Рынок золота ожидают самые сильные за последние 100 лет изменения. Всемирный совет по золоту и руководители банков запустили обсуждение реформы правил, по которым устанавливается цена на золото. Это избавит рынок от архаичной процедуры золотого фиксинга, отмечают участники рынка, но предупреждают, что во время переговоров увеличится колебание рыночных цен.
Во вторник, 8 июля, в Лондоне состоится событие, которое может изменить весь мировой рынок золота. В столице Великобритании встретятся руководители Всемирного совета по золоту и крупных банков, чтобы обсудить пути реформирования так называемого лондонского золотого фиксинга.
С 12 сентября 1919 года цена золота на Лондонском межбанковском рынке определяется путем сложной многоступенчатой процедуры. Дважды в день, в 10.30 и в 15.00 часов по местному времени, представители пяти крупнейших мировых банков (Scotia Mocatta, HSBC, Deutsche Bank, Societe Generale, Barclays Capital), каждый из которых является членом Ассоциации участников золотого рынка (London Bullion Market Association), связываются между собой (раньше это делалось при помощи телефона, сейчас происходит в режиме телеконференции).
Председательствующий объявляет цену, которую считает оптимальной на данный момент. В это время представители «золотой пятерки» находятся на связи с дилерами, а через них — с торговыми фирмами, которые покупают или продают реальное золото (в отличие от фьючерсных и опционных контрактов), представляя таким образом картину спроса и предложения на золото по всему миру. Дальше курс может корректироваться в зависимости от спроса. Стоимость золота фиксируется в долларах США, фунтах стерлингов и евро за тройскую унцию.
Цена, зафиксированная таким образом, считается наиболее справедливой и служит ориентиром для контрактов на физическую поставку золота для всего рынка.
Центробанки и коммерческие институты в своих расчетах опираются именно на нее. Банк России использует лондонский золотой фиксинг для ежедневного расчета учетных цен на золото. Коммерческие банки используют цену фиксинга для покупки и продажи золотых слитков, расчета металлических счетов в золоте.Процедура золотого фиксинга оставалась неизменной с 1919 года. Цену на золото не устанавливали только в годы Второй мировой войны и несколько лет после нее — с 1939 по 1954 год.
Однако за прошедшее столетие к лондонскому фиксингу накопилось множество претензий.
Например, британский банк Barclays был уличен в мошенничестве при установке цены. В мае 2014 года банк был оштрафован на 26 млн фунтов ($44 млн) за манипуляции ценой на золото. Как установило Управление по финансовому надзору (Financial Conduct Authority — FCA) Великобритании, руководство Barclays допустило возникновение конфликта интересов между своими сотрудниками и клиентами при определении цен на золото. Сотрудники использовали лазейки в системах банка для собственного обогащения в 2004–2013 годах.
«После кризиса репутация даже крупнейших банков была поставлена под сомнение, а финансовый мир оказался в центре скандалов. Достаточно вспомнить, например, манипулирование ставкой LIBOR. Теперь регулятор добрался и до золота», — комментирует генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Ранев.Кроме того, в августе 2014 года Deutsche Bank намерен покинуть «золотую пятерку», поскольку выходит из сырьевого бизнеса.
Все эти моменты обсудят в Лондоне и, вероятно, наметят пути реформирования системы золотого фиксинга.
«Впервые у пользователей (фиксинга. — «Газета.Ru») есть шанс высказать свое мнение, — сказала представитель Всемирного совета по золоту Натали Демпстер газете The Daily Telegraph. — Мы намерены всесторонне обсудить верные и неверные моменты системы».
Российские участники рынка также считают, что реформировать фиксинг необходимо. «Безусловно, текущий вариант золотого фиксинга несовершенен во многом за счет своей непрозрачности, — согласен ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. — Система нуждается в изменениях. И в первую очередь она должна стать прозрачной».
«Следует использовать рыночные цены, — считает и аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. — Это могут быть котировки спотового рынка либо же ближайшего фьючерсного контракта на золото. Такая система сделает невозможным манипулирование ценой фиксинга со стороны банков».
«Для повышения прозрачности круг банков необходимо расширить, возможно, до 15–20 участников, чтобы не было подозрений в манипулировании ценами, — предлагает Ранев. — Чем больше банков, тем меньше вероятность сговора».
Для рынка золота эти перемены в целом должны быть благоприятными. «Вряд ли цена на металл сильно изменится, потому что она определяется глобальным спросом и предложением, но еще одним архаичным механизмом станет меньше», — полагает Ранев.
Однако в период обсуждения и реформирования эксперты не исключают повышенной нервозности игроков. Пока фиксинг будут реформировать, по словам Неустроева, вероятны резкие колебания цены. «Определенная нервозность на рынке появится — и вряд ли пойдет на пользу большинству инвесторов», — предупреждает он.