За последние семь лет работы Панфилов создал более 70 уникальных изделий из дорогих и редких материалов: в изумрудах, опалах и турмалинах предстаeт то уральская природа, то сказы Бажова.
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась выставка екатеринбургского ювелира Анатолия ПАНФИЛОВА. Мастер представил работы за последние несколько лет, а выставку приурочил к золотой свадьбе. В разговоре с «ОГ» ювелир признался: до сих пор подскакивает среди ночи и бежит к верстаку — успеть ухватить образ. Так, работая на одном дыхании, изделие можно собрать всего за ночь. Жена, глядя на ночную работу, только вздыхает: «Опять с ума сошeл...»— Анатолий Степанович, ваша семья — целая ювелирная династия. Сыновья сами выбрали профессию?
— Да как-то само собой так сложилось. У них и вариантов других не было — они со мной лет с пяти комаров кормили, когда я возил их добывать камни и минералы. Я сам 35 лет ходил с рюкзаком, кайлом и лопатой, объехал весь бывший Советский Союз, собрал такую коллекцию! Сыновья Сергей и Максим стали ювелирами, оба — геммологи, работают под моим руководством. И конечно, мне хочется, чтобы династия продолжалась. Но нужно, чтобы ювелирное искусство передавалось не только от отца к сыну. Старые мастера и мои учителя — Хромцов, Устьянцев — ушли, и у нас всe заглохло. Продолжать традиции уральской ювелирной школы некому. Мы недавно вернулись с выставки «Символы Отечества — 2014» в Москве — там все были в шоке от нашего стенда: они и не думали, что наша школа ещe жива...
— Возрождать некому?
— Пытаемся. Когда я только начинал работать, возил с собой по Уралу школьников. Сейчас обещают выделить помещение в Горном университете, если всe получится — мог бы вести там даже несколько групп сразу. Я, можно сказать, последний из могикан, кто ещe работает.
— Почему же мастеров осталось так мало?
— Сейчас всe стало очень сложно. Закрыты шахты — а ведь Урал всегда славился самоцветами! Но чтобы выставляться, свободно работать с драгоценными камнями и металлами, мне пришлось брать лицензию предпринимателя на пять лет. Иначе просто запретят. И без того давят: откуда, мол, вы берeте такие дорогие материалы? А я всe, что заработал за эти пять лет, вложил в камни. У меня множество предложений из зарубежных музеев, но я не продаю коллекцию за границу. Хочу, чтобы мой труд был известен на Урале. Но тут уже сложнее. Иногда дарю что-то музеям, а вот покупать им тяжело. Чтобы как-то выживать и работать, на выставках что-то приходится продавать — нужно ведь покупать материалы, оборудование.
— Ювелирная работа — тяжeлая, кропотливая... Что вдохновляет?
— Природа. В камень можно перенести не только цветок или насекомое, но даже дождь или грозу! Зато если зимой человек надевает такое изделие — сразу погружается в лето...