При этом за последние два года, по словам губернатора, региональные власти «просто переломили» негативную ситуацию.
Прогресс в янтарной отрасли стал одной из тем для комментария Николая Цуканова в рамках программы «Позиция» на ГТРК «Янтарь». Глава региона отметил, что за последнее время власти «просто переломили» негативную ситуацию в этой сфере, уничтожив существовавшие бизнес-схемы. «Два года мы занимаемся этой темой очень плотно и серьeзно, полностью поменяли руководство комбината. И только за этот год переработка внутри региона сырья янтаря увеличилась на 30%, а вывоз сырья за пределы области уменьшился в 20 раз. И уже сейчас сами янтарщики говорят, что проблем с янтарeм нет», — подчеркнул Цуканов.
Подобное развитие событий, по его словам, дало новый импульс развитию обрабатывающей отрасли, на которую областные власти возлагают серьeзные надежды. «Сейчас на 10-15 процентов ежеквартально увеличивается число желающих обрабатывать янтарь. На базе нашего колледжа выпускаются по 30-50 мастеров, причeм это не только дети, но и взрослые, кот приходят получать новую профессию. Наша задача — создать за три года как минимум от 5 до 10 тысяч новых рабочих мест в янтарной отрасли», — заявил в эфире губернатор.
Большую часть своего комментария Николай Цуканов посвятил наведению порядка в схемах добычи и продажи «солнечного камня» на янтарном комбинате. Новые возможности для местных переработчиков в связи с этими преобразованиями глава региона также назвал в числе безусловных плюсов работы властей.
— Выход из тени янтарной отрасли — это вопрос не одного дня. Традиции нелегальной добычи янтаря ковались десятилетиями — до того, что люди уже привыкли и даже просят нас легализовать их работу. Сразу снизилась и нелегальная добыча янтаря. Ведь подстегивал рынок человек, который его перерабатывал. Если он не может его легально купить, то он идeт к «чeрному копателю», а спрос рождает предложение.
Ведь что такое незаконная добыча янтаря? Это когда наши янтарщики и переработчики вынуждены были покупать янтарь в Литве, а на янтарном комбинате они камень не могли купить, потому что кто-то продавал этот янтарь через одного посредника в Литву и далее по всему миру. Это же нонсенс! Этот вопрос мы закрыли, и сегодня каждый может купить на янтарном комбинате столько сырья, сколько необходимо», — рассказал Цуканов.
Несмотря на заявленное улучшение ситуации, областные власти, по словам губернатора, намерены и дальше облегчать жизнь для тех, чья работа связана с янтарной отраслью. «Вчера Госдума приняла в первом чтении закон, упрощающий вывоз изделий из янтаря. Для производителей янтарных изделий раньше нельзя было вывезти даже десять изделий из области, по сути, из России в Россию — на таможне требовали сертификаты и чеки. Далее во втором чтении мы внесeм и другие поправки, необходимые нашим янтарщикам. Ситуация в отрасли изменилась, но это вопрос не одного дня. Два года я потратил на то, чтобы постараться поменять положение дел, но ещe два-три года янтарному комбинату придeтся с правительством работать», — заключил глава региона.
Напомним, в конце июля на Калининградском янтарном комбинате сменилось руководство. Вместо Юрия Мухина должность директора занял Михаил Зацепин, занимавший до этого пост заместителя гендиректора по связям с органами законодательной и исполнительной власти ФГУП «Космическая связь». Калининградский янтарный комбинат включeн в план приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы. В настоящее время комбинат находится в ведении Минфина и является единственной организацией, осуществляющей на законном основании добычу янтаря в Калининградской области.
В начале мая Счeтная палата России совместно с ФСБ провела проверку предприятия и выявила признаки «серых» схем при экспорте минерала. В конце июня региональное УВД объявило в розыск лидера организованной преступной группы, занимавшейся махинациями при экспорте янтаря, директора ООО «Амбер плюс» Виктора Богдана по кличке «Балет». Компания «Амбер плюс» была главным дилером янтарного комбината, через неe большая часть поделочных фракций янтаря-сырца экспортировалась на склады в Литву, откуда распродавалась по всему миру.