­ры ску­пи­ли бы весь ян­тарь про­из­во­ди­мый в об­ла­сти. Ки­тай­цы так­же вы­ку­па­ют элит­ные из­де­лия, пы­та­ясь по­вто­рить тех­но­ло­гии про­из­вод­ства, но по­ка им это не уда­ет­ся.

Имидж — все­

Не толь­ко Поль­ша ис­поль­зу­ет ян­тарь как на­ци­о­наль­ный сим­вол. Кто не пом­нит кос­ме­ти­ку лат­вий­ской фир­мы «Д­з­ин­тарс»? Это сло­во по-ла­тыш­ски озна­ча­ет «ян­тарь». Этим же сло­вом на­зва­ны и плав­ле­ный сыр и на­род­ный жен­ский хор, а так­же дет­ский тан­це­валь­ый ан­самбль «Д­зи­та­риньш». Да и са­мо Бал­тий­ское мо­ре ла­ты­ши на­зы­ва­ют Dzintara jūra — Ян­тар­ным мо­рем. Рас­про­стра­не­ны муж­ское имя Дз­ин­тарс и жен­ское — Дз­ин­тра. А меж­ду тем, в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах ян­тарь в Лат­вии не до­бы­ва­ют. Мно­го­чис­лен­ные су­ве­ни­ры из это­го кам­ня де­ла­ют­ся там, в ос­нов­ном, из рос­сий­ско­го сы­рья.

«Ли­тов­ским зо­ло­том» на­зы­ва­ют жел­тый ка­мень со­се­ди ла­ты­шей. Пи­во, пе­че­нье, пе­ре­да­чи, се­ри­а­лы, ре­сто­ра­ны, да ма­ло ли что еще вклю­ча­ют в се­бя сло­во «Гин­та­рас». Юод­кран­те, центр до­бы­чи ян­та­ря XIX ве­ка, ны­не стал мод­ным ку­рор­том. До­бы­ча здесь не ве­дет­ся с 1890 го­да. Но сла­ва оста­лась. «Ли­тов­ский ян­тарь кар­ди­наль­но от­ли­ча­ет­ся от ми­не­ра­лов, до­бы­тых в дру­гих ре­ги­о­нах, на­при­мер в Лат­вии. Это и цвет, и фор­ма, и иг­ра све­та», – го­во­рит­ся в ту­ри­сти­че­ских про­спек­тах. Воз­мож­но, это так, толь­ко в на­сто­я­щее вре­мя в Лит­ве так­же нет про­мыш­лен­ной до­бы­чи ян­та­ря. За все­ми эти­ми брен­да­ми — толь­ко лю­бовь к ян­та­рю и его по­пу­ляр­ность в на­ро­де.

Уби­тое ре­мес­ло

А что же Рос­сия? В Рос­сии ис­то­рия ян­та­ря еще ин­те­рес­нее. Взять хо­тя бы Ян­тар­ную ком­на­ту. По­да­рен­ная ко­ро­лем Прус­сии Пет­ру Пер­во­му, она позд­нее бы­ла до­ра­бо­та­на и усо­вер­шен­ство­ва­на при­двор­ны­ми ма­сте­ра­ми рус­ских ца­рей. Ку­да ком­на­та ис­чез­ла во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны до сих пор тай­на. Но ес­ли ори­ги­наль­ную ком­на­ту де­ла­ли ма­сте­ра раз­но­го под­дан­ства и про­ис­хож­де­ния (не­мец­кие, ита­льян­ские, рус­ские), то вос­ста­нов­лен­ная Ян­тар­ная ком­на­та — уже «чи­сто рос­сий­ский про­дукт». Это са­мый из­вест­ный ше­девр в си­лу его мас­шта­бов. Но в му­зе­ях Санкт-Пе­тер­бур­га хра­нит­ся мно­го го­раз­до бо­лее зна­чи­мых ян­тар­ный про­из­ве­де­ний.

Цех по об­ра­бот­ке ян­та­ря

Сре­ди дру­гих из­де­лий из ян­та­ря на­зо­вем ла­рец, сде­лан­ный прус­ским ма­сте­ром Гот­ф­ри­дом Ту­рау. Рез­ная шка­тул­ка из ян­та­ря бы­ла со­зда­на им в 1707 го­ду и се­го­дня хра­нит­ся в Цар­ском се­ле. А че­го сто­ит, на­при­мер, Ка­ва­лер­ский при­бор, со­здан­ный, пред­по­ло­жи­тель­но, в 1767 го­ду. Пред­став­ля­ет со­бой на­бор муж­ских туа­лет­ных при­над­леж­но­стей — та­зик для бри­тья, мыль­ни­цу в фор­ме ана­на­са, ки­сточ­ку, та­ба­кер­ку, зуб­ную щет­ку, фу­тляр­чик для ма­зей и ру­мян, щет­ку для одеж­ды.

XYIII век был вре­ме­нем рас­цве­та ян­тар­но­го ре­мес­ла в Прус­сии. Про­мыш­лен­ную до­бы­чу и об­ра­бот­ку кам­ня Со­вет­ский Со­юз и со­вре­мен­ная Рос­сия по­лу­чи­ли как тро­фей и пе­ре­нял от не­мец­ких ма­сте­ров и про­мыш­лен­ни­ков. Ны­неш­ний Ка­ли­нин­град­ский ян­тар­ный ком­би­нат со­здан в 1947 го­ду на ос­но­ве Ке­нигсберг­ской ма­ну­фак­ту­ры.

До­бы­ча ян­та­ря ве­дет­ся, как и рань­ше, ка­рьер­ным спо­со­бом. Толь­ко с по­мо­щью но­вой тех­ни­ки. С об­ра­бот­кой слож­нее. Мас­со­вое про­из­вод­ство, при­ме­няв­ше­е­ся в СССР, тре­бо­ва­ло про­стых тех­но­ло­гий. По­это­му бо­лее слож­ные при­е­мы об­ра­бот­ки за­бы­лись вме­сте с ухо­дом не­мец­ких ма­сте­ров. Слож­но­стей с ми­не­ра­лом не­ма­ло: так как, на са­мом де­ле, это не ка­мень, а ми­не­рал ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний — за­стыв­шая смо­ла, ян­тарь лег­ко трес­ка­ет­ся и ло­ма­ет­ся. Упро­ще­ние тех­но­ло­гий при­ве­ло к упро­ще­нию са­мих из­де­лий. Преж­ние мо­де­ли уста­ре­ли, но с со­вет­ских вре­мен ма­ло что из­ме­ни­лось.

Кри­ми­на­ли­за­ция ян­тар­ной от­рас­ли в 1990-х и на­ча­ле 200-х при­ве­ла ее в со­всем пла­чев­ное со­сто­я­ние. Ян­тарь, до­бы­ва­е­мый Ка­ли­нин­град­ским ком­би­на­том, раз­во­ро­вы­вал­ся и кон­тра­банд­ным пу­тем вы­во­зил­ся за гра­ни­цу. Ян­тар­ная ин­ду­стрия Поль­ши и со­сед­них бал­тий­ских стран во мно­гом дер­жа­лась на не­за­кон­но вы­во­зи­мом рос­сий­ском ян­та­ре. В ре­зуль­та­те уни­каль­ное пред­при­я­тие — ми­ро­вой мо­но­по­лист по до­бы­че ян­та­ря — да­же в ка­кой-то мо­мент ока­за­лось на гра­ни банк­рот­ства.


В са­мой же Рос­сии рас­про­стра­нял­ся низ­ко­проб­ный шир­по­треб, вро­де ян­тар­ных ежи­ков, бус, об­сы­пан­ных ян­тар­ной крош­кой, кар­тин­ки и то­му по­доб­ное. Все это при­ве­ло к то­му, что рос­сий­ские юве­лир­ные ком­па­нии во­об­ще из­бе­га­ют ян­тарь и пред­по­чи­та­ют ра­бо­тать с дру­ги­ми ма­те­ри­а­ла­ми.

«Ян­тарь — очень спе­ци­фи­че­ский ка­мень, -— го­во­рит ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ком­па­нии «А­да­мас» Мак­сим Вайн­берг, — Счи­та­ет­ся, что ес­ли брил­ли­ан­ты но­сят все, то ян­тарь — ско­рее, лю­ди стар­ше­го по­ко­ле­ния. Юве­ли­ры не лю­бят свя­зы­вать­ся с ян­та­рем. На 100 ком­па­ний при­дет­ся, по­жа­луй, од­на-две, ко­то­рые ра­бо­та­ют с ним. Это свя­за­но с про­ис­хож­де­ни­ем, по­треб­ле­ни­ем, сфор­ми­ро­вав­шей­ся цен­но­стью это­го кам­ня». Мож­но ли в этих усло­ви­ях сде­лать ян­тарь брен­дом Рос­сии? Юве­лир уве­рен, что мож­но. «Бренд мож­но сде­лать из все­го. Как это успеш­но де­ла­ет­ся с пла­ти­ной. За­ви­сит от то­го, бу­дет ли за­каз­чик и под­держ­ка го­су­дар­ства», — счи­та­ет Вайн­берг.

Де­ло го­су­да­ре­во

Ка­ли­нин­град­ская ад­ми­ни­стра­ция оце­ни­ва­ет объ­ем ми­ро­во­го рын­ка ян­та­ря в 1,6 мил­ли­ар­да дол­ла­ров. Сей­час ре­ги­он по­лу­ча­ет от Ком­би­на­та все­го пол­про­цен­та всех на­ло­го­вых по­ступ­ле­ний. При этом во вре­ме­на СССР его от­чис­ле­ния в бюд­жет об­ла­сти со­став­ля­ли 20 про­цен­тов.

Го­су­дар­ство об­ра­ти­ло вни­ма­ние на ян­тарь в 2012 го­ду. То­гда пре­зи­дент Вла­ди­мир Пу­тин по­ру­чил пра­ви­тель­ству сов­мест­но с ад­ми­ни­стра­ци­ей Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти раз­ра­бо­тать про­грам­му раз­ви­тия ян­тар­ной от­рас­ли с кон­крет­ны­ми це­ле­вы­ми ин­ди­ка­то­ра­ми оте­че­ствен­ной пе­ре­ра­бот­ки ян­та­ря. Этот до­ку­мент пред­по­ла­гал ряд мер, при­зван­ных «оздо­ро­вить» про­из­вод­ство из­де­лий из ян­та­ря. За не­за­кон­ную до­бы­чу ян­та­ря на­ка­за­ния уже­сто­ча­ют­ся.

«Чер­ный ко­па­тель» на ме­сто­рож­де­нии ян­та­ря

В на­ча­ле те­ку­ще­го го­да у ян­тар­но­го ком­би­на­та по­явил­ся хо­зя­ин: ука­зом пре­зи­ден­та от 14 ян­ва­ря пред­при­я­тие пе­ре­да­но госкор­по­ра­ции Ро­стех. В ре­зуль­та­те на ком­би­на­те по­яв­ля­ет­ся но­вое обо­ру­до­ва­ние, внед­ря­ют­ся но­вые тех­но­ло­гии до­бы­чи кам­ня. Впер­вые за дол­гие го­ды ря­ды до­быт­чи­ков и об­ра­бот­чи­ков сол­неч­но­го кам­ня ак­тив­но по­пол­ня­ют­ся мо­ло­ды­ми ма­сте­ра­ми.

Ко­гда ме­ры, преду­смот­рен­ные про­грам­мой, бу­дут ре­а­ли­зо­ва­ны в пол­ном объ­е­ме, об­ласть пред­по­ло­жи­тель­но по­лу­чит, как ми­ни­мум, 4,5 ты­сяч до­пол­ни­тель­ных ра­бо­чих ме­ст. Чис­ло ком­па­ний, об­ра­ба­ты­ва­ю­щих ян­тарь, долж­но утро­ить­ся. Со­от­вет­ствен­но, на­ло­ги, со­би­ра­е­мые с ян­тар­щи­ков долж­ны воз­рас­ти в 9 раз: с 90 мил­ли­о­нов до 800 мил­ли­о­нов руб­лей. Это ста­нет воз­мож­ным при ро­сте вы­руч­ки от про­да­жи ян­тар­ных из­де­лий с ны­неш­них 830 мил­ли­о­нов до 5 мил­ли­ар­дов руб­лей. При этом уро­вень до­бы­чи, ко­то­рый сей­час со­став­ля­ет 280-340 тонн в год дол­жен вы­рас­ти до 450 тонн. Ожи­да­ет­ся, что при ре­а­ли­за­ции этих мер экс­порт не­об­ра­бо­тан­но­го кам­ня сни­зит­ся в 8 раз до 50 тонн в год.

Весь­ма кста­ти ока­зал­ся одоб­рен­ный в этом ме­ся­це пра­ви­тель­ством за­ко­но­про­ект «О про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке». За­кон преду­смат­ри­ва­ет це­лую си­сте­му фе­де­раль­ных и ре­ги­о­наль­ных льгот для ин­ве­сто­ров, вкла­ды­ва­ю­щих в ин­ду­стри­аль­ные пред­при­я­тия, не име­ю­щие ана­ло­гов в стра­не. Ян­тар­ный ком­би­нат как раз яв­ля­ет­ся та­ким пред­при­я­ти­ем. Вза­им­ные обя­за­тель­ства ин­ве­сто­ра и вла­стей фик­си­ру­ют­ся на 10 лет. Ин­ве­стор осво­бож­да­ет­ся от фе­де­раль­ной ча­сти на­ло­га на при­быль, а ре­ги­о­нам предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность сни­зить мест­ную со­став­ля­ю­щую на­ло­га на при­быль и на­лог на иму­ще­ство. На­ло­го­вые ка­ни­ку­лы долж­ны бу­дут дей­ство­вать в те­че­ние 10 лет, с 2015 по 2025 год. Пе­ре­чень по­лу­ча­те­лей на­ло­го­вых льгот бу­дет утвер­ждать­ся рас­по­ря­же­ни­ем пра­ви­тель­ства.

Рос­сий­ские ме­ры по пре­се­че­нию кон­тра­бан­ды по­ста­ви­ли под угро­зу поль­скую ян­тар­ную ин­ду­стрию. Вы­дви­га­лись да­же пред­ло­же­ния осво­ить соб­ствен­ную до­бы­чу ян­та­ря. Од­на­ко ка­мень, за­ле­га­ю­щий на поль­ской тер­ри­то­рии, во-пер­вых, ле­жит слиш­ком глу­бо­ко и до­бы­вать его до­ро­го, а во-вто­рых, он мо­ло­же ка­ли­нин­град­ско­го, а зна­чит бо­лее хруп­кий и ра­бо­тать с ним не­воз­мож­но. Рос­сий­ские ме­ры по за­щи­те сво­е­го кам­ня бес­по­ко­ят так­же Лит­ву и Лат­вию. Им край­не не­вы­год­ны из­ме­не­ния, пред­при­ни­ма­е­мые Рос­си­ей в ян­тар­ной от­рас­ли. Поль­ские об­ра­бот­чи­ки уже по­ня­ли, что на­до со­труд­ни­чать с ос­нов­ным про­из­во­ди­те­лем. Не­из­беж­но это пой­мут и юве­ли­ры дру­гих стран с «ян­тар­ным ими­джем». Но и в са­мой Рос­сии долж­на быть сфор­ми­ро­ва­на соб­ствен­ная пе­ре­ра­бот­ка ян­та­ря. Про­дол­жать оста­вать­ся сы­рье­вым при­дат­ком в этой об­ла­сти — до­воль­но глу­по. Осо­бен­но, в си­ту­а­ции, ко­гда ми­ро­вая конъ­юнк­ту­ра весь­ма бла­го­при­ят­на.

[ lenta.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->