Рынок бытовой техники и электроники в интернете приближается к насыщению, говорит руководитель центра стратегических исследований Enter Игорь Кулюхин. По данным ритейлера, его продажи электроники просели в первом полугодии на 20%, бытовой техники — выросли на 5%, тогда как товары для спорта и отдыха росли на 94%, для детей — на 76%, а ювелирные украшения — на 76%.
Почти треть российских интернет-пользователей (27%) изучают информацию о товарах только онлайн, говорится в исследовании Google и ритейлера Enter. Еще 25% ищут информацию о товарах как в интернете, так и вне сети, 36% знакомятся с характеристиками продукта только в традиционных магазинах. Google изучал предпочтения по 2500 пользователям разного возраста, пола и социального статуса.
Больше всего в интернете, по данным Google, пользователи ищут электронику, одежду, обувь и аксессуары. Число запросов товаров этих двух сегментов примерно равно запросам по всем другим сегментам — бытовой техники, товаров для детей, для дома, автотоваров, мебели, товаров для спорта и отдыха и др. На электронику и одежду приходится и основной объем электронной торговли в России. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, из 363 млрд руб., которые наторговали российские онлайн-магазины за 2013 г., 42% пришлось на электронику и технику, 13% — на одежду и обувь. Еще 10% — на автозапчасти.
Но покупательский интерес к товарам в интернете смещается к другим категориям. Наибольший рост числа запросов, по подсчетам Google, в 2013 г. дали пока небольшие по объему рынка товары: зоотовары (+36%), ювелирные украшения (+31%) и товары для детей (+30%). Электроника и бытовая техника среди товаров с наиболее слабым показателем роста запросов (+12 и +23% соответственно).
Это говорит о том, что наиболее крупный рынок в онлайн-коммерции — бытовая техника и электроника — почти насыщен, считают сами интернет-ритейлеры (см. врез). На рынке много игроков, они предлагают широкий выбор, объясняет Антон Пантелеев из «М.видео».
Крупнейшие онлайн-ритейлеры в этих условиях могут расширять категории продаваемых товаров и переходить на смежные рынки, полагает директор по закупкам ритейлера «Ситилинк» Сергей Блищенко. С прошлого года «Ситилинк» работает над этим: помимо основной для компании электроники к ней добавились офисная мебель, инструменты, техника для сада и др. «С 2014 г. мы добавили категорию медицинского оборудования и сейчас плотно занимаемся детскими товарами», — говорит Блищенко.
«М.видео» также расширяет ассортимент онлайн-магазина смежными товарами. Например, медицинскими — термометрами, тонометрами и др., перечисляет Пантелеев.