Новая «Свободная экономическая зона AJA» создана в Ереване для ювелирной отрасли. Путевку в жизнь Правительство ей дало 27 февраля. Вскоре после этого там побывал премьер-министр. Но до красной ленточки еще далеко. Беседа Новости Армении – NEWS.am с генеральным директором новой СЭЗ Артуром Удумяном проходит на фоне ремонта: корпуса бывшего советского предприятия «Авиакомплекс», простаивавшие годами, капитально перестраиваются. Первых резидентов свободная зона примет уже через несколько месяцев. В первую очередь, организаторы зоны, Ассоциация армян-ювелиров (она же AJA) рассчитывают на коллег-армян. Но рады и иностранцам. Тем более что желающие приехать, посмотреть и обдумать – уже есть:
В основном эти компании из Союза армян-ювелиров или есть и не армяне?
Конечно, в первую очередь, мы стремились работать с армянами-ювелирами из своего Союза. Мы хотим связать наших соотечественников с Арменией. Пусть приезжают, обзаводятся домом, дачей, покупают товары. Все от этого только выиграют. Но бизнес, как Вы знаете, вещь интернациональная. И нам интересно посмотреть на культуру иностранных мастеров, а им – на нашу. Какую технику используем, как работаем. Опять-таки, выгодно всем. Помимо армян, заинтересованы предприниматели из Индии, Китая, из Таиланда, Турции. Правда, большинство из Турции – армяне.
Но есть и турки?
Когда я был в Стамбуле, я рассказал им о нашей идее СЭЗ, они заинтересовались. Пускай: не думаю, что это плохо. Бизнес ведь может помогать и политическим решениям. Когда мы начали работать с нашими коллегами из числа константинопольских (стамбульских) армян, мы создали там филиал AJA с правлением из 40 человек. Учредительное собрание я имел честь провести лично.
После этого наши друзья из Стамбула стали приезжать на выставки. Им есть что показать: предприятия у многих довольно крупные. И многие хотят работать здесь. А 20 – 23 марта в самом Стамбуле прошла крупная ювелирная выставка, где приняли участие многие ювелиры нашей Ассоциации. И некоторые уже дали предварительное согласие открыть у нас предприятия – в целом на 100-200 рабочих мест.
А могут ювелиры из Армении открывать здесь дочерние предприятия, ориентированные на экспорт?
Условия в «остальной» Армении для ювелиров почти те же, что у нас. Ведь ювелирная отрасль итак освобождена от НДС. Разница здесь только в налоге на прибыль: здесь его не платят. Но ювелирные предприятия у нас в основном небольшие, и прибыль у них не так высока, чтобы эта разница стала первоочередным вопросом.
Так или иначе, свободные зоны – больше для внешних рынков. Внутренний рынок итак невелик. А в своих странах у приезжих и рынки, и репутация. Сюда они приезжают, чтобы дешево производить и экспортировать домой.
А в Таможенном союзе есть свободные зоны для ювелирной отрасли?
Специализированных ювелирных – нет. Но с нашими коллегами из Таможенного союза мы нормально сосуществуем. У каждого свой бизнес, свои рынки. Напротив, когда здесь заработает СЭЗ, они с удовольствием станут сюда наведываться. Сейчас мы хотим привлекать людей – и бизнес, и просто покупателей – выставками: приезжайте, покупайте, работайте. Нашу ежегодную выставку «Yerevan Show» в октябре мы впервые проведем у себя.
А есть ли в планах оптовая торговля, в частности, биржевая?
Хотим создать биржу, но для алмазов. Ювелирные изделия, как известно, товар штучный, а значит, не биржевой, Кроме биржи планируем пригласить американский сертификационный институт GIA. Вместе с ними можем создать их центр, который будет заниматься сертификацией камней.
Планируете ли продавать ювелирам сырье?
На первом этапе – нет, но потом здесь могут появиться «АЛРОСА» или «De Beers», открыть оптовые пункты.
А что за производство здесь будет – ювелирное и гранильное, или будет и аффинаж?
Будет и ювелирное дело, и гранильное. А аффинаж золота, сертифицированные банковские слитки – это сложно. Я знаю, что председатель Ассоциации ювелиров Армении Эмиль Григорян несколько раз говорил о такой задаче. Если кто-то захочет за это взяться – что же, мы будем очень рады.
Режим экспорта в Таможенный союз будет такой же, что для стран вне ТС?
Думаю, что нет. Все же эта продукция выпускается в Армении, и ее сертификат происхождения будет армянским. Другой вопрос, что со странами Таможенного союза нужно прийти к взаимопониманию. Но эту практику, я думаю, коллеги сочтут нормальной, ведь свои СЭЗ есть и у них. Мы попросили Министерство экономики и лично министра Аванесяна, чтобы при переговорах учитывались и интересы нашей отрасли. А это значит – интересы тысяч людей на производстве.
Для сравнения – какой будет в Армении конечная стоимость кольца себестоимостью порядка 100 долларов, произведенного в СЭЗ и вне ее?
Такие сравнения проводить трудно. И изделия бывают разные, и инструмент. У кого-то он старый, зато мастерство блестящее. А на другом конце – последние технологии: 3D-машина выдает заготовки по модели, остается только отполировать. Это разница между уникальными и серийными изделиями: разные клиенты, разные рынки.
От технологии может зависеть и цена. Опять-таки, недавно появились технологии, которые позволят получить наилучший эффект, расставив рядом очень мелкие камни. А цена на драгоценные камни, как Вы знаете, растет с размером – и в геометрической прогрессии. Значит, если ты используешь мелкие камни, а игра света у тебя та же, ты выигрываешь в себестоимости.
Сырье завозится в СЭЗ в режиме временного импорта?
Да. Но без временной привязки. Держи золото сколько хочешь, работай не спеша. Единственное условие – чтобы беспошлинное сырье не вывозилось на остальную территорию Армении.
В бизнес-плане СЭЗ центр «EVConsulting» указывал, что у вас может открыться до 2 тысяч рабочих мест. Это молодежь или опытные мастера на более удобном месте?
На днях у меня был молодой человек, открывший в Российско-Армянском университете школу ювелирного дизайна и мастерства. Мы готовы сотрудничать с ним и в будущем принимать на работу его выпускников. Все же мы больше хотим работать с молодыми. Современные технологии требуют новых знаний. Старые мастера превосходны. Но мы не хотим ни у кого переманивать людей. Хотя здоровая конкуренция, так или иначе, полезна. Но мы просто хотим создать хорошую кадровую базу для резидентов.
Для этого председатель AJA Гагик Геворкян и министр образования и науки Армен Ашотян недавно подписали договор о сотрудничестве. Сюда войдет подготовка кадров и для высшего образования, и для среднего специального. В последнее время с этой целью мы пригласили к себе руководителей средних специальных учебных заведений. Присутствовал и проректор по учебной части Государственного инженерного университета Армении. Мы обсуждали – как готовить технарей и менеджеров. С ними мы на постоянной связи, получаем данные о выпускниках. Если они сейчас не в профессии – хотим найти их и переподготовить. А новым студентам – дать возможность пройти практику на производстве.
А есть ли в мире ювелирные СЭЗ?
Конечно. Недавно я побывал на такой в Дубае. Наш председатель Гагик Геворкян – в Таиланде и Китае. Работают хорошо, интересно. Но мы заметили и другое. Они довольно либеральны. Нет каких-то сверхзакрытых режимов. Это и понятно. К ним в день заходят десятки и сотни людей. И у нас будет то же самое. Невозможно за всеми уследить, каждого останавливать и осматривать с головы до ног. За рубежом тоже так не делают. Работодатель дает килограмм золота – столько же требует в виде готовых изделий.
Конкурируете ли с другими СЭЗ?
Конечно. Конкуренция будет и по услугам, и по инфраструктуре, и по кадрам, что очень важно. И – по зарплатам. Но и по характеристикам мастеров. Когда едешь в Китай, то основные преимущества знаешь. Исполнительные, дисциплинированные. Приходишь в Армению – знаешь, что тут есть мастерство, ум гибкий, руки хорошие, только дисциплина не всегда, может, такая, как в Китае.
Может, ваша будет работать, в первую очередь, на Россию?
Конечно. В первую очередь – это российская компания «Эстет» председателя нашей Ассоциации Гагика Геворкяна. Первым резидентом у нас должен стать именно «Эстет», он откроет серьезное производство.
Учитывая нашу близость и связи с Россией, конечно, интерес к российскому рынку велик. И многие европейцы, что бы они ни говорили, тоже хотят туда попасть. Но с другой стороны, у каждого рынка есть своя культура, свои возможности. На европейских рынках конкуренция выше, и это заставляет тебя работать по более серьезным технологиям, работать смелее.
Беседовал Арам Гарегинян