Явление ломбардов выходит из-под контроля во многих странах Европы, пострадавших от кризиса, и может угрожать стабильности ювелирной отрасли.
В Италии, крупнейшей экономике южной Европы, почти треть семей заложили фамильные ювелирные украшения в ломбарды или продали скупщикам золота в обмен на наличность, чтобы поправить снижающуюся покупательную способность. Большинство из них предпочли непосредственно продать свои вещи, чем закладывать в надежде на то, что смогут выкупить их в будущем.
Ожидается, что в 2013 году число ломбардов и скупок золота вырастет на 20% после того, как их число уже выросло с 8 000 в 2010 году до 25 000 в 2012 году, по данным Federorafi, итальянской федерации ювелиров.
Последние статистические данные проливают свет на удивительное расширение этого сектора. Согласно данным службы мониторинга Eurispes, около 400 тонн драгоценного металла находится в торговом обращении в Италии каждый год; этот бизнес оценивается не менее чем в 10 миллиардов евро.
С точки зрения абсолютных цифр, другие европейские страны сталкиваются с еще более серьезной ситуацией. В Греции число ломбардов за пару лет увеличилось в десять раз. Район Омоноя в центре Афин стал основным центром ломбардов. В Испании тоже отмечен значительный рост этого вида бизнеса, и центральная площадь Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol) в Мадриде наводнена объявлениями «compro oro» («покупаю золото»). В обстановке, когда многие фирмы закрылись навсегда, владельцы ломбардов могут легко завладевать магазинчиками в стратегических районах по бросовой цене.
Большая часть драгоценного металла переплавляется в слитки и продается на рынки развивающихся стран, где ювелирное дело на подъеме и спрос на золото, платину и серебро всегда высокий. А некоторые изделия просто полируются и перепродаются, часто в других странах. Бывшие в употреблении ювелирные изделия должны предлагаться по значительно более низкой цене, но нередко их обманным путем продают как новые.
Государственные органы стремятся справиться с ситуацией, когда магазины растут как грибы. Отсутствие четких законов, регулирующих этот вопрос, позволяет проникновение разного рода со стороны криминальных организаций. Ювелирные ассоциации жалуются на нечестную конкуренцию со стороны синдикатов, которые участвуют в криминальных делах, начиная от уклонения от уплаты налогов до контрабанды золота. В 2012 году греческая полиция перехватила груз, направлявшийся в Германию, в котором было примерно 150 кг золота на сумму €6,5 миллиона. Эта проблема выросла до всеевропейского масштаба, и даже страны с прочными экономическими основами, такие как Франция и Великобритания, задаются вопросом, как регулировать этот растущий бизнес.
... и бриллиантам?
Золотые ювелирные изделия составляют самую большую часть продаваемых драгоценных изделий потому, что это они традиционно имеются во многих семьях, и золото везде легко продать. Но в настоящее время трейдеры обращают свое внимание также и на другие материалы, в частности, на бриллианты.
Всего несколько лет назад бриллианты неохотно принимали в ломбардах. Из-за их неоднородности и отсутствия ликвидности бриллианты традиционно труднее продать, чем золото. Это условие, объясняющее то, что цены повторной продажи гораздо ниже уровня рыночных цен, в течение многих лет было сдерживающей силой для владельцев бриллиантов, которые пытались избавиться от своих драгоценных камней. Но сейчас из-за отсутствия работы и галопирующей инфляции люди уже не так неохотно сдают в ломбард или продают ювелирные изделия с бриллиантами.
Отсутствие приборов и опыта также очень затрудняло импровизированных трейдеров определять цену драгоценных камней, и вторичной продажей бриллиантов часто занимались специализированные ювелирные магазины. Но со временем ломбарды начали подписывать соглашения или нанимать лицензированных геммологов, которые помогают им проводить оценку всех видов драгоценных камней.
Так как эта тенденция появилась совсем недавно, то пока еще слишком рано получать точные данные об объеме торговли бывшими в употреблении бриллиантами. Все же косвенные показатели, такие, например, как количество интернет поисков «продажи бриллиантов» в разных странах южной Европы, могут послужить для нас хорошим индикатором (+35% по сравнению с двумя годами ранее) того, что все больше людей рассматривают этот вариант для обмена на деньги.
Даже хотя в настоящее время влияние торговли подержанными бриллиантами на мировые цены довольно небольшое, это не означает, что данное явление не создаст угрозу в средне - и долгосрочной перспективе.
Некоторые аналитики в области бриллиантов указывают на внезапный рост предложения бриллиантов как на один из факторов нарушения стабильности отрасли. Хотя термин «предложение» обычно используется как синоним слову «производство», было бы лучше начать рассматривать возможный скачок на другой стороне трубопровода из-за притока бриллиантов от потребителей. Угроза кроется не столько в открытии крупных алмазодобывающих участков или признания синтетических бриллиантов крупными сегментами населения – это две отдаленные возможности, – а скорее во внезапном поступлении бывших в употреблении бриллиантов.
До сих пор приток слишком маленький и неорганизованный, чтобы конкурировать с традиционными каналами. Но если в будущем люди, которые остро нуждаются в деньгах, начнут обеспечивать устойчивые поставки таких бриллиантов, то мы можем стать свидетелями роста параллельного рынка, предоставляющего все виды бывших в употреблении бриллиантов для нужд производителей ювелирных изделий. Жесткая конкуренция с традиционным трубопроводом станет неизбежной, что приведет к Италиянеустойчивости цен и станет угрозой прогнозируемому росту отрасли.
Мели Емеля...