Технологию изготовления детских украшений Н. Афанасьева планирует представить в своем дипломном проекте.
Автор проекта признается, что идея создавать украшения для детей пришла после прохождения производственной практики в мастерской известного иркутского мастера, члена Союза художников России Адольфа Мухамедшина.
«Вместе с Адольфом Фаридовичем мне удалось побывать на нескольких мастер-классах в художественных школах Приангарья. Он разработал авторскую программу для детей — подобрал технологии, которые смогут освоить даже начинающие ювелиры. Вместе с воспитанниками школ на основе различных заготовок мы собирали славянские обереги, талисманы. Детское творчество настолько меня вдохновило, что мне захотелось создавать необычные украшения специально для детей», – говорит Н. Афанасьева.
Студентка тщательно изучила историю детских украшений, традиция носить их берет свои корни в глубокой древности. По словам Н. Афанасьевой, сначала бусы и браслеты для малышей исполняли функцию оберегов и амулетов и изготавливались из природных материалов: камней, ракушек, дерева. До сих пор детям дарят украшения по особым поводам. Так, девочкам принято дарить серьги из золота или серебра на первый или пятый день рождения. При исполнении религиозных обрядов, малыши тоже получают драгоценный подарок: крестик, звезду Давида или полумесяц.
Н. Афанасьева отмечает, что детским украшениям предъявляются строгие требования в отношении безопасности. Они должны быть без заостренных элементов и углов.
«Серьги для очень маленьких детей необходимо изготавливать из одного металла, закругленной формы и с шарообразной шпилькой. В серьгах в виде колец или обруча не должен проходить палец ребенка и чтобы они не могли зацепиться за что либо. Все выпуклые детали ювелирных изделий для детей нужно делать закругленными, чтобы избежать повреждения кожи. Застежки не должны быть слишком жесткими, чтобы не вызывать дискомфорт. Длинные или тяжелые серьги, ни функционально, ни эстетически не подходят для маленьких детей», – поясняет Н. Афанасьева.
Она поэтапно описала процесс изготовления детских ювелирных изделий в технике эмалирования. По ее словам, на первом этапе разрабатывается дизайн изделия, в данном случае определяется форма и сочетание цветов эмали. На следующем этапе автор изготавливает основу из серебра с перегородками для нанесения эмали. Перегородки создаются способом травления.
«Для ювелиров и художников по металлу азотная кислота наиболее часто используется как средство травления серебра. Очень важно смешивать компоненты в определенном порядке и по особым правилам, добавляя кислоту в воду. Затем на приготовленную основу с перегородками наносится эмаль, и изделие обжигается в печи при температуре 700-900 градусов. Эмалевую поверхность шлифуют вручную, таким образом, что перегородки и эмаль лежат в одной плоскости. Для шлифовки используются разные средства - от козлиной кожи до алмазных шкурок. И только после прохождения всех этапов шлифовки мы получаем готовое изделие», - рассказывает Н. Афанасьева.
Детские украшения начинающий ювелир планирует представить широкой публике весной следующего года на ежегодной выставке кафедры геммологии ИрГТУ «Вдохновение и камень». Н. Афанасьева планирует занять нишу по производству детских ювелирных изделий на иркутском рынке.