Царские подарки. В Петербурге открылся крупнейший в мире музей Фаберже

Раздел: Выставки
19 ноября 2013 г.

Се­год­ня, 19 но­яб­ря, в Шу­ва­лов­ском двор­це на Фон­тан­ке от­крыл­ся круп­ней­ший в ми­ре му­зей ра­бот ма­сте­ров юве­лир­ной фир­мы Фа­бер­же. Экс­по­на­ты для му­зея предо­ста­вил пред­при­ни­ма­тель Вик­тор Век­сель­берг. Кол­лек­ци­о­нер на соб­ствен­ные день­ги вы­ку­пил зна­ме­ни­тые цар­ские дра­го­цен­но­сти у по­том­ков аме­ри­кан­ско­го га­зет­но­го маг­на­та Маль­коль­ма Форб­са и та­ким об­ра­зом спас их от ис­чез­но­ве­ния — на­след­ни­ки Форб­са пла­ни­ро­ва­ли про­да­вать экс­по­на­ты на аук­ци­о­не. Век­сель­берг ос­но­вал куль­тур­но-исто­ри­че­ский фонд «С­вязь вре­мен», ку­да и по­ме­стил все экс­по­на­ты, на­ко­пив­ши­е­ся за де­сять лет. Фонд Век­сель­бер­га от­ре­ста­ври­ро­вал Шу­ва­лов­ский дво­рец, и те­перь вся кол­лек­ция Фон­да пе­ре­ме­сти­лась в сте­ны двор­ца.

Ку­роч­ка на од­ном из яиц по­кры­та на­сто­я­щи­ми пе­рья­ми. Фо­то: АиФ / Яна Хва­то­ва

«Пред­ме­ты из кол­лек­ции ни од­но­го дня не на­хо­ди­лись у ме­ня до­ма, - при­знал­ся Век­сель­берг. - Про­ект му­зея по­явил­ся еще де­сять лет на­зад. Пе­ре­го­во­ры ве­лись в Москве при Юрии Луж­ко­ве и в Пе­тер­бур­ге при Ва­лен­ти­не Мат­ви­ен­ко. В Москве пе­ре­го­во­ры за­тя­ну­лись, а вот в Пе­тер­бур­ге как в куль­тур­ной сто­ли­це де­ло пошло быст­рее. Зда­ние Шу­ва­лов­ско­го двор­ца на­хо­ди­лось в кош­мар­ном со­сто­я­нии, но мы смог­ли его от­ре­ста­ври­ро­вать. Ни­ко­гда не пе­ре­счи­ты­вал свою кол­лек­цию, но в ней точ­но боль­ше ты­ся­чи эк­зем­пля­ров».

Лю­би­мое яй­цо Форб­са укра­ше­но 15 ми­ни­а­тю­ра­ми. Фо­то: АиФ / Яна Хва­то­ва

Еще боль­ше ту­ри­сто­в

Днем Вик­тор Век­сель­берг, ви­це-гу­бер­на­тор Пе­тер­бур­га Ва­си­лий Ки­чеджи, ми­нистр куль­ту­ры Вла­ди­мир Ме­дин­ский и ди­рек­тор му­зея Фа­бер­же Вла­ди­мир Во­рон­чен­ко про­ве­ли для жур­на­ли­стов пресс-кон­фе­рен­цию. По сло­вам Ме­дин­ско­го, от­кры­тие му­зея ста­ло боль­шим ша­гом в рус­ской куль­ту­ре. «При­ят­но, что со­бра­ние хра­нит­ся не на част­ной да­че на Руб­лев­ке, а вы­став­ле­но для сво­бод­но­го по­ка­за», - от­ме­тил ми­нистр куль­ту­ры.

По мне­нию Ва­си­лия Ки­чеджи, му­зей бу­дет при­вле­кать в Пе­тер­бург еще боль­ше ту­ри­стов. «На по­доб­ных ме­ро­при­я­ти­ях я обыч­но вы­ра­жаю бла­го­дар­ность от ли­ца гу­бер­на­то­ра Пол­та­вчен­ко, ска­зал Ки­чеджи, - но те­перь я хо­чу вы­ра­зить бла­го­дар­ность и от ли­ца всех пе­тер­бурж­цев. Пра­ви­тель­ство все­гда по­мо­га­ло и бу­дет по­мо­гать в та­ких бо­го­угод­ных де­лах».

Вре­мя на яй­це по­ка­зы­ва­ет змея. Фо­то: АиФ / Яна Хва­то­ва

В за­лах му­зея бу­дут пред­став­ле­ны не толь­ко ра­бо­ты фир­мы Фа­бер­же, но и дру­гие юве­лир­ные ше­дев­ры. Та­б­лич­ки с над­пи­ся­ми не бу­дут за­го­ра­жи­вать экс­по­на­ты. Вме­сто это­го по­се­ти­те­ли смо­гут вос­поль­зо­вать­ся аудио - и ви­део­ги­дом, а так­же при­ло­же­ни­ем для план­ше­тов, ко­то­рое про­ве­дет по­дроб­ную экс­кур­сию по за­лам му­зея.

«В му­зее со­бра­но все са­мое со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, - под­черк­нул ди­рек­тор му­зея Вла­ди­мир Во­рон­чен­ко. - В даль­ней­шем мы пла­ни­ру­ем сде­лать це­лое му­зей­ное учре­жде­ние — преж­де все­го, из­дать це­лый ряд книг, по­свя­щен­ный экс­по­на­там му­зея. В му­зее пред­став­ле­на са­мая пол­ная кол­лек­ция Фа­бер­же в ми­ре. У нас луч­ший му­зей по ка­че­ству, под­бор­ке, ко­ли­че­ству и зна­чи­мо­сти экс­по­на­тов».

По­дар­ки цар­ской се­мьи­

Ра­бо­ты фир­мы Фа­бер­же пред­став­ле­ны в не­сколь­ких за­лах Шу­ва­лов­ско­го двор­ца. Ко­гда вы под­ни­ма­е­тесь по лест­ни­це двор­ца, по­па­да­е­те в Зо­ло­тую го­сти­ни­цу. Здесь на­хо­дят­ся зо­ло­тые ко­роб­ки с порт­ре­та­ми им­пе­ра­то­ров и цар­ские по­дар­ки фир­мы Фа­бер­же. Зо­ло­тые ко­роб­ки в цар­ской се­мье бы­ло при­ня­то да­рить на кре­сти­ны, име­ни­ны и дру­гие важ­ные празд­ни­ки. Дру­гие же фи­гур­ки очень не­обыч­ны и ин­те­рес­ны. Сре­ди экс­по­на­тов го­сти­ной есть бон­бо­ньер­ка в ви­де буль­до­жьей го­ло­вы, порт­си­га­ры раз­ных форм и сти­лей, за­жи­гал­ки в фор­ме са­мо­ва­ров, пе­пель­ни­цы в ви­де ма­стей иг­раль­ных карт и спи­чеч­ни­ца в фор­ме сви­ньи. Все это — слож­ней­шая юве­лир­ная ра­бо­та. Ана­ло­гов по­доб­ным экс­по­на­там нет во всем ми­ре. Глав­ный экс­по­нат кол­лек­ции — рам­ка из гор­но­го хру­ста­ля, в ко­то­рой на­хо­дит­ся порт­рет им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II. Из гор­но­го хру­ста­ля так­же вы­пол­не­на ва­зоч­ка с аню­ти­ны­ми глаз­ка­ми. Имен­но из-за хру­ста­ля та­ко­го ви­да ви­зу­аль­но ка­жет­ся, что ва­за на­пол­не­на во­дой.

Рам­ка с порт­ре­том им­пе­ра­то­ра сде­ла­на из гор­но­го хру­ста­ля. Фо­то: АиФ / Яна Хва­то­ва

В Си­ней го­сти­ной вы­став­ле­ны яй­ца Фа­бер­же. В кол­лек­ции пред­став­ле­ны де­вять зна­ме­ни­тых пас­халь­ных им­пе­ра­тор­ских яиц, а так­же пас­халь­ные по­дар­ки, вы­пол­нен­ные для пред­ста­ви­те­лей ми­ро­вой эли­ты — гер­цо­ги­ни Маль­бо­ро зо­ло­то­про­мыш­лен­ни­цы Кельх. Каж­дое яй­цо в кол­лек­ции име­ет свою уни­каль­ную ис­то­рию.

Яй­ца с сюр­при­за­ми

Укра­ше­ние кол­лек­ции — ко­ро­на­ци­он­ное яй­цо. Его скор­лу­па вы­пол­не­на в фор­ме ман­тии, ко­то­рую укра­ша­ют дву­гла­вые ор­лы. Яй­цо бы­ло сде­ла­но спе­ци­аль­но ко дню ко­ро­на­ции Ни­ко­лая II. Еще один ин­те­рес­ный экс­по­нат — де­ре­во в фор­ме яй­ца. Его кро­на от­кры­ва­ет­ся, и от­ту­да по­яв­ля­ет­ся птич­ка, ко­то­рая уме­ет петь. «Яй­цо-ку­роч­ка» со­зда­но по прин­ци­пу мат­реш­ки: бе­лое яй­цо мож­но от­крыть и об­на­ру­жить там жел­ток. В желт­ке скры­ва­ет­ся ма­лень­кая ку­роч­ка. На дру­гом яй­це ку­роч­ка уже си­дит свер­ху — здесь она уже по­кры­та не зо­ло­том, а на­сто­я­щи­ми пти­чьи­ми пе­рья­ми. В яй­цо из кол­лек­ции гер­цо­ги­ни Маль­бо­ро встро­е­ны ча­сы, а вре­мя на них по­ка­зы­ва­ет змея. Лю­би­мое яй­цо Форб­са укра­ше­но пят­на­дца­тью ми­ни­а­тю­ра­ми, каж­дая из ко­то­рых по­свя­ще­на важ­ным ве­хам рос­сий­ской ис­то­рии — на­при­мер, от­кры­тию Го­с­ду­мы или му­зея Алек­сандра III. Яй­цо, укра­шен­ное лан­ды­ша­ми, Ни­ко­лай II по­да­рил сво­ей же­не Алек­сан­дре Фе­до­ров­не. К скор­лу­пе при­креп­ле­ны порт­ре­ты им­пе­ра­то­ра и до­че­рей цар­ской се­мьи.

Это яй­цо со­зда­но ко дню ко­ро­на­ции Ни­ко­лая II. Фо­то: АиФ / Яна Хва­то­ва

В Вы­ста­воч­ном за­ле на­хо­дят­ся кам­не­рез­ные из­де­лия фир­мы Фа­бер­же, а в Крас­ной го­сти­ной — се­реб­ря­ные сер­ви­зы. В штат­ном ре­жи­ме му­зей бу­дет ра­бо­тать с де­каб­ря.

[ spb.aif.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->