Потомственный мастер-ювелир из Гоцатля Магомед Джамалудинов более 60 лет работает на своем поприще

Раздел: Ювелиры и компании
07 января 2014 г.

Да­ге­стан из­древ­ле сла­вил­ся на­род­ны­ми ре­мес­ла­ми. Прак­ти­че­ски их столь­ко же, сколь­ко и язы­ков, и по­то­му по пра­ву Да­ге­стан – не про­сто Стра­на гор, язы­ков, но и ре­ме­сел. А каж­дое ре­мес­ло име­ло здесь свою фи­ло­со­фию, ми­фо­ло­гию, па­лит­ру от­тен­ков по­чер­ков и сти­лей, со­зда­вая во­круг се­бя куль­ту­ру ма­стер­ства.

Исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что Да­ге­стан все­гда сла­вил­ся сво­и­ми ма­сте­ра­ми-юве­ли­ра­ми, ко­то­рые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние со­зда­ва­ли бо­га­тей­шие тра­ди­ции, шко­лы, соб­ствен­ный на­ци­о­наль­ный стиль в юве­лир­ном ис­кус­стве. Да­ле­ко за сво­и­ми пре­де­ла­ми сла­ви­лись та­кие цен­тры, как Ку­ба­чи, Ка­зи-Ку­мух, Го­цатль, Ка­за­ни­ще, Чох, Ру­гуд­жа. Оде­тое в се­реб­ро и зо­ло­то, укра­шен­ное гра­ви­ро­ван­ным чер­не­вым узо­ром па­рад­ное ору­жие, не­обы­чай­ные, уди­ви­тель­ные по кра­со­те жен­ские укра­ше­ния по­все­мест­но со­зда­ва­лись в Да­ге­ста­не, не­ся в се­бе эт­ни­че­ские осо­бен­но­сти и та­лант на­ро­да. Да­ге­стан­ские юве­ли­ры вла­де­ли все­ми тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми юве­лир­но­го де­ла, чув­ство­ва­ли и по­ни­ма­ли ме­талл и ка­мень, ве­ка­ми со­зда­ва­ли не­обы­чай­ной кра­со­ты и слож­но­сти узо­ры и ор­на­мен­ты для сво­их из­де­лий.

Од­ним из круп­ных цен­тров на­род­ных ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов вот уже бо­лее 300 лет яв­ля­ет­ся се­ле­ние Го­цатль Хун­зах­ско­го рай­о­на Да­ге­ста­на. Здесь из­дав­на по­лу­чи­ли раз­ви­тие та­кие ви­ды на­род­ных ре­ме­сел, как из­го­тов­ле­ние мед­но-че­кан­ных из­де­лий, юве­лир­ное де­ло и ору­жей­ное про­из­вод­ство, вы­дел­ка без­вор­со­вых ков­ров «да­ва­гьин». В про­шлом авар­ские се­ле­ния Го­цатль и Ичи­ча­ли обес­пе­чи­ва­ли мед­ной по­су­дой цен­траль­ные и се­вер­ные рай­о­ны На­гор­но­го Да­ге­ста­на. Масте­ра мед­но­че­кан­щи­ки из­го­тов­ля­ли раз­но­об­раз­ную бы­то­вую утварь: боль­шие лу­жен­ные, от­де­лан­ные гра­ви­ро­ван­ным и ре­льеф­ным че­кан­ным ор­на­мен­том во­до­нос­ные кув­ши­ны, ма­ло­го раз­ме­ра кув­ши­ны для пи­тья и умы­ва­ния, ри­ту­аль­ные под­но­сы с круп­ным ор­на­мен­том, кот­лы и дру­гую ку­хон­ную по­су­ду.

В XVII-XVIII ве­ках в Го­цат­ле зна­чи­тель­но­го раз­ви­тия до­стиг­ло юве­лир­ное ис­кус­ство – из­го­тов­ле­ние тра­ди­ци­он­ных жен­ских укра­ше­ний из се­ребра: все­воз­мож­ных под­ве­сок, брас­ле­тов, ко­лец, се­рег, на­ши­вок на го­лов­ной убор, по­я­сов, пу­го­виц и т.д., укра­шен­ных чер­не­вым узо­ром, зер­нью, на­клад­ной фи­ли­гра­нью, ин­кру­сти­ро­ван­ные по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми или цвет­ным стек­лом.

В XIX ве­ке ма­сте­ра-юве­ли­ры Го­цат­ля до­стиг­ли боль­шо­го со­вер­шен­ства в из­го­тов­ле­нии се­реб­ря­ных муж­ских на­бор­ных по­я­сов, га­зы­рей, в ху­до­же­ствен­ной от­дел­ке се­реб­ром и чер­нью кин­жа­лов, ша­шек и крем­не­вых пи­сто­ле­тов. Нам из­вест­на це­лая пле­я­да про­слав­лен­ных ма­сте­ров ору­жей­но­го и юве­лир­но­го де­ла, ра­бо­тав­ших у се­бя в Го­цат­ле в XIX ве­ке и про­сла­вив­ших так на­зы­ва­е­мое «а­вар­ское се­ребро» в Да­ге­ста­не и за его пре­де­ла­ми. Сре­ди них – потом­ствен­ные се­реб­ря­ни­ки, бра­тья Ма­го­мед (1850-1940) и Исма­ил (1857-1920) Га­зи­е­вы, их по­том­ки Ша­миль (1891 г.р.) и Джа­ма­лу­дин Га­зи­е­вы, Ма­го­мед Джа­ма­лу­ди­нов, Ма­го­мед Исма­и­лов (1900 г.р.), а так­же ма­стер Ма­го­мед-Га­джи Ма­го­мед­бе­ков (1837-1937), его сы­но­вья Га­джи­яв (1892 г.р.), Ма­го­мед (1905 г.р.) и внук Ма­го­мед Га­джи­ев (1922 г.р.). Ра­бо­ты не­ко­то­рых из ма­сте­ров хра­нят­ся ны­не в Го­су­дар­ствен­ном ис­то­ри­че­ском му­зее (Ма­го­мед Га­зи­ев, Га­джи­яв Ма­го­мед­бе­ков).

В кон­це XIX ве­ка од­ним из са­мых из­вест­ных ма­сте­ров-юве­ли­ров Да­ге­ста­на был Ча­лан­дар из Гам­сутля. Мо­ло­дой та­лант­ли­вый ма­стер Ма­го­мед, сын Га­зи­я­ва, по­зна­ко­мил­ся с мэтром в Те­мир-Хан-Шу­ре, ко­гда он про­да­вал свои ра­бо­ты, вы­да­вая их за ра­бо­ту Ча­лан­да­ра. Ча­лан­дар вы­со­ко оце­нил ра­бо­ты Ма­го­ме­да и ска­зал, что сме­ло мо­жет за­явить о се­бе.

В пер­вой по­ло­ви­не XX ве­ка юве­лир­ное ис­кус­ство го­цат­лин­цев ста­ло при­хо­дить в упа­док. Со­хра­нить ве­ко­вые тра­ди­ции и связь по­ко­ле­ний, воз­ро­дить сек­ре­ты ма­стер­ства, бы­лую сла­ву авар­ско­го се­реб­ра вы­па­ло на до­лю потом­ствен­но­го ма­сте­ра-юве­ли­ра, ны­не на­род­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сии и Да­ге­ста­на Ма­го­ме­да Ка­зи­е­ви­ча Джа­ма­лу­ди­но­ва.
Наш со­вре­мен­ник Ма­го­мед Джа­ма­лу­ди­нов, потом­ствен­ный (в 11 по­ко­ле­нии) ма­стер-юве­лир из авар­ско­го се­ле­ния Го­цатль. Ра­но на­ча­лась тру­до­вая де­я­тель­ность Джа­ма­лу­ди­но­ва. В во­ен­ном 1944 го­ду, по окон­ча­нии 7-го клас­са, он ра­бо­та­ет учи­те­лем млад­ших клас­сов в Ка­хиб­ском рай­о­не. За­тем за­ве­ду­ю­щим Зи­ра­нин­ской на­чаль­ной шко­лы Ун­цу­куль­ско­го рай­о­на. По­сле вой­ны за­оч­но окон­чил Ун­цу­куль­скую сред­нюю шко­лу и 2-го­дич­ные пе­да­го­ги­че­ские кур­сы в Ма­хач­ка­ле. Ра­бо­та­ет ди­рек­то­ром Но­во­ме­хель­тин­ской, Гим­рин­ской сред­них школ, ин­спек­то­ром Ун­цу­куль­ско­го РАЙОНО. А в 1955 го­ду, оста­вив пе­да­го­ги­че­скую ра­бо­ту, он це­ли­ком по­свя­ща­ет се­бя потом­ствен­но­му ре­ме­с­лу сво­их пред­ков – юве­лир­но­му де­лу, ко­то­рым он за­ни­мал­ся все эти го­ды каж­дую сво­бод­ную ми­ну­ту.

Впер­вые пя­ти­лет­ним ре­бен­ком взял Ма­го­мед в ру­ки юве­лир­ный ин­стру­мент – ши­ло, ко­то­рое спе­ци­аль­но сма­сте­рил для не­го его дед, про­слав­лен­ный юве­лир Ма­го­мед Га­зи­ев. Еще в дет­стве он овла­дел аза­ми ма­стер­ства, при­няв эс­та­фе­ту у сво­е­го де­да. Дол­го и кро­пот­ли­во по­сти­гал Ма­го­мед это тон­кое ре­мес­ло, ко­то­рое в даль­ней­шем ста­ло де­лом его жиз­ни. С 1955 по 1958 год М. Джа­ма­лу­ди­нов ра­бо­та­ет ма­сте­ром-юве­ли­ром сна­ча­ла в Ор­джо­ни­кид­зе (Вла­ди­кав­каз), за­тем в Тби­ли­си. С 1958 по 1964 год со­зда­ет и бес­смен­но ру­ко­во­дит вна­ча­ле ар­те­лью, а за­тем ху­до­же­ствен­ным ком­би­на­том в Го­цат­ле. На­чав ра­бо­ту в ма­лень­кой ма­стер­ской с 10 уче­ни­ка­ми, Джа­ма­лу­ди­нов за ко­рот­кий срок со­зда­ет мно­го­про­филь­ный кол­лек­тив в 200 че­ло­век, от­стро­ив двух­этаж­ное, пре­крас­но обо­ру­до­ван­ное зда­ние и со­здав все не­об­хо­ди­мые усло­вия для ра­бо­ты и твор­че­ства.

Тре­бо­ва­тель­ность к се­бе, от­вет­ствен­ность и лю­бовь к де­лу его от­цов при­во­дит Джа­ма­лу­ди­но­ва к ре­ше­нию учить­ся. Бу­дучи опыт­ным ма­сте­ром, он по­ки­да­ет на пять лет Да­ге­стан, со­здан­ный соб­ствен­ны­ми уси­ли­я­ми и ста­ра­ни­я­ми ху­до­же­ствен­ный ком­би­нат в Го­цат­ле, се­мью – для то­го, что­бы по­пол­нить свои зна­ния и ма­стер­ство. Ис­поль­зуя по­след­ний шанс в воз­раст­ном цен­зе для по­сту­па­ю­щих, Джа­ма­лу­ди­нов ста­но­вит­ся сту­ден­том Мос­ков­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та, от­де­ле­ния ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­ла. С лю­бо­вью он от­зы­ва­ет­ся о го­дах, про­ве­ден­ных здесь, и осо­бен­но о сво­ем стар­шем дру­ге и на­став­ни­ке, потом­ствен­ном рус­ском юве­ли­ре А. Ефи­мо­ве, ко­то­рый ввел его в ска­зоч­ный, пле­ни­тель­ный мир фи­ли­гра­ни. Имен­но эта тех­ни­ка, не­обы­чай­но слож­ная, но столь же изыс­кан­ная, ста­но­вит­ся у ма­сте­ра од­ной из ве­ду­щих в его твор­че­стве.

Мастер по­ни­ма­ет свое при­зва­ние очень ши­ро­ко – тво­рить, учить, пе­ре­да­вать, со­хра­нять бо­га­тое на­сле­дие про­шло­го. Как го­во­рит сам Ма­го­мед Ка­зи­е­вич, ни­ко­гда он не мог спо­кой­но си­деть, за­ни­ма­ясь толь­ко «ю­ве­лир­кой». Бес­по­кой­ная ду­ша, пат­ри­о­тизм, вы­со­кие ор­га­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти все­гда дер­жа­ли его в гу­ще со­бы­тий ху­до­же­ствен­ной жиз­ни Да­ге­ста­на.

Од­ним из пер­вых в рес­пуб­ли­ке Джа­ма­лу­ди­нов го­во­рил на всех уров­нях о не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нять и раз­ви­вать на­род­ные ху­до­же­ствен­ные про­мыслы. И ре­а­ли­зо­вы­вал это на де­ле. В раз­ные го­ды он за­ни­мал­ся пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­той, при этом ни­ко­гда не бро­сал сво­е­го де­ла. Ма­го­мед Ка­зи­е­вич участ­во­вал в ор­га­ни­за­ции ху­до­же­ствен­но-гра­фи­че­ско­го фа­куль­те­та ДГПИ, был ди­рек­то­ром ху­до­же­ствен­но­го учи­ли­ща им. М. Дже­ма­ла, а в се­ре­ди­не1980-х го­дов ор­га­ни­зо­вал и до по­след­них лет воз­глав­ля­ет Ма­хач­ка­лин­ский ху­до­же­ствен­ный ком­би­нат, где вос­пи­тал и на­учил это­му тон­ко­му ре­ме­с­лу бо­лее 300 ода­рен­ных юно­шей и де­ву­шек, обу­чив их сек­ре­та­ми ху­до­же­ствен­но­го ли­тья, гра­ви­ров­ки, чер­ни, фи­ли­гра­ни. А се­год­ня, не­смот­ря на пре­клон­ный воз­раст, ма­стер го­тов воз­гла­вить и пе­ре­да­вать свой уни­каль­ный опыт в Шко­ле Джа­ма­лу­ди­но­ва, про­ек­ти­ру­е­мой на уров­не пра­ви­тель­ства Да­ге­ста­на.

Уди­ви­тель­но мно­го­гран­на лич­ность ма­сте­ра, и его мир твор­че­ства не огра­ни­чи­ва­ет­ся юве­лир­ным ис­кус­ством. Он ра­бо­та­ет в жи­во­пи­си и пла­сти­ке. Бо­лее ста по­ло­тен раз­ных жан­ров вы­шло из-под его ки­сти. Это и ба­таль­ные кар­ти­ны о Кав­каз­ской вой­не, и пей­за­жи, и на­тюр­мор­ты, и порт­ре­ты. Еще он и до­воль­но ин­те­рес­ный скуль­птор – в ме­тал­ле, гип­се, в де­ре­ве и гли­не со­зда­ет скульп­тур­ные ком­по­зи­ции, бю­сты, пан­но, ча­ши. Это как бы от­ду­ши­на, где он во­пло­ща­ет свои мыс­ли, идеи, раз­ви­ва­ясь как под­лин­ная твор­че­ская лич­но­сть, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­ро­го слу­жат не­ис­ся­ка­е­мая энер­гия и та­лант.

Но, ко­неч­но, в первую оче­редь имя его не­раз­рыв­но свя­за­но с юве­лир­ным ис­кус­ством Да­ге­ста­на, на по­при­ще ко­то­ро­го он твор­че­ски ра­бо­та­ет бо­лее 60 лет. За свою жизнь он со­здал не­ма­ло под­лин­ных про­из­ве­де­ний. Что же от­ли­ча­ет это­го ма­сте­ра? Его ру­кам под­власт­но прак­ти­че­ски все – лю­бой ма­те­ри­ал, лю­бая тех­ни­ка. Ему оди­на­ко­во хо­ро­шо да­ют­ся раз­лич­ные фор­мы и мо­де­ли, ко­то­рые он со­зда­ет, – жен­ские укра­ше­ния, по­суд­ные и под­нос­ные пред­ме­ты, об­лож­ки книг. Мастер в со­вер­шен­стве вла­де­ет все­ми тра­ди­ци­он­ны­ми юве­лир­ны­ми тех­ни­ка­ми: гра­ви­ров­кой, чер­нью, по­зо­ло­той, фи­ли­гра­нью, эма­лью, че­кан­кой, резь­бой по кам­ню и ко­сти, штам­пом, ок­си­ди­ров­кой. Ма­те­ри­а­лом для ра­бо­ты слу­жат тра­ди­ци­он­ные се­реб­ро и зо­ло­то, пал­ла­дий, а так­же мель­хи­ор, ла­ту­нь, раз­лич­ные спла­вы.

Есть у Джа­ма­лу­ди­но­ва еще од­на ма­ло­из­вест­ная грань его твор­че­ства. Он не толь­ко ис­кус­но ис­поль­зу­ет дра­го­цен­ные и по­де­лоч­ные кам­ни в сво­их рос­кош­ных жен­ских укра­ше­ни­ях – ко­лье, брас­ле­тах, коль­цах, но и ве­ли­ко­леп­но сам их гра­нит, об­ра­ба­ты­ва­ет, шли­фу­ет, при­да­вая кам­ню ту или иную фор­му, вы­яв­ляя де­ко­ра­тив­ные осо­бен­но­сти каж­до­го из них: от ру­би­на, изу­мру­да и су­пер­цир­ко­ния до по­де­лоч­ных ма­ла­хи­та, неф­ри­та, сер­до­ли­ка, яшмы, об­си­ди­а­на и би­рю­зы.

Его мож­но на­звать веч­ным экс­пе­ри­мен­та­то­ром «ду­ши» и «те­ла» из­де­лия. Часто, бе­ря за ос­но­ву тра­ди­ци­он­но да­ге­стан­скую фор­му – ку­ба­чин­ский брас­лет, во­до­нос­ный го­цат­лин­ский кув­шин, в пла­не де­ко­ра­тив­но­го их ре­ше­ния он под­хо­дит но­ва­тор­ски, а под­час про­сто сме­ло, ис­поль­зуя эле­мен­ты и ор­на­мен­таль­ные ком­по­зи­ции раз­лич­ных ху­до­же­ствен­ных сти­лей: эле­мен­ты ба­рок­ко, ро­ко­ко, мо­дерн. Каж­дое из­де­лие са­мо­цен­но, во всем ви­ден ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход и ав­тор­ский по­черк. Сам ху­дож­ник го­во­рит о се­бе: «Я де­лаю то, что ни­кто не де­ла­ет. Пусть это зву­чит не­скром­но, но та­ких ма­сте­ров, как я, ма­ло. Мо­жет, толь­ко ку­ба­чи­нец Га­джи-Ба­хмуд Ма­го­ме­дов». Гля­дя на их про­из­ве­де­ния, по­ни­ма­ешь, что скром­ность здесь во­ис­ти­ну не­умест­на.

Ма­го­мед Ка­зи­е­вич Джа­ма­лу­ди­нов – мно­го­гран­ный ху­дож­ник-ма­стер, име­ю­щий ко­лос­саль­ный опыт, в со­вер­шен­стве вла­де­ю­щий мно­ги­ми ви­да­ми на­род­но­го де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства. Ему свой­ствен­ны по­сто­ян­ный по­иск, ори­ги­наль­ные ре­ше­ния, сме­лые пред­ло­же­ния. Он твор­че­ски экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет в ком­по­зи­ци­он­ных и ор­на­мен­таль­ных ре­ше­ни­ях, вос­ста­нав­ли­ва­ет ис­кон­но на­род­ные, за­бы­тые тех­но­ло­гии и при­е­мы из­го­тов­ле­ния юве­лир­ных из­де­лий из бла­го­род­ных ме­тал­лов. Но­ва­тор­ские от­кры­тия Джа­ма­лу­ди­но­ва в тех­ни­ке и тех­но­ло­гии фи­ли­гра­ни до­ве­ли, по все­об­ще­му при­зна­нию, до фан­та­сти­че­ских форм изя­ще­ство, тон­кость и по­э­зию го­ло­во­кру­жи­тель­но­го ажу­ра из зо­ло­той ни­ти. Ажур­ная и на­клад­ная фи­ли­грань яв­ля­ют­ся ви­зит­ной кар­точ­кой Джа­ма­лу­ди­но­ва, став­ше­го фак­ти­че­ски ро­до­на­чаль­ни­ком со­вре­мен­но­го на­прав­ле­ния фи­ли­гран­но­го ис­кус­ства в Да­ге­ста­не. Ес­ли в свое вре­мя фи­ли­грань ис­поль­зо­ва­лась ма­сте­ра­ми как часть де­ко­ра в пред­ме­тах укра­ше­ния, то с по­да­чи Джа­ма­лу­ди­но­ва фи­ли­гран­ное ис­кус­ство при­об­ре­ло ста­тус са­мо­сто­я­тель­но­го ви­да со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и осо­бен­но­стя­ми. Фи­ли­гран­ное ма­стер­ство Джа­ма­лу­ди­но­ва от­ли­ча­ет­ся яр­ким на­ци­о­наль­ным ха­рак­те­ром, сов­ме­щен­ным со стро­гим ака­де­миз­мом. Чет­кие ра­ци­о­наль­ные мо­ти­вы че­ре­ду­ют­ся с изящ­ной вет­ви­стой ажур­ной фи­ли­гра­нью.

За каж­дым из­де­ли­ем сто­ят го­ды кро­пот­ли­во­го, ко­лос­саль­но­го тру­да, своя ис­то­рия, труд­но­сти и по­бе­ды. Весь­ма ин­те­рес­на ис­то­рия од­ной из ра­бот Ма­го­ме­да Ка­зи­е­ви­ча – де­ко­ра­тив­но­го кув­ши­на под на­зва­ни­ем «Во­сточ­ная рап­со­дия». Бо­лее 10 лет тру­дил­ся над ней ма­стер, еще 5 лет про­сто­я­ла она за плот­ной две­рью сей­фа, ожи­дая сво­е­го ча­са. И толь­ко вес­ной 1996 го­да пред­ста­ла «Во­сточ­ная рап­со­дия» во всей сво­ей кра­се на суд зри­те­лей на боль­шой пер­со­наль­ной вы­став­ке Джа­ма­лу­ди­но­ва. Смот­ришь на кув­шин и ка­жет­ся, что это чу­до – аб­со­лют­но не­ру­ко­твор­ная ве­щь, вы­пол­нен­ная из воз­душ­ных зо­ло­тых ни­тей. В ос­но­ву ма­стер взял фор­му тра­ди­ци­он­но­го да­ге­стан­ско­го кув­ши­на – кум­га­на, мо­дель ко­то­ро­го строй­на и гра­ци­оз­на. Бо­лее мил­ли­о­на при­па­ян­ных эле­мен­тов, встав­ки из ма­ла­хи­та и цвет­ной эма­ли, гра­ви­ров­ка, чер­нь, по­зо­ло­та – со­став­ля­ю­щие это­го уди­ви­тель­но­го тво­ре­ния. Тон­кая и вир­ту­оз­ная ра­бо­та, буд­то спле­тен­ная тон­ки­ми де­ви­чьи­ми ру­ка­ми зо­ло­тое ажур­ное кру­же­во в со­че­та­нии со стро­ги­ми и ла­ко­нич­ны­ми эле­мен­та­ми и со­зда­ют ту уди­ви­тель­ную «джа­ма­лу­ди­нов­скую» гар­мо­нию.

На­род­ный ма­стер юве­лир­но­го ис­кус­ства Ма­го­мед Ка­зи­е­вич Джа­ма­лу­ди­нов обу­чил и вос­пи­тал сот­ни уче­ни­ков-под­ма­сте­рьев в на­сто­я­щих твор­цов пре­крас­но­го, про­дол­жа­те­лей древ­не­го ре­мес­ла гор­цев. Он обу­чил их не толь­ко тай­нам пре­вра­ще­ния хо­лод­но­го ме­тал­ла в жи­вые пле­те­нья рас­ти­тель­ных ор­на­мен­тов и не­об­ра­бо­тан­но­го са­мо­цве­та в рос­сы­пи бо­га­то­го со­цве­тия дра­го­цен­ных кам­ней. Пре­жде все­го, он на­учил сво­их уче­ни­ков люб­ви, твор­че­ско­му от­но­ше­нию к на­род­но­му ис­кус­ству, уме­нию вло­жить ду­шу и тре­пет­ное от­но­ше­ние в раз­ви­тии са­мо­быт­ных на­род­ных тра­ди­ций в со­вре­мен­ном юве­лир­ном ис­кус­стве Да­ге­ста­на.

Бо­лее 800 из­де­лий из дра­го­цен­ных и бла­го­род­ных ме­тал­лов со­тво­ре­но чу­до­твор­ны­ми ру­ка­ми «ма­сте­ра се­реб­ря­ных дел» («ар­цул уста­ра»). Мно­гие уни­каль­ные ра­бо­ты ма­сте­ра пред­став­ле­ны в луч­ших му­зе­ях стра­ны – Ору­жей­ной па­ла­те Крем­ля, Рус­ском му­зее, Му­зее де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства на­ро­дов Рос­сии. Боль­шая кол­лек­ция ра­бот раз­ных лет пред­став­ле­на в Да­ге­стан­ском му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. П. Гам­за­то­вой и Да­ге­стан­ском го­су­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном ис­то­ри­че­ском и ар­хи­тек­тур­ном му­зее им. А. Та­хо-Го­ди.

Сре­ди мно­го­чис­лен­ных вы­ста­вок, по­свя­щен­ных твор­че­ству Джа­ма­лу­ди­но­ва, пер­со­наль­ная юби­лей­ная вы­став­ка, по­свя­щен­ная 85-ле­тию ав­то­ра в Да­ге­стан­ском му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. П. Гам­за­то­вой, наи­бо­лее пол­но охва­ты­ва­ет не толь­ко все твор­че­ские эта­пы, но и на­прав­ле­ния его де­я­тель­но­сти. На вы­став­ке, ко­то­рая про­хо­дит в эти дни, воз­мож­но, впер­вые ши­ро­ко пред­став­ле­но и изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство ма­сте­ра.

Бо­лее два­дца­ти жи­во­пис­ных по­ло­тен, се­рия гра­фи­че­ских ра­бот и скульп­ту­ра пред­став­ля­ют еще од­ну грань ма­сте­ра. Для юве­ли­ра Джа­ма­лу­ди­но­ва жи­во­пись – это сви­де­тель­ство без­гра­нич­но­сти твор­че­ских идей и во­пло­ще­ний – как от­ду­ши­на, как внут­рен­ний диа­лог с ми­ром. Боль­шие кар­ти­ны – пей­за­жи, на них, на пер­вый взгляд, – род­ные ме­ста, при­гля­дев­шись – во­об­ра­жа­е­мые да­ли – кра­си­вые и мо­ну­мен­таль­ные. В них не­пре­мен­но при­сут­ству­ет боль­шое креп­кое рас­ки­ди­стое де­ре­во, ча­сто сос­на. По­хо­же, это не­кий об­раз-сим­вол, в ко­то­ром уга­ды­ва­ет­ся сам ав­тор. Пей­за­жи на­пи­са­ны гу­сто, плот­но, как пра­ви­ло, в со­сто­я­нии ве­чер­не­го за­ка­та или ран­не­го утрен­не­го рас­све­та, их «го­бе­ле­но­вая тка­не­ва» фак­ту­ра при­да­ет кар­ти­нам еще боль­шую ве­ли­ча­вость и на­пря­жен­но­сть. И это впол­не пе­ре­кли­ка­ет­ся с его юве­лир­ным твор­че­ством, с его под­хо­дом к де­ко­ри­ро­ва­нию, стрем­ле­нию услож­нять за­да­чу, уси­ли­вать эф­фект.

И ес­ли пей­за­жи Джа­ма­лу­ди­но­ва мо­ну­мен­таль­ны и на­по­ри­сты, то его порт­ре­ты де­мон­стри­ру­ют нам ас­ке­тич­но­сть, сдер­жан­ность фор­мы, фи­ло­соф­ское со­дер­жа­ние, ка­мер­ную фор­му. Ге­рои порт­ре­та – близ­кие и да­ле­кие лю­ди, есть ав­то­порт­ре­ты, есть ко­пии, как под­ра­жа­ние ве­ли­ким. В порт­ре­тах Джа­ма­лу­ди­но­ва чув­ству­ет­ся пе­ре­клич­ка с ран­ним рус­ским свет­ским порт­ре­том – в на­стро­е­нии, в то­наль­но­сти, в ко­ло­ри­те. Ху­дож­ник пы­та­ет­ся пе­ре­дать не про­сто внеш­нее сход­ство, но и свой­ства че­ло­ве­ка, и это чув­ству­ет­ся. Изоб­ра­зи­тель­ный блок вы­став­ки, по­ми­мо жи­во­пи­си и гра­фи­ки, до­пол­ня­ют и ори­ги­наль­ные объ­ем­ные фор­мы – скульп­ту­ры, вы­пол­нен­ные в де­ре­ве, – по­лу­аб­стракт­ные, очень эмо­ци­о­наль­ные порт­ре­ты-об­ра­зы.

Мож­но по раз­но­му от­но­сить­ся к то­му, что мы ви­дим, мож­но на­хо­дить плю­сы и ми­ну­сы, но глав­ное при этом по­ни­мать, что ху­дож­ник – юве­лир, бе­ру­щий­ся за ки­сть, ка­ран­даш или сте­ку, не пы­та­ет­ся нам по­нра­вить­ся, не сда­ет эк­за­мен. Как под­лин­ный ху­дож­ник он во­лен в вы­бо­ре средств и форм, что­бы чест­но и от­кро­вен­но, ого­ляя свой мир, свою ду­шу пе­ред зри­те­лем тво­рить и че­рез твор­че­ство до­не­сти до нас свои мыс­ли, свое по­ни­ма­ние кра­со­ты и раз­но­об­ра­зие ми­ра.

[ riadagestan.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->