Выступившие на конференции ораторы дали делегатам Конгресса CIBJO возможность глубже понять проблему выращенных в лаборатории алмазов, называемых также синтетическими. Данная конференция была организована Алмазной комиссией CIBJO при посредничестве Ронни Вандерлиндена (Ronnie Vanderlinden), президента Американской ассоциации производителей и импортеров бриллиантов (Diamond Manufacturers and Importers Association of America, DMIA). Он открыл конференцию, сказав, что нет никаких возражений против торговли синтетикой, если ее происхождение открыто декларируется.
Хотя к данному вопросу в последние пару лет средства массовой информации проявляли большое внимание из-за подмешивания синтетических камней в товарные партии мелкоразмерных бриллиантов, г-н Вандерлинден напомнил, что эта тема не нова и ей уже около 50 лет.
«Не нужно бояться выращенных в лаборатории алмазов, - сказал он. - Они станут частью нашей жизни в будущем, поскольку алмазные рудники истощаются». Г-н Вандерлинден заявил далее, что споры в области синтетики ни к чему не приведут, и призвал к более широкому обсуждению проблемы между сектором синтетических алмазов и сектором природных алмазов.
Г-н Вандерлинден представил российского ученого Андрея Катрушу, эксперта в области выращенных в лаборатории алмазов, который рассказал о различных методах их производства - HPHT и CVD. По его словам, производственные затраты в рамках обоих методов схожи, как схожи и уровни получаемой прибыли. Он отметил, что этот процесс производства уже очень эффективен и большинство полученных таким образом алмазов предназначаются для промышленного использования.
Следующий докладчик, д-р Саймон Лоусон (Simon Lawson), из компании De Beers Technologies UK, рассказал делегатам, что De Beers занимается разработкой технологии обнаружения искусственных алмазов в течение 30 лет и что целью компании является создание соответствующих приборов для поддержание доверия потребителей.
Д-р Лоусон отметил, что, с технической точки зрения, все еще трудно создать идеальный бесцветный алмаз, так как в искусственных камнях часто встречаются металлические включения.
По его словам, ключевыми особенностями выращенных в лаборатории алмазов являются флуоресценция и полосчатость, создающая эффект «террасы» на поверхности камней.
Он сказал, что De Beers уже создала приборы для обнаружения синтетики - DiamondSure, DiamondView и DiamondPlus, и что его подразделение тесно сотрудничает с компанией Element 6 с целью получения наиболее эффективных устройств обнаружения.
De Beers также выпустила прибор для автоматического сканирования (Automated Melee Screening, AMS) мелкоразмерных бриллиантов - от 0.10 до 0.20 карата. В этом году фирма передаст эти установки сайтхолдерам Diamond Trading Company, а также в лабораторию Forevermark в Антверпене.
Д-р Лоусон сообщил, что вероятность обнаружения с помощью установки AMS составляет 98 процентов для камней размером 10 пойнтов; 97 процентов для камней размером пять пойнтов; и 96 процентов для камней размером один пойнт.
Затем выступил президент Комиссии CIBJO по жемчугу Кен Скарpатт (Ken Scarratt), который также является управляющим директором Геммологического института Америки (Gemmological Institute of America, GIA) по Юго-Восточной Азии. По его словам, GIA разработал и изготовил свою машину, DiamondCheck, поскольку обнаружил, что ранее слишком много алмазов передавались на дальнейшие проверки. Среди преимуществ машины было отмечено то, что она дает меньше «ложные показателей» и может также обнаруживать небриллианты.
Говоря о развитии производства искусственных алмазов, Скаpрат отметил, что в последнее десятилетие сделан большой шаг вперед в области создания камней лучшего цвета и чистоты, а также в производстве широкого спектра цветных камней.
Правовой аспект, связанный с выращенными в лаборатории алмазами, представила Сьюзан Фламм (Suzan Flamm), старший юридический советник Комитета по надзору в ювелирной отрасли США (Jewelers Vigilance Committee, JVC). Она отметила, что слова «алмаз» и «синтетический алмаз» имеют четкое определение в рамках Федеральной торговой комиссии США. Она пояснила, что синтетические камни должны квалифицироваться такими словами, как «выращенные в лаборатории», «созданные в лаборатории» или «созданные (таким-то производителем)».
Отсутствие заявления, раскрывающего природу созданного в лаборатории камня, можно рассматривать как нарушение договора и гарантии. Это также расценивается в торговой практике как обман.
Незнание того, что камень является синтетическим, не является средством защиты в соответствии с законодательством США, и в соответствии с американским Законом Лэнхэма (Lanham Act), пострадавшим может быть присуждена компенсация. Поскольку уголовное нарушение требует доказательства намерения обмануть клиента, прокуроры чаще всего прибегают к гражданско-правовым средствам судебной защиты, таким, например, как положение о нарушении договора. Г-жа Фламм посоветовала диамантерам нести ответственность за товары, которые они продают, и быть полностью осведомленными об их происхождении.
Жан-Пьер Шален (Jean-Pierre Chalain), директор департамента алмазов в Швейцарском геммологическом институте (Swiss Gemmological Institute, SSEF) представил автоматический алмазный спектрометр (Automated Diamond Spectral Inspection, ASDI), который может анализировать очень большие объемы мелких алмазов по низким ценам. Он способен определять бесцветные синтетические алмазы, а также алмазы, цвет которых был облагорожен. Производительность прибора составляет 4 000 камней в час.