Новая реальность ювелирной отрасли

Раздел: Общество
17 октября 2013 г.

В.З­бой­ков, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор от­рас­ле­во­го от­де­ле­ния по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням ФМоС «Де­ло­вая Рос­сия»

В 2000-е го­ды при­гла­сить на от­рас­ле­вое ме­ро­при­я­тие пред­ста­ви­те­ля власт­ных струк­тур бы­ло боль­шой уда­чей. У Вла­сти не бы­ло осо­бой не­об­хо­ди­мо­сти ча­сто опус­кать­ся до сре­ды, ко­то­рую она кон­тро­ли­ро­ва­ла и ко­то­рой управ­ля­ла. На за­се­да­ния и круг­лые сто­лы юве­ли­ров ак­тив­но при­хо­ди­ли толь­ко пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са и от­рас­ле­вые жур­на­ли­сты, а ре­гу­ля­тор пред­по­чи­тал го­то­вить про­ек­ты нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов в ти­ши ка­би­не­тов, без лиш­них дис­кус­сий с биз­не­сом об их по­лез­но­сти и ра­ци­о­наль­но­сти.

Ин­тер­нет-сайт Про­бир­ной па­ла­ты эти го­ды был по­чти пу­стой, не ин­фор­ма­тив­ный и не ак­тив­ный. Ди­а­лог вла­сти и биз­не­са на от­рас­ле­вых за­се­да­ни­ях сво­дил­ся к мо­но­ло­гу – к де­жур­но­му до­кла­ду то­гдаш­не­го зам. ру­ко­во­ди­те­ля Про­бир­ной па­ла­ты Бо­ри­со­ва Б.П. Пред­ста­ви­те­ли от­рас­ле­во­го биз­не­са на за­се­да­ни­ях, ко­неч­но, то­же вы­сту­па­ли, но Власть на эти вы­ступ­ле­ния вни­ма­ния не об­ра­ща­ла.

Прак­ти­че­ски все по­зи­тив­ные для от­рас­ли ре­ше­ния, ко­то­рые бы­ли за этот пе­ри­од при­ня­ты, яв­ля­лись ре­зуль­та­том не по­бе­ды в от­рас­ле­вых дис­кус­си­ях на от­кры­тых пло­щад­ках опре­де­лен­ных то­чек зре­ния, а ре­зуль­та­том уме­лых и лов­ких ку­лу­ар­ных ша­гов от­дель­ных опыт­ных пред­ста­ви­те­лей от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. В.Б.Ра­да­ше­вич, быв­ший ген­ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии, мог бы на­пи­сать ме­му­а­ры, где и как до­би­вал­ся не­ко­то­рых ре­ше­ний­…

Од­на­ко юве­лир­ная от­расль – это лишь часть боль­шой эко­но­ми­ки, и об­щий ход эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сии в на­ча­ле те­ку­ще­го де­ся­ти­ле­тия стал ска­зы­вать­ся и на ней. Го­су­дар­ство все глуб­же ста­ло осо­зна­вать, что лишь биз­нес, свя­зан­ный с ре­аль­ным и ле­галь­ным про­мыш­лен­ным про­из­вод­ством, мо­жет быть драй­ве­ром даль­ней­ше­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны.

Для раз­ви­тия биз­не­са тре­бу­ет­ся бла­го­при­ят­ный ин­ве­сти­ци­он­ный кли­мат. Од­ним из ша­гов к со­зда­нию бла­го­при­ят­ной для пред­при­ни­ма­тель­ства сре­ды ста­ло при­ня­тие Фе­де­раль­но­го за­ко­на 294-ФЗ о за­щи­те прав пред­при­ни­ма­те­лей. Этот за­кон раз­ра­ба­ты­вал­ся, ко­неч­но, не ра­ди раз­ви­тия кон­крет­но юве­лир­ной от­рас­ли. Бо­лее то­го, раз­ра­бот­чи­ки за­ко­на о су­ще­ство­ва­нии про­бир­но­го над­зо­ра или про­сто за­бы­ли, или не со­чли нуж­ным про­явить за­бо­ту о его со­хра­не­нии. Так или ина­че, с вступ­ле­ни­ем в си­лу за­ко­на 294-ФЗ в кон­тро­ле за юве­лир­ной от­рас­лью у го­су­дар­ства воз­ник­ли из­вест­ные про­бле­мы: Про­бир­ная па­ла­та – не го­су­дар­ствен­ный ор­ган, а ФГУП, и, зна­чит, Про­бир­ная па­ла­та бо­лее не име­ла пра­во осу­ществ­лять кон­троль. То­гда чем же она долж­на за­ни­мать­ся в но­вых усло­ви­ях? Ока­зы­вать услу­ги биз­не­су?

По­лу­чи­лось так, что за­кон 294-ФЗ ед­ва не спро­во­ци­ро­вал по­пыт­ку об­ра­зо­ва­ния но­во­го ре­прес­сив­но­го ор­га­на - Фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю на рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Фе­де­раль­ная служ­ба по кон­тро­лю – это со­всем не Агент­ство по под­держ­ке от­рас­ли, по­яв­ле­ние ко­то­ро­го хо­те­лось бы ви­деть юве­ли­рам. Опас­ность по­пасть под еще боль­ший кон­троль но­вой Фе­де­раль­ной служ­бы вско­лых­ну­ла от­рас­ле­вое биз­нес-со­об­ще­ство, за­няв­шее ак­тив­ную обо­ро­ну.

По сча­стью, Власть на са­мом вер­ху услы­ша­ла юве­ли­ров и дру­гих участ­ни­ки рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние функ­ции кон­тро­ля вер­нуть Про­бир­ной па­ла­те Рос­сии, не со­зда­вая осо­бой служ­бы. Од­на­ко са­мо по се­бе это ре­ше­ние не­об­хо­ди­мую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу не со­зда­ло – ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость при­ня­тие но­вых по­пра­вок в за­ко­ны.

На ка­ком по­ли­ти­че­ском фо­не долж­ны воз­ни­кать эти но­вые нор­мы? В из­вест­ных май­ских Ука­зах 2012 го­да Пре­зи­дент Рос­сии обо­зна­чил те ша­ги, ко­то­рые долж­но сде­лать го­су­дар­ство, его ор­га­ны управ­ле­ния, что­бы биз­нес в Рос­сии по­лу­чил мощ­ный им­пульс раз­ви­тия. Ка­за­лось бы, те­перь все но­вые за­ко­но­про­ек­ты, по­па­да­ю­щие на рас­смот­ре­ние в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му, долж­ны ис­хо­дить ис­клю­чи­тель­но из этих обо­зна­чен­ных це­лей, или как ми­ни­мум – их пол­но­вес­но учи­ты­вать. Т.е. те­перь каж­дый за­ко­но­про­ект дол­жен из­на­чаль­но быть про­пи­тан иде­я­ми обес­пе­че­ния пред­при­ни­ма­тель­ской сво­бо­ды, сни­же­ния ро­ли го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке.
Но на прак­ти­ке все ока­за­лось не со­всем так, как быть долж­но. Ина­че не при­шлось бы Пре­зи­ден­ту год спу­стя из­да­вать Пору­че­ния по ис­пол­не­нию сво­их же Ука­зо­в… Де­ло в том, что все го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты за по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия укре­пи­лись, в том чис­ле - и в сво­ей са­мо­до­ста­точ­ной ро­ли. Го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты, чем бы они ни за­ни­ма­лись, по су­ти сде­ла­ли се­бя участ­ни­ка­ми рын­ков, иг­ро­ка­ми на этих рын­ках, при­чем ча­сто – глав­ны­ми иг­ро­ка­ми. Иг­ро­ка­ми не про­сты­ми, а с осо­бы­ми при­ви­ле­ги­я­ми и с осо­бым ста­ту­сом. На­при­мер – с при­ви­ле­ги­ей от име­ни го­су­дар­ства кон­тро­ли­ро­вать всех осталь­ных иг­ро­ков дан­но­го рын­ка.
Так по­лу­чи­лось и в юве­лир­ной от­рас­ли. Не­ко­гда кон­троль­но-над­зор­ная струк­ту­ра Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии ста­ла се­го­дня фак­ти­че­ски участ­ни­ком рын­ка с осо­бы­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Как и про­чие хо­зяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты, Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии сре­ди про­че­го за­ни­ма­ет­ся сво­ей соб­ствен­ной хо­зяй­ствен­но-про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­стью – ока­зы­ва­ет всем осталь­ным услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий. В со­от­вет­ствии с предо­став­лен­ной ей го­су­дар­ством при­ви­ле­ги­ей.

В но­вой па­ра­диг­ме Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии – это уже не та не­по­во­рот­ли­вая струк­ту­ра, что бы­ла рань­ше. Нуж­но от­дать долж­ное, се­го­дня Про­бир­ная па­ла­та – это со­вре­мен­ное пред­при­я­тие, ру­ко­вод­ство ко­то­ро­го хо­ро­шо по­ни­ма­ет смысл PR ак­ций и во­об­ще – пуб­лич­но­сти. И уме­ет этим поль­зо­вать­ся. Что­бы в этом убе­дить­ся, до­ста­точ­но по­смот­реть но­вый ин­тер­нет-сайт Про­бир­ной па­ла­ты. Те­перь на всех юве­лир­ных фо­ру­мах от Про­бир­ной па­ла­ты вы­сту­па­ет не уста­лый зам ру­ко­во­ди­те­ля с де­жур­ной ре­чью, а це­лый де­сант изощ­рен­ных пи­ар­щи­ков.

У Про­бир­ной па­ла­ты сме­ни­лось со­дер­жа­ние, но не­из­мен­ны­ми оста­лись преж­ние ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая фор­ма и де­ле­ги­ро­ван­ные го­су­дар­ством функ­ции. Т.е. Про­бир­ная па­ла­та – это, как и рань­ше, струк­ту­ра, ко­то­рой го­су­дар­ством по­ру­че­но ис­пол­нять кон­троль­но-над­зор­ные функ­ции на юве­лир­ном рын­ке и еди­но­лич­но ока­зы­вать участ­ни­кам рын­ка фак­ти­че­ски ком­мер­че­ские услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий.

Од­на­ко Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сии Д.А.Мед­ве­дев в сво­ей ста­тье в га­зе­те «Ве­до­мо­сти» пи­шет о не­до­пу­сти­мо­сти при­ви­ле­гий и воз­вы­ше­ния ро­ли пред­при­я­тий с гос­соб­ствен­но­стью над част­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми.

Дмит­рий Ана­то­лье­вич при­во­дит при­мер с си­ту­а­ци­ей в бан­ков­ском сек­то­ре, ко­гда пять фак­ти­че­ски гос­бан­ков «и­ме­ют оче­вид­ные пре­фе­рен­ции со сто­ро­ны го­су­дар­ства, в том чис­ле и го­су­дар­ствен­ных ком­па­ний, и поль­зу­ют­ся его прак­ти­че­ски не­ли­ми­ти­ро­ван­ной под­держ­кой. А по­чти ты­ся­ча бан­ков не име­ют воз­мож­но­сти пол­но­цен­но встро­ить­ся в си­сте­му го­су­дар­ствен­ной по­мо­щи». И при­зна­ет та­кое по­ло­же­ние ве­щей не­до­пу­сти­мым: «Это лишь один при­мер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий об­щую си­ту­а­цию с кон­ку­рен­ци­ей, со­от­но­ше­ние го­су­дар­ствен­но­го и част­но­го сек­то­ра. Та­ко­го нет ни в од­ной стра­не с про­дви­ну­той пра­во­вой и по­ли­ти­че­ской си­сте­мой. И от это­го по­ло­же­ния дел на­до из­бав­лять­ся, ес­ли мы рас­счи­ты­ва­ем стать кон­ку­рен­то­спо­соб­ной стра­ной с раз­ви­той эко­но­ми­кой».

Д.А.Мед­ве­дев пря­мо пи­шет: «На фо­не за­мед­лив­ше­го­ся эко­но­ми­че­ско­го ро­ста мы долж­ны до­бить­ся, что­бы го­су­дар­ство не за­ни­ма­ло не­оправ­дан­но мно­го ме­ста в эко­но­ми­ке. А гос­ап­па­рат не со­зда­вал из­лиш­них по­мех для пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти. Убеж­ден, что го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам не­об­хо­ди­мо скон­цен­три­ро­вать­ся на вы­пол­не­нии сво­их ос­нов­ных функ­ций. На­ни­мать не­го­су­дар­ствен­ные ор­га­ни­за­ции для ис­пол­не­ния осталь­ных функ­ций или пол­но­стью ухо­дить из со­от­вет­ству­ю­щих сфер».

Ка­са­ясь юве­лир­ной от­рас­ли, сто­ит за­ме­тить, что пред­ста­ви­те­ли биз­не­са ни­ко­гда не пы­та­лись вы­да­вить го­су­дар­ство и его ин­сти­ту­ты с юве­лир­но­го рын­ка. На­про­тив, они от­ме­ча­ли, что все­гда бу­дет не­ма­ло тех, кто хо­чет иметь на сво­их из­де­ли­ях имен­но го­су­дар­ствен­ное клей­мо.
Юве­ли­ры хо­те­ли бы сов­мест­но с Про­бир­ной па­ла­той раз­ра­бо­тать та­кую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу, ко­то­рая поз­во­ли­ла бы за­пу­стить по­яв­ле­ние и аль­тер­на­тив­ных, ком­мер­че­ских струк­тур, так­же ока­зы­ва­ю­щих услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий. Пусть и под кон­тро­лем той же Про­бир­ной па­ла­ты. Тем бо­лее, что Ру­ко­во­ди­тель Про­бир­ной па­ла­ты А.В.Мар­кин на од­ном из со­ве­ща­ний за­ме­тил, что был бы го­тов об­суж­дать этот во­прос, ес­ли бы су­ще­ство­ва­ли со­от­вет­ству­ю­щие для это­го усло­ви­я…

Что ка­са­ет­ся дру­гой сфе­ры де­я­тель­но­сти Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии – осу­ществ­ле­ния кон­троль­ных функ­ций – то и здесь Дмит­рий Ана­то­лье­вич ви­дит не­об­хо­ди­мость ра­зум­но­го чув­ства ме­ры. Здесь же умест­но упо­мя­нуть и дру­го­го кон­тро­ле­ра от­рас­ли - Рос­фин­мо­ни­то­ринг. Дмит­рий Ана­то­лье­вич яр­ко и точ­но обо­зна­ча­ет суть от­но­ше­ния боль­шин­ства чи­нов­ни­ков к част­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству: «А по­след­ние пре­сле­ду­ют ис­клю­чи­тель­но лич­ные ин­те­ре­сы, а по­то­му по­до­зри­тель­ны и долж­ны на­хо­дить­ся под жест­ким кон­тро­лем». Он упо­ми­на­ет про тя­гу чи­нов­ни­ков к «со­зда­нию из­лиш­них по­мех для пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти» - но это ведь и про не­нуж­ные или про­сто не­обя­за­тель­ные про­вер­ки и кон­троль. Но от­ме­ча­ет: «С­чи­таю, что за­щи­та част­ной соб­ствен­но­сти и кон­ку­рен­ции оста­ют­ся на­ши­ми без­услов­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми при­о­ри­те­та­ми».

Как Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства, Д.А.Мед­ве­дев пре­крас­но ин­фор­ми­ро­ван и по­ни­ма­ет всю ре­аль­ную слож­ность ве­де­ния биз­не­са в Рос­сии. Он пи­шет: «Глав­ное пре­пят­ствие — ка­че­ство на­шей ре­гу­ля­тор­ной сре­ды. В бли­жай­шие ме­ся­цы за­вер­шим фор­ми­ро­ва­ние не­об­хо­ди­мой пра­во­вой ба­зы». И про не­про­стую си­ту­а­цию с кон­ку­рен­ци­ей с за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми он то­же осве­дом­лен: «Им­порт лю­бой тех­но­ло­гии в Рос­сию до­ро­же, чем у на­ших кон­ку­рен­тов». И пред­ла­га­ет фак­ти­че­ски то же, что про­сит биз­нес в юве­лир­ной сфе­ре: об­ну­лить ввоз­ные по­шли­ны на обо­ру­до­ва­ние, ма­те­ри­а­лы. А во­все не уси­ли­вать кон­троль за биз­не­сом.

Оп­по­нен­ты биз­не­сме­нов ри­су­ют жут­кие кар­ти­ны воз­мож­но­го ха­о­са в от­рас­ли и бед по­тре­би­те­лей, ес­ли го­су­дар­ство хоть как-то осла­бит кон­троль на юве­лир­ном рын­ке. На по­доб­ные со­мне­ния чи­нов­ни­ков Дмит­рий Ана­то­лье­вич чет­ко от­ве­ча­ет в сво­ей ста­тье: «Фак­ти­че­ски мы на­хо­дим­ся на раз­вил­ке. Рос­сия мо­жет про­дол­жить очень мед­лен­ное дви­же­ние близ­ки­ми к ну­ле­вым тем­па­ми эко­но­ми­че­ско­го ро­ста. Или сде­лать се­рьез­ный шаг впе­ред. Вто­рой путь со­пря­жен с рис­ка­ми. Но сле­до­ва­ние пер­во­му сце­на­рию — с мни­мой воз­мож­но­стью со­хра­не­ния уже до­стиг­ну­то­го бла­го­по­лу­чия — еще опас­нее. Это пря­мая до­ро­га к его по­те­ре. До­ро­га в про­пасть».

Дмит­рий Ана­то­лье­вич при­зы­ва­ет «до­би­вать­ся под­держ­ки сво­их ини­ци­а­тив — и в об­ще­стве, и в рам­ках сти­му­ли­ру­ю­щих фе­де­раль­ных про­грамм». И де­ла­ет очень важ­ный ак­цент – «дей­ствуя вме­сте».

За­вер­шая свою ста­тью, Дмит­рий Ана­то­лье­вич за­ве­ря­ет от име­ни го­су­дар­ства: «Мы за­ин­те­ре­со­ва­ны в кон­струк­тив­ных об­ще­ствен­ных ини­ци­а­ти­вах. В хо­де со­гла­со­ва­ния боль­шин­ства ре­ше­ний про­во­дим кон­суль­та­ции с биз­не­сом и экс­пер­та­ми. Де­я­тель­ность ве­домств те­перь бо­лее до­ступ­на для об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля. «От­кры­тое пра­ви­тель­ство» ста­ло фак­том на­шей жиз­ни. Этот фор­мат мы бу­дем раз­ви­вать».

Это и есть на­ша но­вая ре­аль­но­сть. В том чис­ле – и в юве­лир­ной сфе­ре.

[ Ювелирные Известия ]

  • 19 октября 2013 г.:

    Верните полномочия Палате

  • 19 октября 2013 г.:

    бред бред бред ДА нужно сделать малый шаг в данной отрасли не надо пытаться придумывать велосипед... дайте полномочия пробирной палате ... пока там остались специалисты умеющие думать рассуждать и принимать решения.... пока там нет "эффективных менеджоров" которые кроме как раскладывать пасьянс ничего не умеют

  • 20 октября 2013 г.:

    И полномочия вернут, и менеджеры останутся. Вот пасьянс-то будет!
    ...Жизнь, она, конечно, к лучшему меняется, но, отнюдь, не для всех.

  • 21 октября 2013 г.:

    Не буду говорить - верните полномочия Палате. Один черт - скоро на пенсию выгонят. Но скажу - контроль, осуществляемый знающим человеком и он же, но проводимый должностным лицом, не имеющим представления о понятиях "проба" и "карат", а иногда считающим палладий радиоактивным элементом - это две большие разницы. Думаю, многие уже в этом убедились.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->