Зал N 307, Зимний дворец
7 декабря 2013 года в рамках празднования Дней Эрмитажа открывается выставка "Британское серебро времен королевы Виктории". На экспозиции представлено около 100 предметов из серебра, созданных в период 1840-х годов – конца XIX века, период стиля историзма, называвшегося в Англии викторианским по имени королевы Виктории (1819 – 1901). Последняя представительница Ганноверской династии Александрина Виктория в 1837 году стала королевой Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, императрицей Индии (с 1876). Ее правление отмечено удачной внутренней и внешней политикой, процветанием экономики. В результате страна превратилась в передовую индустриальную державу. Это было время, когда общество стало активно интересоваться своей историей, а художники, архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства возрождали стили прошлых веков. Они обращались к готике, маньеризму, рококо как источникам формальных идей и декоративных мотивов. Активно развивался и натуралистический стиль.
Крупнейшим мастером первой трети XIX века был Пол Сторр. На выставке представлен, созданный им спортивный кубок в виде трех лошадиных голов. Это несколько необычное произведение выполнено в стиле раннего викторианства. Мастер сочетает элементы неоклассики с тонко и скрупулезно проработанной натуралистической формой.
В 1822 году Пол Сторр объединился с Джоном Мортимером. С этого времени начинается история крупнейшей английской фирмы XIX века – "Сторр и Мортимер", которая в результате смены партнеров с 1839 года стала называться "Мортимер и Хант", а с 1844 по 1865 год – "Хант и Роскелл". Изделия названных фирм составляют большую часть в эрмитажной коллекции серебра XIX века.
Значительной была и фирма Гаррардов, которая с 1830 года имела статус королевских ювелиров. Ими выполнен в неоренессансном стиле "Кубок королевы", приобретенный Николаем I. В 1844 году российский император посетил Лондон. Помимо официальных визитов Николай I ознакомился с работами крупнейших ювелиров и заказал большой Лондонский сервиз, в который вошли изделия, выполненные фирмами "Мортимер и Хант" и "Р. и С. Гаррарды". В Эрмитаже из этого сервиза имеются две скульптурные группы "Королевский охотник" и "Лорд Мармион", которая изображает сцену из поэмы Вальтера Скотта "Мармион. Повесть о битве при Флоддене", произошедшей в 1513 году между шотландцами и англичанами.
В 1851 году фирме "Хант и Роскелл" был заказан сервиз по случаю бракосочетания великой княжны Екатерины Михайловны, внучки Павла I, с герцогом Мекленбург-Стрелицким.
Одним из исторических памятников является золотой ларец, украшенный эмалевыми композициями, выполненный фирмой Джеймса Уильяма Бенсона в 1874 году по случаю визита Александра II в Лондон. В ларце хранится свиток с приветствием от членов корпорация Гилдхолла лондонского Сити.
В XIX веке шла острая полемика о художественной ценности искусства того времени. С одной стороны, сыпались обвинения в безвкусице, с другой – восхвалялась жизненная правдивость изображаемого, великолепное знание старых эпох, мастерское владение техническими приемами.
Русский двор и аристократия заказывали серебряные изделия у лучших мастеров. Благодаря этому Эрмитаж стал обладателем одной из значимых коллекций английского серебра.
На выставке представлены также монеты с портретами королевы Виктории. Согласно английской традиции, монеты с портретом действующего монарха выпускались для регулярного обращения на следующий год после его коронации, поэтому первые номиналы Виктории датированы 1838 годом. Изящный профиль юной правительницы был выполнен известным медальером Королевского монетного двора Уильямом Вайоном. В память 10-летия правления в 1847 году он же создал так называемую "готическую крону", где королева представлена в облике средневековой принцессы с характерной прической и в тяжелой короне Британской империи. Портрет пожилой Виктории – в трауре с непропорционально маленькой короной на голове, выпущенный к 50-летнему юбилею правления – вызвал крайнее неодобрение публики. Вскоре он был заменен на более торжественное изображение 70-летней монархини на монетах 1893 года.
Автор научного иллюстрированного каталога (издательство "Чистый лист") и куратор выставки – Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
»» | Государственный Эрмитаж |
Адрес: | город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2 - главный музейный комплекс |
Проезд: | Ст. м. "Канал Грибоедова", "Невский проспект", "Гостиный двор"; тролл. №№ 1, 7, 10, 11; авт. №№ 7, 10, 24,191, автобус-экспресс: № 187 до ост."Государственный Эрмитаж" |
Телефоны: | спр.: (812) 571-34-20, 710-96-25, 710-90-79 |
URL: | www.hermitagemuseum.org |
EMail: | info@hermitage.ru, press@hermitage.ru |