Дагестан издревле славился народными ремеслами. Практически их столько же, сколько и языков, и потому по праву Дагестан – не просто Страна гор, языков, но и ремесел. А каждое ремесло имело здесь свою философию, мифологию, палитру оттенков почерков и стилей, создавая вокруг себя культуру мастерства.
Исторически сложилось так, что Дагестан всегда славился своими мастерами-ювелирами, которые из поколения в поколение создавали богатейшие традиции, школы, собственный национальный стиль в ювелирном искусстве. Далеко за своими пределами славились такие центры, как Кубачи, Кази-Кумух, Гоцатль, Казанище, Чох, Ругуджа. Одетое в серебро и золото, украшенное гравированным черневым узором парадное оружие, необычайные, удивительные по красоте женские украшения повсеместно создавались в Дагестане, неся в себе этнические особенности и талант народа. Дагестанские ювелиры владели всеми техническими приемами ювелирного дела, чувствовали и понимали металл и камень, веками создавали необычайной красоты и сложности узоры и орнаменты для своих изделий.
Одним из крупных центров народных художественных промыслов вот уже более 300 лет является селение Гоцатль Хунзахского района Дагестана. Здесь издавна получили развитие такие виды народных ремесел, как изготовление медно-чеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство, выделка безворсовых ковров «давагьин». В прошлом аварские селения Гоцатль и Ичичали обеспечивали медной посудой центральные и северные районы Нагорного Дагестана. Мастера медночеканщики изготовляли разнообразную бытовую утварь: большие луженные, отделанные гравированным и рельефным чеканным орнаментом водоносные кувшины, малого размера кувшины для питья и умывания, ритуальные подносы с крупным орнаментом, котлы и другую кухонную посуду.
В XVII-XVIII веках в Гоцатле значительного развития достигло ювелирное искусство – изготовление традиционных женских украшений из серебра: всевозможных подвесок, браслетов, колец, серег, нашивок на головной убор, поясов, пуговиц и т.д., украшенных черневым узором, зернью, накладной филигранью, инкрустированные полудрагоценными камнями или цветным стеклом.
В XIX веке мастера-ювелиры Гоцатля достигли большого совершенства в изготовлении серебряных мужских наборных поясов, газырей, в художественной отделке серебром и чернью кинжалов, шашек и кремневых пистолетов. Нам известна целая плеяда прославленных мастеров оружейного и ювелирного дела, работавших у себя в Гоцатле в XIX веке и прославивших так называемое «аварское серебро» в Дагестане и за его пределами. Среди них – потомственные серебряники, братья Магомед (1850-1940) и Исмаил (1857-1920) Газиевы, их потомки Шамиль (1891 г.р.) и Джамалудин Газиевы, Магомед Джамалудинов, Магомед Исмаилов (1900 г.р.), а также мастер Магомед-Гаджи Магомедбеков (1837-1937), его сыновья Гаджияв (1892 г.р.), Магомед (1905 г.р.) и внук Магомед Гаджиев (1922 г.р.). Работы некоторых из мастеров хранятся ныне в Государственном историческом музее (Магомед Газиев, Гаджияв Магомедбеков).
В конце XIX века одним из самых известных мастеров-ювелиров Дагестана был Чаландар из Гамсутля. Молодой талантливый мастер Магомед, сын Газиява, познакомился с мэтром в Темир-Хан-Шуре, когда он продавал свои работы, выдавая их за работу Чаландара. Чаландар высоко оценил работы Магомеда и сказал, что смело может заявить о себе.
В первой половине XX века ювелирное искусство гоцатлинцев стало приходить в упадок. Сохранить вековые традиции и связь поколений, возродить секреты мастерства, былую славу аварского серебра выпало на долю потомственного мастера-ювелира, ныне народного художника России и Дагестана Магомеда Казиевича Джамалудинова.
Наш современник Магомед Джамалудинов, потомственный (в 11 поколении) мастер-ювелир из аварского селения Гоцатль. Рано началась трудовая деятельность Джамалудинова. В военном 1944 году, по окончании 7-го класса, он работает учителем младших классов в Кахибском районе. Затем заведующим Зиранинской начальной школы Унцукульского района. После войны заочно окончил Унцукульскую среднюю школу и 2-годичные педагогические курсы в Махачкале. Работает директором Новомехельтинской, Гимринской средних школ, инспектором Унцукульского РАЙОНО. А в 1955 году, оставив педагогическую работу, он целиком посвящает себя потомственному ремеслу своих предков – ювелирному делу, которым он занимался все эти годы каждую свободную минуту.
Впервые пятилетним ребенком взял Магомед в руки ювелирный инструмент – шило, которое специально смастерил для него его дед, прославленный ювелир Магомед Газиев. Еще в детстве он овладел азами мастерства, приняв эстафету у своего деда. Долго и кропотливо постигал Магомед это тонкое ремесло, которое в дальнейшем стало делом его жизни. С 1955 по 1958 год М. Джамалудинов работает мастером-ювелиром сначала в Орджоникидзе (Владикавказ), затем в Тбилиси. С 1958 по 1964 год создает и бессменно руководит вначале артелью, а затем художественным комбинатом в Гоцатле. Начав работу в маленькой мастерской с 10 учениками, Джамалудинов за короткий срок создает многопрофильный коллектив в 200 человек, отстроив двухэтажное, прекрасно оборудованное здание и создав все необходимые условия для работы и творчества.
Требовательность к себе, ответственность и любовь к делу его отцов приводит Джамалудинова к решению учиться. Будучи опытным мастером, он покидает на пять лет Дагестан, созданный собственными усилиями и стараниями художественный комбинат в Гоцатле, семью – для того, чтобы пополнить свои знания и мастерство. Используя последний шанс в возрастном цензе для поступающих, Джамалудинов становится студентом Московского технологического института, отделения художественной обработки металла. С любовью он отзывается о годах, проведенных здесь, и особенно о своем старшем друге и наставнике, потомственном русском ювелире А. Ефимове, который ввел его в сказочный, пленительный мир филиграни. Именно эта техника, необычайно сложная, но столь же изысканная, становится у мастера одной из ведущих в его творчестве.
Мастер понимает свое призвание очень широко – творить, учить, передавать, сохранять богатое наследие прошлого. Как говорит сам Магомед Казиевич, никогда он не мог спокойно сидеть, занимаясь только «ювелиркой». Беспокойная душа, патриотизм, высокие организаторские способности всегда держали его в гуще событий художественной жизни Дагестана.
Одним из первых в республике Джамалудинов говорил на всех уровнях о необходимости сохранять и развивать народные художественные промыслы. И реализовывал это на деле. В разные годы он занимался преподавательской работой, при этом никогда не бросал своего дела. Магомед Казиевич участвовал в организации художественно-графического факультета ДГПИ, был директором художественного училища им. М. Джемала, а в середине1980-х годов организовал и до последних лет возглавляет Махачкалинский художественный комбинат, где воспитал и научил этому тонкому ремеслу более 300 одаренных юношей и девушек, обучив их секретами художественного литья, гравировки, черни, филиграни. А сегодня, несмотря на преклонный возраст, мастер готов возглавить и передавать свой уникальный опыт в Школе Джамалудинова, проектируемой на уровне правительства Дагестана.
Удивительно многогранна личность мастера, и его мир творчества не ограничивается ювелирным искусством. Он работает в живописи и пластике. Более ста полотен разных жанров вышло из-под его кисти. Это и батальные картины о Кавказской войне, и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Еще он и довольно интересный скульптор – в металле, гипсе, в дереве и глине создает скульптурные композиции, бюсты, панно, чаши. Это как бы отдушина, где он воплощает свои мысли, идеи, развиваясь как подлинная творческая личность, источниками которого служат неиссякаемая энергия и талант.
Но, конечно, в первую очередь имя его неразрывно связано с ювелирным искусством Дагестана, на поприще которого он творчески работает более 60 лет. За свою жизнь он создал немало подлинных произведений. Что же отличает этого мастера? Его рукам подвластно практически все – любой материал, любая техника. Ему одинаково хорошо даются различные формы и модели, которые он создает, – женские украшения, посудные и подносные предметы, обложки книг. Мастер в совершенстве владеет всеми традиционными ювелирными техниками: гравировкой, чернью, позолотой, филигранью, эмалью, чеканкой, резьбой по камню и кости, штампом, оксидировкой. Материалом для работы служат традиционные серебро и золото, палладий, а также мельхиор, латунь, различные сплавы.
Есть у Джамалудинова еще одна малоизвестная грань его творчества. Он не только искусно использует драгоценные и поделочные камни в своих роскошных женских украшениях – колье, браслетах, кольцах, но и великолепно сам их гранит, обрабатывает, шлифует, придавая камню ту или иную форму, выявляя декоративные особенности каждого из них: от рубина, изумруда и суперциркония до поделочных малахита, нефрита, сердолика, яшмы, обсидиана и бирюзы.
Его можно назвать вечным экспериментатором «души» и «тела» изделия. Часто, беря за основу традиционно дагестанскую форму – кубачинский браслет, водоносный гоцатлинский кувшин, в плане декоративного их решения он подходит новаторски, а подчас просто смело, используя элементы и орнаментальные композиции различных художественных стилей: элементы барокко, рококо, модерн. Каждое изделие самоценно, во всем виден индивидуальный подход и авторский почерк. Сам художник говорит о себе: «Я делаю то, что никто не делает. Пусть это звучит нескромно, но таких мастеров, как я, мало. Может, только кубачинец Гаджи-Бахмуд Магомедов». Глядя на их произведения, понимаешь, что скромность здесь воистину неуместна.
Магомед Казиевич Джамалудинов – многогранный художник-мастер, имеющий колоссальный опыт, в совершенстве владеющий многими видами народного декоративно-прикладного искусства. Ему свойственны постоянный поиск, оригинальные решения, смелые предложения. Он творчески экспериментирует в композиционных и орнаментальных решениях, восстанавливает исконно народные, забытые технологии и приемы изготовления ювелирных изделий из благородных металлов. Новаторские открытия Джамалудинова в технике и технологии филиграни довели, по всеобщему признанию, до фантастических форм изящество, тонкость и поэзию головокружительного ажура из золотой нити. Ажурная и накладная филигрань являются визитной карточкой Джамалудинова, ставшего фактически родоначальником современного направления филигранного искусства в Дагестане. Если в свое время филигрань использовалась мастерами как часть декора в предметах украшения, то с подачи Джамалудинова филигранное искусство приобрело статус самостоятельного вида со всеми вытекающими характеристиками и особенностями. Филигранное мастерство Джамалудинова отличается ярким национальным характером, совмещенным со строгим академизмом. Четкие рациональные мотивы чередуются с изящной ветвистой ажурной филигранью.
За каждым изделием стоят годы кропотливого, колоссального труда, своя история, трудности и победы. Весьма интересна история одной из работ Магомеда Казиевича – декоративного кувшина под названием «Восточная рапсодия». Более 10 лет трудился над ней мастер, еще 5 лет простояла она за плотной дверью сейфа, ожидая своего часа. И только весной 1996 года предстала «Восточная рапсодия» во всей своей красе на суд зрителей на большой персональной выставке Джамалудинова. Смотришь на кувшин и кажется, что это чудо – абсолютно нерукотворная вещь, выполненная из воздушных золотых нитей. В основу мастер взял форму традиционного дагестанского кувшина – кумгана, модель которого стройна и грациозна. Более миллиона припаянных элементов, вставки из малахита и цветной эмали, гравировка, чернь, позолота – составляющие этого удивительного творения. Тонкая и виртуозная работа, будто сплетенная тонкими девичьими руками золотое ажурное кружево в сочетании со строгими и лаконичными элементами и создают ту удивительную «джамалудиновскую» гармонию.
Народный мастер ювелирного искусства Магомед Казиевич Джамалудинов обучил и воспитал сотни учеников-подмастерьев в настоящих творцов прекрасного, продолжателей древнего ремесла горцев. Он обучил их не только тайнам превращения холодного металла в живые плетенья растительных орнаментов и необработанного самоцвета в россыпи богатого соцветия драгоценных камней. Прежде всего, он научил своих учеников любви, творческому отношению к народному искусству, умению вложить душу и трепетное отношение в развитии самобытных народных традиций в современном ювелирном искусстве Дагестана.
Более 800 изделий из драгоценных и благородных металлов сотворено чудотворными руками «мастера серебряных дел» («арцул устара»). Многие уникальные работы мастера представлены в лучших музеях страны – Оружейной палате Кремля, Русском музее, Музее декоративно-прикладного искусства народов России. Большая коллекция работ разных лет представлена в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и Дагестанском государственном объединенном историческом и архитектурном музее им. А. Тахо-Годи.
Среди многочисленных выставок, посвященных творчеству Джамалудинова, персональная юбилейная выставка, посвященная 85-летию автора в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, наиболее полно охватывает не только все творческие этапы, но и направления его деятельности. На выставке, которая проходит в эти дни, возможно, впервые широко представлено и изобразительное искусство мастера.
Более двадцати живописных полотен, серия графических работ и скульптура представляют еще одну грань мастера. Для ювелира Джамалудинова живопись – это свидетельство безграничности творческих идей и воплощений – как отдушина, как внутренний диалог с миром. Большие картины – пейзажи, на них, на первый взгляд, – родные места, приглядевшись – воображаемые дали – красивые и монументальные. В них непременно присутствует большое крепкое раскидистое дерево, часто сосна. Похоже, это некий образ-символ, в котором угадывается сам автор. Пейзажи написаны густо, плотно, как правило, в состоянии вечернего заката или раннего утреннего рассвета, их «гобеленовая тканева» фактура придает картинам еще большую величавость и напряженность. И это вполне перекликается с его ювелирным творчеством, с его подходом к декорированию, стремлению усложнять задачу, усиливать эффект.
И если пейзажи Джамалудинова монументальны и напористы, то его портреты демонстрируют нам аскетичность, сдержанность формы, философское содержание, камерную форму. Герои портрета – близкие и далекие люди, есть автопортреты, есть копии, как подражание великим. В портретах Джамалудинова чувствуется перекличка с ранним русским светским портретом – в настроении, в тональности, в колорите. Художник пытается передать не просто внешнее сходство, но и свойства человека, и это чувствуется. Изобразительный блок выставки, помимо живописи и графики, дополняют и оригинальные объемные формы – скульптуры, выполненные в дереве, – полуабстрактные, очень эмоциональные портреты-образы.
Можно по разному относиться к тому, что мы видим, можно находить плюсы и минусы, но главное при этом понимать, что художник – ювелир, берущийся за кисть, карандаш или стеку, не пытается нам понравиться, не сдает экзамен. Как подлинный художник он волен в выборе средств и форм, чтобы честно и откровенно, оголяя свой мир, свою душу перед зрителем творить и через творчество донести до нас свои мысли, свое понимание красоты и разнообразие мира.