Вопросы применения положений Федерального закона «О ломбардах»

Раздел: Ломбарды
13 марта 2014 г.

Пред­ла­га­ем озна­ко­мить­ся с ин­фор­ма­ци­ей Ли­ги лом­бар­дов по во­про­сам при­ме­не­ния по­ло­же­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О лом­бар­дах», всту­па­ю­щих в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г. и 01 июля 2014 г., разо­слан­ной участ­ни­кам Ли­ги за исх. № б/н от 13.03.2014 г.

По­сле пуб­ли­ка­ции но­вой ре­дак­ции Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О лом­бар­дах» (да­лее — За­кон о лом­бар­дах) с из­ме­не­ни­я­ми и до­пол­не­ни­я­ми, всту­па­ю­щи­ми в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г., а так­же 01 июля 2014 г., Ли­гу лом­бар­дов бук­валь­но «за­хлест­нул» по­ток во­про­сов по но­во­му за­ко­но­да­тель­ству. Учи­ты­вая это, в на­сто­я­щей ин­фор­ма­ции да­ны от­ве­ты на наи­бо­лее ти­пич­ные во­про­сы, от­ра­жа­ю­щие по­зи­цию Ли­ги лом­бар­дов на на­сто­я­щий мо­мен­т[1].

1.Во­прос: «В­пра­ве ли лом­бард по­сле 1 июля 2014 г. вы­да­вать зай­мы под за­лог в том же по­ряд­ке, как и рань­ше?»
От­вет: 1 июля 2014 г. - да­та вступ­ле­ния в си­лу но­вой ча­сти 1.1 ста­тьи 2 За­ко­на о лом­бар­дах. Этой нор­мой уста­нов­ле­но, что «лом­бар­ды впра­ве осу­ществ­лять про­фес­си­о­наль­ную де­я­тель­ность по предо­став­ле­нию по­тре­би­тель­ских зай­мов в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О по­тре­би­тель­ском кре­ди­те (зай­ме)» (да­лее — За­кон о по­тре­би­тель­ском зай­ме). При этом ба­зо­вые по­ло­же­ния За­ко­на о лом­бар­дах (ча­сти 1,2,3 ста­тьи 2, ста­тьи 7, 12, 13) и Граж­дан­ско­го ко­дек­са РФ (ГК РФ) (ст. 358), ре­гу­ли­ру­ю­щие во­про­сы вы­да­чи зай­ма под за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства граж­дан не из­ме­ни­лись (кро­ме огра­ни­че­ния вре­ме­ни при­е­ма в за­лог).
Та­ким об­ра­зом, с 01 июля 2014 г. лом­бард впра­ве предо­став­лять два раз­ных ви­да зай­ма: за­ем (без огра­ни­че­ния це­ли ис­поль­зо­ва­ния по­лу­чен­ных сред­ств) под за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства граж­дан (в со­от­вет­ствии с вы­ше­ука­зан­ны­ми ста­тья­ми За­ко­на о лом­бар­дах и ГК РФ) и по­тре­би­тель­ский за­ем, т. е. де­неж­ные сред­ства, предо­став­лен­ные за­ем­щи­ку в це­лях, не свя­зан­ных с осу­ществ­ле­ни­ем пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном За­ко­ном о по­тре­би­тель­ском зай­ме. Иное тол­ко­ва­ние бы­ло бы обос­но­ван­ным толь­ко в слу­чае от­ме­ны ба­зо­вых норм За­ко­на о лом­бар­дах и ГК РФ. Сле­ду­ет под­черк­нуть, что де­я­тель­ность по предо­став­ле­нию по­тре­би­тель­ских зай­мов — это пра­во, а не обя­зан­ность лом­бар­дов.

2.Во­прос: «Ка­кие из­ме­не­ния в ру­ко­вод­стве лом­бар­да долж­ны быть про­ве­де­ны в свя­зи с вне­се­ни­ем в За­кон о лом­бар­де ста­тьи 2.1 «Тре­бо­ва­ния к ор­га­нам управ­ле­ния лом­бар­да?»
От­вет: Со­глас­но ука­зан­ной ста­тье с 01 ап­ре­ля 2014 г. вво­дят­ся огра­ни­че­ния уча­стия в ру­ко­вод­стве лом­бар­да лиц, име­ю­щих опре­де­лен­ные пра­во­на­ру­ше­ния, а так­же лиц, име­ю­щих не сня­тую или не­по­га­шен­ную су­ди­мость за со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ний в сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и пре­ступ­ле­ний про­тив го­су­дар­ствен­ной вла­сти[2].
Посколь­ку в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве лом­бар­дов со­вет ди­рек­то­ров и кол­ле­ги­аль­ный ис­пол­ни­тель­ный ор­ган не со­зда­ют­ся, а ру­ко­вод­ство ор­га­ни­за­ци­ей осу­ществ­ля­ет­ся еди­но­лич­ным ис­пол­ни­тель­ным ор­га­ном (ге­не­раль­ным ди­рек­то­ром, ди­рек­то­ром и т. д.), то огра­ни­че­ния ре­аль­но в боль­шин­стве лом­бар­дов от­но­сят­ся толь­ко к ру­ко­во­ди­те­лю ор­га­ни­за­ции.
Пред­став­ля­ет­ся, что пра­во­на­ру­ши­те­лей и лиц, име­ю­щих су­ди­мо­сти, сре­ди ру­ко­во­ди­те­лей лом­бар­дов прак­ти­че­ски нет. Но там, где в си­лу ст. 2.1 За­ко­на о лом­бар­дах, ру­ко­во­ди­тель не впра­ве за­ни­мать эту долж­но­сть, учре­ди­те­ли (ак­ци­о­не­ры) лом­бар­да долж­ны при­нять ре­ше­ние о за­ме­не ру­ко­во­ди­те­ля еще до 01 ап­ре­ля 2014 г. При этом на за­ме­сти­те­лей ру­ко­во­ди­те­ля огра­ни­че­ния не рас­про­стра­ня­ют­ся.

3.Во­прос: «Ка­ко­вы тре­бо­ва­ния к учре­ди­те­лям (у­част­ни­кам) лом­бар­да?»
От­вет: С 01 ап­ре­ля 2014 г. всту­па­ет в си­лу ста­тья 2.2 За­ко­на о лом­бар­дах «Тре­бо­ва­ния к учре­ди­те­лям (у­част­ни­кам) лом­бар­да», име­ю­щая це­лью огра­ни­чить воз­мож­но­сти лиц, име­ю­щих су­ди­мо­сть, вли­ять на ре­ше­ния, при­ни­ма­е­мые об­щим со­бра­ни­ем участ­ни­ков (ак­ци­о­не­ров) лом­бар­да. Прак­ти­че­ское со­дер­жа­ние ста­тьи сво­дит­ся к двум ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям (но не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ими):

  • фи­зи­че­ские ли­ца, име­ю­щие не сня­тую или не­по­га­шен­ную су­ди­мость за пре­ступ­ле­ния в сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти или пре­ступ­ле­ния про­тив го­су­дар­ствен­ной вла­сти² впра­ве рас­по­ря­жать­ся толь­ко ме­нее, чем 10% го­ло­сов, при­хо­дя­щих­ся на го­ло­су­ю­щие до­ли (ак­ции), со­став­ля­ю­щие устав­ной ка­пи­тал лом­бар­да, да­же ес­ли до­ля (у­част­ни­ка (ак­ци­о­не­ра)) учре­ди­те­ля в устав­ном ка­пи­та­ле со­став­ля­ет 10% и бо­ле­е;
  • ли­ца, вла­де­ю­щие 10 и бо­лее про­цен­та­ми ак­ций (до­лей) в устав­ном ка­пи­та­ле лом­бар­да (а та­кие участ­ни­ки име­ют­ся в боль­шин­стве ор­га­ни­за­ций) долж­ны на­прав­лять уве­дом­ле­ние в лом­бард и в Банк Рос­сии в по­ряд­ке и сро­ки, уста­нов­лен­ные нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми Бан­ка Рос­сии.

По­ка со­от­вет­ству­ю­щие нор­ма­тив­ные ак­ты Бан­ком Рос­сии не при­ня­ты. Од­на­ко, по­сколь­ку со­дер­жа­ние уве­дом­ле­ния уже опре­де­ле­но За­ко­ном о лом­бар­дах, пред­став­ля­ет­ся пра­виль­ным, что­бы учре­ди­те­ли (у­част­ни­ки) лом­бар­да, вла­де­ю­щие 10 и бо­лее про­цен­та­ми до­лей (ак­ций) устав­но­го ка­пи­тал с 01 ап­ре­ля 2014 г. со­от­вет­ству­ю­щее уве­дом­ле­ние в Банк Рос­сии и лом­бард на­прав­ля­ли, что­бы ис­клю­чить рис­ки. Уве­дом­ле­ние, по на­ше­му мне­нию, сле­ду­ет по­ка на­прав­лять не­по­сред­ствен­но в Банк Рос­сии, как ука­за­но в За­ко­не о лом­бар­дах, а так­же — в лом­бард.

4.Во­прос: «В ка­кое под­раз­де­ле­ние Бан­ка Рос­сии и ка­кую от­чет­ность дол­жен предо­став­лять лом­бард?»
От­вет: Ста­тья 2 За­ко­на о лом­бар­дах до­пол­не­на ча­стью 8, ко­то­рая всту­па­ет в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г. и уста­нав­ли­ва­ет обя­зан­но­сти лом­бар­да вы­пол­нять пред­пи­са­ния Бан­ка Рос­сии и предо­став­лять в Банк Рос­сии до­ку­мен­ты, со­дер­жа­щие от­чет о сво­ей де­я­тель­но­сти и об ор­га­нах управ­ле­ния лом­бар­да в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Бан­ком Рос­сии. По­ка та­кой по­ря­док не уста­нов­лен. За­кон о лом­бар­дах не уста­нав­ли­ва­ет да­же об­щие тре­бо­ва­ния к со­дер­жа­нию от­че­та лом­бар­да, по­это­му, по на­ше­му мне­нию, в дан­ном слу­чае сле­ду­ет до­ждать­ся уста­нов­ле­ния Бан­ком Рос­сии со­от­вет­ству­ю­ще­го по­ряд­ка.

5.Во­прос: «В­пра­ве ли лом­бард вы­да­вать зай­мы круг­ло­су­точ­но?»
От­вет: Всту­па­ю­щая в си­лу 01 ап­ре­ля 2014 г. но­вая ре­дак­ция ста­тьи 3 За­ко­на о лом­бар­дах уста­нав­ли­ва­ет, что лом­бард впра­ве с 8 ча­сов до 20 ча­сов по мест­но­му вре­ме­ни при­ни­мать в за­лог и на хра­не­ние дви­жи­мые ве­щи (дви­жи­мое иму­ще­ство) при­над­ле­жа­щие за­ем­щи­ку или по­кла­же­да­те­лю и пред­на­зна­чен­ные для лич­но­го по­треб­ле­ния, за ис­клю­че­ни­ем ве­щей, изъ­ятых из обо­ро­та, а так­же ве­щей, на обо­рот ко­то­рых за­ко­но­да­тель­ством РФ уста­нов­ле­ны со­от­вет­ству­ю­щие огра­ни­че­ния. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся, что в пе­ри­од по­сле 20 ча­сов и до 8 ча­сов при­ни­мать в за­лог и на хра­не­ние ве­щи нель­зя. Со­глас­но ча­сти 1 ста­тьи 7 За­ко­на о лом­бар­дах по усло­ви­ям до­го­во­ра зай­ма лом­бард пе­ре­да­ет зай­мы граж­да­ни­ну — за­ем­щи­ку, а за­ем­щик, од­но­вре­мен­но яв­ля­ю­щий­ся за­ло­го­да­те­лем, пе­ре­да­ет лом­бар­ду, яв­ля­ю­ще­е­ся пред­ме­том за­ло­га.
Та­ким об­ра­зом, зай­мы под за­лог дви­жи­мо­го иму­ще­ства, пред­на­зна­чен­но­го для лич­но­го по­треб­ле­ния лом­бард круг­ло­су­точ­но, по-ви­ди­мо­му, вы­да­вать не впра­ве[3].
Огра­ни­че­ние вре­ме­ни при­е­ма в за­лог пред­став­ля­ет­ся стран­ным, ущем­ля­ю­щим за­кон­ные ин­те­ре­сы не толь­ко лом­бар­да, но, глав­ное, ра­бо­та­ю­щих граж­дан, осо­бен­но тех, кто тра­тит зна­чи­тель­ное вре­мя на до­ро­гу от до­ма до ра­бо­ты. Те­перь эти граж­да­не вы­нуж­де­ны об­ра­щать­ся за зай­ма­ми не в лом­бард, а в не име­ю­щие огра­ни­че­ний по вре­ме­ни мик­ро­фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, где про­цент­ные став­ки го­раз­до вы­ше. Пред­став­ля­ет­ся, что лом­бар­ды долж­ны до­би­вать­ся от­ме­ны та­ко­го огра­ни­че­ния, в т.ч. че­рез де­пу­та­тов в сво­их ре­ги­о­нах.
В то же вре­мя лом­бард мо­жет вы­да­вать зай­мы в лю­бое вре­мя (круг­ло­су­точ­но), осу­ществ­ляя кре­ди­то­ва­ние в рам­ках За­ко­на о по­тре­би­тель­ском кре­ди­те (зай­ме).
Бо­лее по­дроб­но но­вые по­ло­же­ния За­ко­на о лом­бар­дах бу­дут рас­кры­ты в из­да­ва­е­мой по ини­ци­а­ти­ве Ли­ги лом­бар­дов кни­ге «Ком­мен­та­рий к Фе­де­раль­но­му за­ко­ну «О лом­бар­дах» часть 2», ко­то­рую пла­ни­ру­ет­ся вы­пу­стить в кон­це мар­та-на­ча­ле ап­ре­ля 2014 г.
Ин­фор­ма­ция об усло­ви­ях по­лу­че­ния Кни­ги бу­дет до­ве­де­на до участ­ни­ков со­об­ще­ства в бли­жай­шее вре­мя.

Ли­га лом­бар­до­в


[1] По­зи­ция Ли­ги лом­бар­дов мо­жет из­ме­нить­ся, в том чис­ле при вне­се­нии по­пра­вок в за­ко­ны, из­да­нии нор­ма­тив­ных ак­тов и разъ­яс­не­ний Бан­ка Рос­сии, о ко­то­рых не­за­мед­ли­тель­но бу­дут про­ин­фор­ми­ро­ва­ны участ­ни­ки Ли­ги.

[2] Для пра­виль­но­го от­не­се­ния лиц, име­ю­щих су­ди­мо­сть, к ука­зан­ным ви­дам пре­ступ­ле­ний, це­ле­со­об­раз­но изу­чить гла­вы 22 (Пре­ступ­ле­ния в сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти) и раз­дел 10 (Пре­ступ­ле­ния про­тив го­су­дар­ствен­ной вла­сти) Уго­лов­но­го ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

[3] Не ис­клю­че­но, что су­ще­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка за­ко­на все же до­пус­ка­ет при­ем в за­лог и, со­от­вет­ствен­но, вы­да­чу зай­ма в пе­ри­од по­сле 20 ча­сов и до 8 ча­сов, од­на­ко прак­ти­че­ское при­ме­не­ние та­ко­го вы­во­да не­сет се­рьез­ные рис­ки.

[ ligalomb.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->