А почему бы не делать бриллианты абсолютно круглыми, чтобы их можно было носить как бусы? Как из алмазного сырья низкого качества сделать продукт качества ювелирного? Именно эти вопросы легли в основу идеи, пришедшей в голову 86-летнему профессору Ярницкому, чей творческий ум и в преклонном возрасте не расстается с бриллиантами.
В израильской алмазной промышленности профессора Ярницкого хорошо знают и очень уважают – как ученого и как пропагандиста и разработчика оборудования для алмазной отрасли. Последние шесть лет он был занят разработкой машины для изготовления бриллиантовых бусин.
Идея разработки подобной машины заключалась в том, чтобы найти применение в ювелирном деле материалу, который диамантеры называют «бортом». Их обычно относят к алмазам промышленного назначения, их много, и их цена намного ниже, чем у чистых бесцветных алмазов.
80 % добываемого алмазного сырья идет на нужды промышленности, и лишь 20 % обладает ювелирным качеством. Основную прибыль приносят алмазы, пригодные для использования в ювелирных целях. Другим словами, большая часть объема добычи, большая часть усилий и денежных затрат, вложенных в добычу алмазов, приходится на камни, рентабельность которых относительно невелика. Если увеличить долю использования промышленных алмазов – борта – в ювелирном деле, их ценность возрастет.
В естественном состоянии необработанные алмазы ювелирной ценностью не обладают – из-за грубой поверхности и отсутствия блеска. Если иметь техническую возможность огранить алмаз в форме бусины, то тогда в качестве материала подойдут и промышленные алмазы. Полученный бриллиант сохраняет все свои особые свойства и качество, присущее алмазу, однако, с другой стороны, его светоотражающие характеристики будут более скромными, что вполне уместно в сегодняшнюю эру экономического аскетизма.
Результатом 6 лет работы профессора Ярницкого стало устройство, позволяющее гранить любые алмазы – ювелирного качества и борт, мелкие и очень крупные, вплоть до десятков карат. Устройство способно изготавливать круглые или эллипсоидные бусы в автоматическом режиме. Их внешние грани отражают свет. Устройство может проделать в бусине отверстие любого диаметра, может и распилить бусину надвое, чтобы получить два камня огранки «кабошон».
«В целом алмазы подвергают огранке с целью максимизации светоотражающих свойств материала, чтобы он сверкал как можно ярче, – рассказывает профессор Ярницкий. – Алмазы сорта «борт» из-за того, что в них есть пузырьки, не имеют внутренних углов и отражают свет только поверхностью. Если огранить такой алмаз в форме бусины с гранями, то появится светоотражение. Чистый алмаз тоже можно огранить в форме бусины. Он тогда будет отражать свет и на поверхности, и внутри. Я считаю, у бусин, изготовленных из борта при помощи машины, которую я разработал, есть место в ювелирном деле. Последнее время на фоне растущего интереса к консервации окружающей среды более желательным представляется использование в качестве сырья материалов, подвергающихся наименьшей обработке».
В настоящее время профессор Ярницкий ищет инвесторов, которые обладают технологическими и маркетинговыми возможностями и которые взялись бы за гранильную машину его разработки. Более подробную информацию можно получить, связавшись с профессором Ярницким по тел. +972-(0)-52-3284025 или по эл. почте (meryy01@technion.ac.il).
* в 1964 году профессор Ярницкий организовал лаборатории в Хайфе и Рамат-Гане под эгидой факультета машиностроения Университета «Техникон». На базе этих лабораторий в 1967 году был создан Израильский институт алмазов. Профессор Ярницкий причастен к разработке многих машин для алмазной промышленности. В их числе гранильная машина-автомат, машина для нарезки рундиста, машина для огранки и распила мелкого сырья. В 1977 году он написал первые три учебных пособия для диамантеров. Эти и другие пособия его авторства опубликованы Израильским институтом алмазов.