Действующим Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон № 115-ФЗ учитывает требования Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В соответствии с параграфом 10 «Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» февраля 2012 года (http://eurasiangroup.org/Rekomendatcii_FATF.pdf) и пунктом 11 главы 1 подготовленного Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег ФАТФ «Руководства по применению подхода, основанного на оценке риска, для торговцев драгоценными металлами и камнями» от 17 июня 2008 года (http://www.eurasiangroup.org/ru/news/typ_dragmet.pdf) сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежат контролю только в случае, сумма операции превышает 15000 евро и оплата сделки осуществляется наличными денежными средствами.
До недавнего времени операторы розничной торговли руководствовались пунктом 2.6 информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу № 2 от 18.03.2009, в соответствии с которым анкета покупателя могла не оформляться при покупке ювелирных изделий на сумму, не превышающую 600 000 рублей либо эквивалента данной суммы в иностранной валюте.
Сегодня Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 обязует организации и индивидуальных предпринимателей при реализации ювелирных изделий идентифицировать клиента. В соответствии с действующей редакцией закона идентификация покупателей ювелирных изделий должна осуществляться независимо от суммы покупки и вида оплаты.
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» и вся ювелирная общественность не ставят под сомнение важность и необходимость мер по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма. При этом отечественные ювелиры недоумевают: почему реализация антиквариата, предметов искусства, наручных часов, шуб, мобильных телефонов, стоимость которых может исчисляться десятками и сотнями тысяч рублей, не подпадает под действие данного закона, а при продаже колечка из драгоценного металла стоимостью 500-1000 рублей закон обязывает ювелира идентифицировать покупателя. Чем руководствовался законодатель, устанавливая столь драконовские меры в отношении реализации ювелирных изделий – не понятно!
Кроме того, одной из основных целей действующего закона является противодействие отмыванию незаконных денежных средств. Из материала, приведенного выше, следует, что международная организация по борьбе с отмыванием денег рекомендует отслеживать сделки по покупке ювелирных изделий только в случае, сумма операции превышает 15000 евро (свыше 600 000 руб.) и оплата сделки осуществляется наличными денежными средствами.
На наш взгляд данное положение применимо и на территории Российской Федерации. Например, в Москве средняя заработная плата учителя в I квартале 2013 года составила 64 тыс. руб. в месяц (интервью главы департамента образования столицы http://www.vestifinance.ru/articles/29229). Таким образом, в Москве рядовой учитель может купить себе один раз в 2-3 года ювелирное изделие за 100 и более тысяч рублей. И где здесь легализация преступных доходов?
Кроме того, проведение сплошной идентификации покупателей ведет к дополнительным затратам операторов розничной торговли, которые слагаются из:
- стоимости доработки программы розничной торговли;
- стоимости рабочего времени менеджера на заполнение одной анкеты;
- необходимость наличия дополнительного менеджера (в зависимости от размера салона) во избежание конфликтных ситуаций с покупателями из-за увеличения времени ожидания;
- стоимости расходных материалов на копирование документов;
- организации места хранения оригиналов анкет и копий документов;
- дополнительной защиты техники (конфиденциальность информации).
Практическая реализация данного вида контроля уже привела к увеличению затрат розничных операторов на 50 - 100 руб. при реализации единицы продукции.
По данным Пробирной палаты России в 2010-2012 гг. ежегодно клеймилось более 80 млн. шт. ювелирных изделий. По итогам 2013 года падение производства ювелирных изделий не ожидается. Следовательно, проведение сплошной идентификации покупателей приведет к дополнительным затратам розничных операторов в размере не менее 4 млрд. руб. по итогам текущего года.
К настоящему моменту назрела необходимость законодательного решения данного вопроса в связи с участившимися прокурорскими проверками операторов розничной торговли и предъявления им требований о необходимости идентификации покупателей независимо от суммы сделки.
Поскольку Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что контролю подлежат операции на сумму от 600 000 руб., то и идентификация покупателей ювелирных изделий, на наш взгляд, также должна осуществляться лишь при превышении указанной суммы.
Со своей стороны Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась в Федеральную службу по финансовому мониторингу с предложением по внесению изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 в отношении сделок с ювелирными изделиями с целью отмены обязательной идентификации покупателей ювелирных изделий на сумму до 600 000 рублей.
Генеральный директор Ассоциации
«Гильдия ювелиров России»
В. К. Ячменихин
[ Ювелирные Известия ]
Увы, но власть либо не знает, либо не хочет знать, что 98% денег отмывается в строительстве, оптовых рынках и оказании (фиктивных) услуг.
Очень правильная статья! Но эту тему требовалось-бы обсудить намного раньше! А ещё-бы Правительство и Дума ратифицировала-бы Женевскую конвенцию о преследовании за коррупцию и ввели-бы в УК конфискацию имущества (до 3-его "колена" родственников) при осуждении за взятки и кражу (увод-распил) госсредств .....
а не ювелиры ли отмывают деньги покупкой "левого" металла потом и клеймят по "левому" и продают по "левому" ? в УК что бы привлечь надо сумму в 1.5 млн все остальное административка смешная 10-15 тысяч, а тут хоть рычаг появиться продал больше чем на 15 косых "левака" на тебе 100 тысяч штраф за нарушение идентификации... отменять ничего не надо надо наоборот ужесточать и ужесточать... а то расслабились без контролирующих органов
Могу обрадовать всех с нового года вернут полномочия Палате
Уважаемый Человек! Не дать, не взять, но Вы интригу подвесили! Стесняюсь попросить: не поделитесь информацией касательно затронутого Вами вопроса, а то так интересно, что кушать не могу! Благодарен заренее.
Скоро все узнаешь
Скоро - это когда все и вместе со всеми. А эксклюзива хочется, ну просто смерть... Ну, типа, как новый iPhone за месяц до официальных продаж.
человек запустил очередную пулю палате с 2009 года обещают вернуть .. да воз и ныне там
Лабуда всё это. Может кто-то мечты свои озвучивает, типа - грех Онана. За "здорово живёшь" получив волю, кто её просто так отдаст? Тем более - в верхушке имеют место быть интересанты. Затопчут изменениями, дополнениями, комитетами и комиссиями, народными обращениями в конституционный суд и т.д. Минфину Пробирная палата навроде "чемодана без ручки". Нести неудобно, выкинуть - жалко. Да и проверки по металлу а-ля 294-фз - полупустое времяпрепровождение. Предупреди, бумажками снабди, всё законодательство расскажи, туда не ходи, там не смотри, обеспечь присутствие хозяина, но при этом не испугай и не расстрой душевно оного. Чистая ерунда.
Наверно поэтому в Палате меняют структуру, создают управления..........
Кто возразит, дело хорошее, нужное........... Когда есть чем управлять.
Вот госзакупки сейчас в моде. Там без управления никак. Тот ещё законец безДумное собрание придумало.
Предпосылки к анонсированным Человеком изменениям формально существуют: в рамках исполнения п.п.46.-48. Приложения №3 госпрограммы, утв. распоряжением Правительства от 04.03.2013 №293-р. Данный документ никто, в соответствующей части, не отменял, и исполнять предусмотренные им мероприятия следовало в 2013 году. Если бы ни это, скорее всего на подобные новости следовало-бы реагировать подобно как на надписи на заборе и т.п.
У нас правительственные программы вроде протоколов о намерениях (возможно - благих). Помнится мне программа года 3 назад была о переходе госорганов на открытое программное обеспечение. И подписи там серьёзней некуда стояли. И национальную операционку сотворили за полгода, потратив смешные 6 лямов денежек (кажется Мандриву в пику рыжему Биллу пообтесали, он, чудак, столько времени и настоящих денег на Форточки потратил). К 15 году репозиторий государева ПО обещан был. И где-таки, оно всё? В анналах, так сказать, истории (хотя можно сказать и проще, по-русски..., в Караганде).
и будет Палата всех по 115-ФЗ долбить
Покорнейше прошу прощения за вульгаризм, а "долбика"-то отросла? Будут махать тем, что есть, моментально сами в лужу сядут, людей посмешат, и прецеденты очень нехорошие создадут. А это старт процессам с плохо предсказуемыми последствиями.
Какие прецеденты??? В стране бардак полный
А будет еще полнее.
"Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали". Станислав Ежи Лец.
Законы писаные надо исполнять. Тогда и бардака, меньше станет. Плохих законов полно, а исполнять надо. Еще вот с обычаями по умолчанию у нас паршиво. К каждому Митьку с палкой ставить надо. Как писал Пелевин В. - человека отличает от животного не сильно много. Всего-то умение и склонность к исполнению социальных договоренностей по умолчанию, без принуждения. Отними это у человека - и нет его. Что мы и имеем на разных стадиях.
Все зависит от руководства