Кто из нас хоть раз не замирал от восторга при виде прекрасных произведений ювелирного искусства? Все они плод фантазии и кропотливого труда мастеров, сумевших соединить традиции, заложенные великими умельцами прошлого, с современными находками и тенденциями. Мы неслучайно завели об этом речь, ведь сегодня Международный день ювелира. К этой дате ИА «24.kg» предлагает своим читателям интервью с народным художником КР, членом Российской академии художеств Виктором Сырневым, который на днях победил в международном конкурсе дизайнеров в Италии.
- Почему вы решили стать ювелиром?
- В общем-то, я и не решал. Так получилось, что родился и вырос в огромном индустриальном городе Свердловске, ныне Екатеринбурге. Это город заводов, фабрик, промышленных территорий, центр камнерезного и ювелирного искусства России. Мне всегда нравилось мастерить, собирать модели из конструктора, выпиливать разные фигурки. Мальчишкой я видел себя токарем-универсалом. Мне так нравилось это название - универсал. Я универсал. Но, когда подошло время серьезно выбирать профессию, отец оказался рядом: «Ты же любишь рисовать, лепить. Иди в художественное училище». И я поступил на художника-ювелира. Получается, что отец видел гораздо дальше.
- Когда вы только начинали работать, как ваше творчество воспринимали другие, в том числе коллеги?
- Когда начинал, никакого творчества не было. Была рутина. После трех лет учебы направили работать на ювелирный завод «Русские самоцветы» в Свердловске. Сочетание несочетаемого - либо «ювелирный», либо «завод». Это была однообразная, состоящая из повторяющихся операций работа. Конечно, это был конвейер. Однако несколько лет все-таки проработал, и не без пользы: закрепил очень важный ремесленный опыт.
Поскольку я всегда активно занимался спортом, был мастером спорта по тяжелой атлетике, то перешел работать инструктором по физкультуре. Собственно, меня и пригласили в Киргизскую ССР как штангиста. В 1966 году на первенстве СССР в Ашхабаде установил 3 рекорда республики. Но спорт - это «мышечная радость», а я испытывал потребность еще и творческой. Поэтому в 1969-м пришел в Художественный фонд Киргизии и практически создал там ювелирную мастерскую. Это была уже совсем другая жизнь. Теперь нужно было самому придумывать свое будущее, искать материалы, инструменты, думать о реализации. Тогда в городе сформировалась очень интересная, в смысле творчества, группа художников из восьми человек. Мы стали постоянными участниками всесоюзных и международных выставок. По мнению профессора, доктора искусствоведения Акбара Хакимова (Ташкент, Узбекистан), у нас сложилась своя, киргизская школа ювелирного искусства, равной которой на советском азиатском пространстве не было.
- Созданные вами объекты и украшения порой ультраавангардные... Что для вас главнее в работе - создать самоценное произведение искусства, воплотив свою фантазию, или вам важно, чтобы украшение носили в реальной жизни?
- Творчество тем и привлекательно, что в нем есть место всему. Вас может захватить какая-нибудь идея, и вы сделаете работу, совсем не думая о том, годится ли она на то, чтобы носить или только смотреть. А может быть, и смотреть не захочешь. Однако в процессе работы мысль продолжает развиваться, и вторая или третья работа может оказаться пригодной для реальной жизни. Но без первой работы не получается третья.
Работа художника - это исследование формы, цвета, освоение технологий или нового материала. Когда ты чувствуешь, что эта тема уже исследована, переходишь к другой. Однако через несколько лет можно вновь вернуться к этой теме, но ты уже сам другой, опыт у тебя другой, и поэтому старую тему видишь иначе. И тогда рождается совершенно новая вещь, в которой угадывается родство с той самой первой.
- В ваших работах есть что-то от мастерства архитектора и живописца. Кто и что вас вдохновляет, как появляются идеи?
- Никаких правил нет. Нужно просто постоянно работать, и во время работы сам материал и собственные мысли вступают в диалог, возникают новые идеи. Иногда эти идеи не могут принять реальные, осязаемые формы. Однако мысль-то остается. Ты уходишь от нее, а она возьми и приди снова, среди ночи. Выкручивайся, как хочешь. Если не зафиксируешь, утром не вспомнишь. Драгоценные мысли нужно фиксировать. Два-три раза пропустишь, и они раздумают приходить. Чего приходить, если их не ждут?
- Вы создаете украшения на заказ? Можете назвать самый оригинальный?
- Самый оригинальный до сих пор стоит поперек горла. Художник-монументалист Алексей Каменский получил заказ на создание интерьера Дворца бракосочетаний во Фрунзе. Поскольку я занимался и интерьерными работами, он предложил мне подумать о люстре в Зале торжеств. Было начало 1986 года. Планировали, что через год включим свет. Но возникли масса проблем с заказом материалов, технической базой, много организационных вопросов. Работу завершил только 10 октября 1991-го. Однако хотелось сделать нечто необычное. Ведь во Дворце бракосочетаний начинается новый, самый яркий после появления на свет период жизни человека...
Любовь должна править миром. Как это может быть отражено в торжественном зале? Идея, заложенная в композиции, несет в себе смысл и чувства, сконцентрированные в свадебной фате невесты. Это трепетная чувственность и чистота помыслов. Люстра - это фата невесты, летящая над миром и оберегающая его.
Сейчас люстру на конкурсе мирового дизайна (A'Design Award) в Италии отметили высшей наградой - Платиновым дипломом в номинации «Творческое наследие и вечнозеленый дизайн». Теперь, почти через 30 лет после начала работы над люстрой, можно сказать, что она не совсем поперек горла, а даже приятно. И, конечно, я благодарен моим коллегам - архитектору Александру Клишевичу и Алексею Каменскому.
- С каким природным материалом вы чаще работаете?
- Материалы все природные. Но есть те, которые дарит живая природа. И их спектр довольно широк. Жемчуг самый разнообразный - по форме, размеру, цвету. Очень нравится Бива-жемчуг. Это имя он получил от названия озера Бива, которое находится вблизи Осаки (Япония). В частности, этот жемчуг бывает довольно длинным по форме, до 4-5 сантиметров. Он таит в себе удивительную трогательность и чистоту. С ним связано много легенд. Мне близка одна. Ангел, пролетая над землей, увидел, как трудно живут люди, и заплакал. Одна слеза упала в море и превратилась в жемчужину. Жемчуг в Азии стали называть «слезой ангела».
10 сентября 2001 года я закончил работу над колье из зеленого халцедона с одной розовой жемчужиной. На другой день, 11 сентября, в Нью-Йорке случилась трагедия. Я передал это колье в дар госпоже Лоре Буш, жене президента США, искренне переживая эту мировую трагедию вместе со всеми.
Из материалов, подаренных живой природой, мне близки серый и кремовый жемчуг, белый и черный перламутр, розовые кораллы, панцирь черепахи, мамонтовая кость, черный рог яка. Даже зуб кашалота.
Мне очень хочется, однако я никогда еще не работал со шкурой акулы. В конце XIX века во Франции с этим материалом работал мастер Галюша. Шкура акулы покрыта мелкими шипами. Галюша натягивал шкуру акулы на футляр для очков или коробку и стачивал эти шипы. Получалась удивительная густо-зеленая поверхность с мелкими светлыми кружками. Очень эффектное и запоминающееся зрелище. А эта технология так и называется - галюша!
- А есть необычные материалы, которые вы использовали? С чем еще мечтаете поработать?
- Пожалуй, к необычным материалам можно отнести крыло зеленого жука, которого можно встретить у нас весной и летом. У него цвет, как у самой драгоценной зеленой эмали. Удивительно прочный и не теряющий яркости и блеска много лет. Была сделана большая коллекция драгоценностей с вкраплениями этого удивительного природного материала.
- Если бы представилась возможность посотрудничать с любым дизайнером, художником или архитектором, кого бы вы выбрали в напарники и что бы создали вместе?
- Вот уже много лет мы проводим совместные выставки с несколькими первоклассными мастерами-художниками. И наши отношения давно переросли рамки обыкновенного сотрудничества. Сегодня это друзья, коллеги, родные.
Михаэль Цобель (Германия) - классик современного мирового ювелирного искусства. Его творчество, подход к работе с материалом, фантазия и спектр интересов, владение пятью языками вызывают у меня восхищение. Он активно участвует в продвижении на мировой сцене нашего международного проекта «Великий Шелковый путь. Западно-восточные диалоги», идея которого родилась в Кыргызстане.
Рюсеки Моримото - каллиграф из Японии. С ним создано несколько работ на общие темы. Это увлекательное параллельное творчество. И неожиданное. Мы готовили с ним работы к одной выставке на согласованные темы. Тема одна, но каждый решает ее в своем материале. Работы так и выставлялись под одним названием. Когда Моримото-сан разложил свои каллиграфии, я был потрясен. Он выложил работу, которая называется «Лошадь в широком поле». Мы не обговаривали ни тему лошади, ни тему поля. Ему просто захотелось это сделать. Это был 2004 год. А еще раньше, в 1982-м, я сделал коллекцию украшений «Семь белых кобылиц». Когда я их выставил, пришла очередь удивляться Моримото-сэнсэю. Композиции этих работ были совершенно идентичны. Это было неожиданно и необъяснимо.
Бернд Мунштайнер - фантастический Мастер, художник-ювелир и шлифовщик драгоценных камней из Германии. С ним сотрудничаю уже 10 лет. Камни, которые он превращает в произведения искусства, использую в своих работах. Сейчас я заканчиваю коллекцию объектов и драгоценностей, посвященную судьбе российского императора Николая II и его семье. Две работы из этой коллекции (кольцо «Императрица» и брошь «Анастасия») на международном конкурсе дизайнеров были отмечены золотыми призами.
В начале июня 2014 года в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева запланирована моя выставка «Бишкек, я твой мастеровой». Все это можно будет увидеть там.
- Продолжите фразу: «Для меня творчество - это...»
- ...наивысшее удовольствие, которое равнозначно любовному экстазу. Однако это не кратковременная вспышка, а растянутое по времени, ни с чем несравнимое удовольствие.