Как мы сообщали ранее, проектом Федерального закона № 179971-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансововой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в регулировании бизнеса ломбардов планируются очередные серьезные изменения. Главное из них — ломбарды хотят отдать под контроль Центробанка. Кроме того, внесены проекты поправок в Федеральный закон «О ломбардах» (далее — Закон о ломбардах), предусматривающие специальные требования к руководителям и учредителям, а также режиму работы ломбардов*. Не исключены и иные изменения, которые могут оказаться серьезными.
Лига ломбардов, конечно же, в курсе событий. Но не всегда имеет смысл делать громкие заявления — часто лучше взаимодействовать с вменяемыми людьми, которые могут повлиять на дальнейшее развитие событий. Кроме того, участники Лиги пока не уполномачивали нас к действиям «за» или «против» предложенных изменений в регулировании ломбардов (как было в отношении законопроекта «50x50»).
Но учитывая обращения обеспокоенных «ломбардистов», считаем необходимым дать предварительный комментарий о причинах и возможных последствиях предполагаемых изменений, прежде всего в части ЦБ РФ.
1.Истоки.
Деятельность ломбардов, в отличии от большинства других видов бизнеса, еще с 1 января 1995 г. регулируется специальной статьей 358 ГК РФ. Его разработчики сформулировали предмет деятельности ломбарда, как принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления в обеспечение краткосрочных кредитов. Очевидно, эти высококлассные правоведы не хуже тех «специалистов», которые позднее «поправили» эту норму, прекрасно знали, что прием в залог — акцессорное обязательство, а первичным является выдача кредита (займа). Тем не менее, во главу угла была поставлена принципиальная особенность, коренным образом отличающая ломбард от других займодателей и определяющая основную часть его работы — прием в залог вещей и хранение вещей в ломбарде.
На самом деле статья 358 ГК РФ, вкупе со статьями 919, 920 Кодекса регулировала почти все основные вопросы деятельности ломбардов, которые после 1995 г. и до настоящего времени интенсивно развиваются.
Тем не менее был принят Закон о ломбардах, который был с восторгом встречен некоторыми коллегами, хотя этот закон в основном повторяет положения ст. 358 ГК РФ, но при этом содержит ряд очевидных недостатков.
В числе прочего инициаторы Закона о ломбардах при активной поддержке и радости некоторых коллег «скорректировали» предмет основной деятельности ломбарда, поставив на первое место «выдачу займов». А заодно — на «радость» мелким ломбардам запретили нашему бизнесу большинство прочих видов деятельности, включая торговлю ювелирными изделиями. Таким образом, согласно букве и духу закона, ломбард стал «обычным» займодателем, т. е. «обычным» участником финансового рынка. Эта «мина» должна была когда-нибудь сработать. В ситуации, когда было принято принципиальное решение о создании «мегарегулятора», передаче Центральному Банку РФ контроля не только над кредитными, но и иными финансовыми организациями (страховыми компаниями, потребительскими кооперативами, микрофинансовыми организациями и пр.), когда в стране возникли проблемы с невозвратами потребительского кредита, до «кучи» туда предложили добавить и другого займодателя — ломбарды, попутно установив требования к их учредителям и руководителям (такие же, как уже установлены законом, принятым 28 июня 2013 г. в отношении микрофинансовых организаций), добавив дискриминационные ограничения по режиму работы ломбардов*.
Так что, тем, кто единодушно одобрил Закон о ломбардах, нечего удивляться тому, что наш бизнес планируют поставить под контроль ЦБ и регулировать по аналогии с бизнесом других займодателей. Изменить эти намерения очень сложно.
2.«Историческая родина» ломбардов.
По данным СМИ, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по финансовым рынкам г-жа Бурыкина Н.В., которая внесла комментируемые поправки, заявила, что «ломбарды надо вернуть на их историческую родину».
Однако, Центральный Банк никогда не был «исторической родиной» ломбардов. В советское время они контролировались Министерством финансов РСФСР и городскими структурами управления бытовым обслуживанием населения, а затем — органами муниципальной власти, в частности, департаментами потребительского рынка и услуг. И это не случайно: ломбарды практически не влияют на финансовый рынок страны и даже региона, они ориентированы на обслуживание населения микрорайона или города. К тому же, согласно классификатору ОКУН ломбарды продолжают относиться к предприятиям бытового обслуживания населения (код ОКУН 019700). Таким образом, их исторической родиной является потребительский**, а не финансовый рынок. Не следует ли федеральным структурам это учитывать? Тогда отпадает и принадлежность к мегарегулятору (если еще не поздно).
3.Оценка последствий.
Лига ломбардов не единожды взаимодействовала с представителями ЦБ РФ — прежде всего по вопросам операций с наличными денежными средствами. Может быть нам везло, но сложилось хорошее впечатление — там работают профессионалы. А профессионалы всегда поймут друг друга.
Вместе с тем, Центральный Банк исторически контролировал (и регулировал) деятельность кредитных организаций, которые распоряжаются не своими деньгами, а средствами вкладчиков. Даже не специалисту очевидна необходимость сильного регулятора также, например, и для страховых организаций.
Но, не вполне понятно, зачем мегарегулятор для ломбардов. Ведь ломбард выдает займы из собственных средств. Если в результате плохого финансового состояния или неправильной финансовой политики цивилизованный ломбард не сможет осуществлять свою деятельность, его клиенты смогут пользоваться услугами другого ломбарда, благо конкуренция на нашем рынке достаточно высока. Ущерб никому не будет нанесен.
В то же время, регулятор, очевидно, потребует специальной отчетности, выполнения каких-либо экономических нормативов и т. д., что негативно отразится прежде всего на небольших ломбардах, в первую очередь в регионах и особенно, в малых и моно-городах. Это, может безосновательно разбалансировать рынок услуг ломбардов. Пострадает население, но вероятно выиграют крупные финансовые структуры. Нужно ли изменять законодательство в интересах крупного капитала? Однако в контроле ЦБ есть и плюсы даже для ломбардов, например, они, возможно, будут больше защищены от некомпетентного вмешательства.
Лига ломбардов будет продолжать заниматься проблемами, возникшими в связи с проектом федерального закона № 179971-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансововой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Было бы целесообразно, чтобы отношение к этому законопроекту выразили ломбарды. Ждем информации о позиции как членов Лиги ломбардов, так и других участников рынка. Неплохо, если обращения ломбардов поступят также в Правительство РФ, в Государственную Думу, Совет Федераций, Администрацию Президента и ЦБ РФ.
Президент Лиги ломбардов М.Е. Унксов
Исполнительный директор Лиги ломбардов А.Г. Томсон
* Есть основания утверждать, что поправки одобрены в нарушение регламента Государственной Думы (здесь мы согласны с коллегами из СО «Межрегиональная Ассоциация Ломбардов»), а некоторые из них, возможно, не соответствуют Конституции РФ.
* Создаваемый прецедент, когда в Федеральном законе регулируется график работы организации представляется курьезным.
* * А вопросы потребительского рынка традиционно эффективно регулируются муниципальными властями.
Есть хорошая пословица - заставь Дурака Богу молиться.....