Манипуляции рынком драгоценных металлов: старинная традиция

Раздел: Рынки
27 декабря 2013 г.


Janet Tavakoli, Commodity Online

Ре­гу­ля­то­ры ока­за­лись не­спо­соб­ны спра­вить­ся с це­но­вы­ми ма­хи­на­ци­я­ми на то­вар­но-сы­рье­вых рын­ках или лю­бом дру­гом рын­ке. По­че­му эти иг­ры про­дол­жа­ют­ся? Ес­ли крат­ко, то по­то­му что они мо­гут про­дол­жать­ся, и по­то­му что они мо­гут быть очень вы­год­ны в крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве.

Ес­ли вы на­би­ра­ли в Гуг­ле «зо­ло­то» или «се­ребро», вам, ве­ро­ят­но, по­па­да­лись сай­ты, схо­дя­щие с ума от воз­мож­ных ма­ни­пу­ля­ций с це­на­ми на ме­тал­лы. Пробле­ма ин­тер­не­та – в том, что он слиш­ком мо­лод, что­бы за­пе­чат­леть бо­га­тую ис­то­рию фи­нан­со­вых рын­ков.Ма­ни­пу­ля­ции с це­на­ми на ме­тал­лы и мно­гие дру­гие то­ва­ры – это ста­рин­ная тра­ди­ция. Вот один при­мер по ма­те­ри­а­лам кни­ги 1989 го­да «Путь ал­хи­ми­ка: мой пе­ре­ход из ме­ди­ци­ны в биз­нес» (An Alchemists Road: My transition from medicine to business) док­то­ра Ген­ри Джа­ре­ки (Henry Jarecki), ко­то­рый ны­не яв­ля­ет­ся пред­се­да­те­лем со­ве­та ди­рек­то­ров Gresham Investment Management LLC. Этих ма­те­ри­а­лов нет в ин­тер­не­те.

Се­реб­ря­ные ар­бит­ра­жe­ры

В 1960-х го­дах тор­го­вец мо­не­та­ми Алан Ро­зен­берг (Alan Rosenberg) про­да­вал дол­ла­ро­вые банк­но­ты, быв­шие од­но­вре­мен­но се­реб­ря­ны­ми сер­ти­фи­ка­та­ми, ком­па­нии под на­зва­ни­ем Metals Quality. В то вре­мя Фе­де­раль­ный ре­зерв об­ме­ни­вал дол­ла­ро­вые се­реб­ря­ные сер­ти­фи­ка­ты на опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство се­ребра. К то­му мо­мен­ту, ко­гда Фед, на­ко­нец, пре­кра­тил кон­вер­сию, об­ме­нен­ное се­реб­ро сто­и­ло боль­ше дол­ла­ра. Раз­ни­ца ста­ла до­ста­точ­но боль­шой, что­бы ста­ло вы­год­но ску­пать сер­ти­фи­ка­ты чуть до­ро­же дол­ла­ра, об­ра­щать их в се­реб­ро и про­да­вать ме­талл с при­бы­лью. Это один из ред­ких слу­ча­ев на­сто­я­ще­го ар­бит­ра­жа.

Не всем хо­те­лось оза­да­чи­вать­ся об­ме­ном, так что лю­ди вро­де Ро­зен­бер­га со­би­ра­ли сер­ти­фи­ка­ты и про­да­ва­ли их по це­не боль­ше дол­ла­ра за каж­дый, но мень­ше сто­и­мо­сти се­ребра, за­яв­лен­но­го в сер­ти­фи­ка­те. Ро­зен­бер­гу бы­ло вы­год­но, что­бы кто-то дру­гой за­ни­мал­ся вы­жи­ма­ни­ем при­бы­ли до ко­пей­ки.

Тут-то и по­яви­лась ком­па­ния Metals Quality. Она по­ку­па­ла сер­ти­фи­ка­ты у ди­ле­ров мо­нет и об­мен­ных пунк­тов и про­из­во­ди­ла об­мен на се­ребро, про­да­вая ме­талл с при­бы­лью. Metals Quality пла­ти­ла Ро­зен­бер­гу за его се­реб­ря­ные сер­ти­фи­ка­ты по пер­вой це­не Comex за день (за ми­ну­сом не­кой сум­мы за хло­по­ты по об­ме­ну и ка­кой-то при­бы­ли). При этом не име­ло зна­че­ния, ба­зи­ро­ва­лась ли пер­вая це­на дня на од­ном кон­трак­те или сот­не. Каж­дый кон­тракт за­клю­ча­ет­ся на 10000 ун­ций се­ребра.

Се­реб­ря­ные ли­сы

Ро­зен­берг на­шел спо­соб по­лу­чить кое-ка­кую до­пол­ни­тель­ную при­быль, про­да­вая свои сер­ти­фи­ка­ты. Он при­ка­зал бро­ке­ру каж­дое утро от­прав­лять­ся на тор­го­вую пло­щад­ку и по­вы­шать це­ну пер­во­го се­реб­ря­но­го кон­трак­та.

Ро­зен­берг пе­ре­пла­тил и по­те­рял день­ги на 10 тыс ун­ций се­ребра, про­дав кон­тракт в кон­це дня. К то­му вре­ме­ни це­на вновь упа­ла до ре­аль­ной ры­ноч­ной, не под­вер­жен­ной ма­хи­на­ци­ям. Но в ре­зуль­та­те сво­ей це­но­вой ма­ни­пу­ля­ции Ро­зен­берг про­дал Metals Quality, ска­жем, 100 тыс ун­ций с над­бав­кой в 3-4 цен­та на ун­цию. Его при­быль от ма­хи­на­ций на 100 тыс с лих­вой пе­ре­кры­ла убыт­ки и хло­по­ты с те­ми 10 тыс ун­ций, за ко­то­рые он яко­бы пе­ре­пла­тил.

Стре­мясь еще боль­ше по­вы­сить мар­жи­наль­ную при­быль, Ро­зен­берг по­зво­нил Ген­ри Джа­ре­ки, ко­то­рый в то вре­мя был вла­дель­цем Federal Coin & Currency. Как и Ро­зен­берг, Джа­ре­ки на­кап­ли­вал круп­ные пар­тии се­реб­ря­ных сер­ти­фи­ка­тов и про­да­вал Metals Quality. Ро­зен­берг на­де­ял­ся, что Джа­ре­ки по­мо­жет ему вли­ять на первую це­ну Comex и первую се­реб­ря­ную сдел­ку на Comex в бли­жай­ший ме­сяц по­став­ки. Ро­зен­берг рас­счи­ты­вал, что Джа­ре­ки по­мо­жет ему взвин­тить це­ну, ко­то­рую за­пла­тит Metals Quality, а рас­хо­ды на по­куп­ку 10000 ун­ций, ко­то­рые при­дет­ся про­дать позд­нее по за­ни­жен­ной це­не, они мог­ли бы по­де­лить меж­ду со­бой. Ко­неч­но, этот убы­ток был бы по­крыт при­бы­ля­ми, ко­то­рые они по­лу­чат, за­ста­вив Metals Quality пла­тить вы­ше рын­ка, и ущерб Ро­зен­бер­га со­ста­вил бы все­го по­ло­ви­ну от преды­ду­щей сум­мы. Его чи­стая при­быль вы­рос­ла бы на сум­му, на ко­то­рую он со­кра­тил бы пер­во­на­чаль­ный убы­ток.

Един­ствен­ным сла­бым ме­стом в идее Ро­зен­бер­га с раз­де­лом убыт­ка бы­ло то, что он не знал, что ко­гда он го­во­рил с Ген­ри Джа­ре­ки, он раз­го­ва­ри­вал од­но­вре­мен­но с Federal Coin & Currency и с Metals Quality.

Вой­на за це­ну се­реб­ра

Ро­зен­берг до­ро­го об­хо­дил­ся Джа­ре­ки, по­то­му что Джа­ре­ки про­да­вал свое се­реб­ро по обыч­но низ­кой лон­дон­ской фик­си­ро­ван­ной це­не на­ка­ну­не ве­че­ром и ску­пал сер­ти­фи­ка­ты у мо­нет­ных ди­ле­ров вро­де Ро­зен­бер­га по за­вы­шен­ной с по­мо­щью ма­хи­на­ций пер­вой днев­ной це­не на Comex.

Ни­че­го не объ­яс­нив Ро­зен­бер­гу, Джа­ре­ки от­пра­вил бро­ке­ра на тор­го­вые пло­щад­ки, что­бы тот сле­дил за бро­ке­ром Ро­зен­бер­га и де­лал все на­о­бо­рот. Бро­кер Джа­ре­ки про­дал свой пер­вый кон­тракт по очень низ­кой це­не, при этом ку­пив се­реб­ря­ные сер­ти­фи­ка­ты ди­ле­ров де­шев­ле, чем про­да­вая се­реб­ро по лон­дон­ской фик­си­ро­ван­ной це­не ве­че­ром преды­ду­ще­го дня.

По­сле вре­мен­ной це­но­вой вой­ны два бро­ке­ра за­клю­чи­ли сдел­ку. В пер­вый день бро­кер Ро­зен­бер­га по­ку­па­ет се­реб­ро по за­вы­шен­ной це­не, а на сле­ду­ю­щий день бро­кер Джа­ре­ки про­да­ет се­реб­ро очень де­ше­во. По ис­те­че­нии не­де­ли или вро­де то­го они ре­ши­ли, что это контр­про­дук­тив­но, и от­ка­за­лись от этой стра­те­гии.

Джа­ре­ки по­вез­ло, по­то­му что до­ро­го­сто­я­щие се­реб­ря­ные ма­ни­пу­ля­ции при­влек­ли его вни­ма­ние бла­го­да­ря слу­чай­но­му на­ме­ку са­мо­го ма­хи­на­то­ра. Ко­гда лю­ди дра­лись на тор­го­вой пло­щад­ке, они раз­би­ра­лись по-сво­е­му. К то­му вре­ме­ни, ко­гда ре­гу­ля­то­ры ло­ви­ли це­но­во­го ма­хи­на­то­ра (ес­ли ло­ви­ли во­об­ще), бы­ло слиш­ком позд­но за­щи­щать по­тер­пев­шую сто­ро­ну.

Бо­лее то­го, не так-то про­сто до­ка­зать, что кто-то ма­ни­пу­ли­ру­ет це­на­ми, при­ни­мая на се­бя мел­кий ущерб ра­ди го­раз­до боль­шей при­бы­ли. Мно­гие чув­ству­ют, что это все про­сто лов­ко со­стря­па­но.

От­сут­ствие ре­гу­ли­ро­ва­ния

Ано­маль­ные це­но­вые ма­нев­ры – это тре­вож­ный сиг­нал, и, по­хо­же, ре­гу­ля­то­ры да­же на них не смот­рят.Ес­ли ре­гу­ля­то­ры ко­гда-ли­бо ре­ша­ли за­пу­стить на­сто­я­щее рас­сле­до­ва­ние, его сто­и­ло бы на­чать с тех, кто боль­ше все­го за­ра­ба­ты­ва­ет на крат­ко­сроч­ных сдел­ках, или тех, кто из­бе­жал боль­шин­ства крат­ко­сроч­ных убыт­ков от це­но­вых ма­нев­ров.

Идея о том, что Ко­мис­сия по сроч­ной бир­же­вой тор­гов­ле (CFTC) спо­соб­на кон­тро­ли­ро­вать кре­дит­ные де­ри­ва­ти­вы, ко­гда она да­же не мо­жет управ­лять то­ва­ра­ми, на­хо­дит­ся в чис­ле са­мых аб­сурд­ных по­след­ствий на­ше­го фи­нан­со­во-кри­зис­но­го «ре­гу­ли­ро­ва­ния». Си­ту­а­ция с MF Global и це­но­вой ма­невр в драг­ме­тал­лах, осо­бен­но в сфе­ре дат ис­те­че­ния сро­ков дей­ствия оп­ци­о­нов, де­мон­стри­ру­ет, на­сколь­ко да­ле­ки на­ши ре­гу­ля­то­ры от на­ро­да и как оши­ба­ют­ся их на­чаль­ни­ки в Ва­шинг­то­не.

[ goldenfront.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->