После того, как в течение нескольких месяцев мы указывали на то, что не так и что нуждается в изменении в алмазной промышленности, после обсуждения проблем и невеселых рассуждений настало время занять жизнеутверждающую позицию и выступить с конструктивными предложениями, выдвинуть на рассмотрение «дорожную карту», указывающую путь к оздоровлению сектора, если хотите, пишет Эдан Голан (Edahn Golan) в статье, опубликованной 24 октября порталом IDEX Online. Именно в таком ключе планировалась публикация в данной колонке на этой неделе. Но вместо этого пришлось писать о другом, поскольку стало невозможно игнорировать сообщения, появляющиеся во всей отрасли, о необъявленных бриллиантах лабораторного производства, которые стали появляться во многих партиях мелких природных камней.
К сожалению, это не ново. Во время визита в Индию этим летом, самой горячей темой разговоров среди трейдеров были бриллианты лабораторного производства и их возможное влияние на алмазную промышленность. И тема эта не ограничивалась тем, как они могут влиять на стоимость товарных запасов природных камней; она касалась также и растущего присутствия бриллиантов лабораторного производства в партиях природной продукции.
Многие трейдеры были очень обеспокоены. Свидетельством тому является рост количества бриллиантов, отправляемых на проверку в алмазные лаборатории. В прошлом году в лабораторию GIA было направлено рекордное количество бриллиантов для определения их характеристик, к чему лаборатория готова не была. Поток бриллиантов, отправляемых в лабораторию для классификации, настолько велик, что на сегодняшний день время на обработку этого количества продукции выросло в два, если не в три раза по сравнению с прошлым.
По словам Роланда Лори (Roland Lorie), владельца и соисполнительного директора IGI, они находят около 10 камней лабораторного производства каждую неделю. Вчера [в среду] в их лабораторию было направлено четыре искусственных камня, присланных очень крупным розничным торговцем, который что-то заподозрил из-за цены на этот товар. «Паниковать не нужно, - говорит Лори, - это всего лишь малая доля процента от того, что проходит через лаборатории, но это все равно очень плохо и будет увеличиваться, если руководство отрасли немедленно не примет очень жесткие меры».
По словам Хаима Эвен Зохара (Chaim Even Zohar), который вынес на свет эту историю в ряде разоблачительных публикаций в своем издании Diamond Intelligence Briefs, существует около полудюжины «крупных правонарушителей», которые «подперчивают» партии мелкоразмерных бриллиантов необъявленными камнями лабораторного производства. Среди преступников якобы находятся несколько крупных и респектабельных фирм, включая некоторых сайтхолдеров DTC! Хаим заявляет далее о том, что «рынок точно знает, кто они такие, но молчит». Это ужасное утверждение. Мало того, что это становится обычным явлением и что среди правонарушителей большие и важные компании, работающие в отрасли, но еще хуже то, что многие на рынке принимают это молча.
Крупные необъявленные камни лабораторного производства будут обнаружены, но как насчет мелких камней? Мелкими считаются бриллианты весом от 0,001 карата (одной тысячной карата) до 0,18 карата. Большинство классифицированных камней весят треть карата и более. Сейчас в лабораториях все больше и больше встречаются камни, вес которых составляет треть или даже пятую часть карата (0,30 и 0,20 карата) и которые направляются для классификации. Для некоторых из лабораторий новым бизнесом становится обследование партий мелких бриллиантов. Вполне очевидным представляется то, что многие производители хотят убедиться в том, что все их камни естественного происхождения. Так, чтобы рукопожатие означало уверенность.
Кроме Хаима и Мартина Рапапорта (Martin Rapaport), никто громко об этом не говорит. Хаим призвал De Beers и других производителей действовать. Остальная часть руководства отрасли должна тоже выступить. Всемирная федерация алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) может потребовать, чтобы в каждом инвойсе содержалось заявление, что все бриллианты в товарной партии являются «природными», как это предлагают сделать Рапапорт и Лори. Руководители бирж и промышленных организаций должны тоже сделать шаг вперед.
Руководство отрасли должно играть ведущую роль по этой теме, как это было в прошлом по другим вопросам. Члены отрасли также должны принять меры. Если вы будете действовать, ваши клиенты заметят и поймут, с какой стороны забора вы стоите. Это очень важно.
Никто не знает, как далеко простирается эта проблема. Речь идет о продукции на миллиард долларов или на десятки миллионов? Но помимо возможного уголовного аспекта, который данная проблема представляет, мы должны начать думать и о доверии потребителей. Действительно ли мы хотим, чтобы в этот праздничный сезон впечатление о бриллиантах оказалось связанным с отсутствием ясности и нечестностью?
«Если у вас есть $ 10 000, которые вы хотите потратить, зачем покупать ювелирные изделия с бриллиантами, если вы не уверены, что именно вы покупаете», - спрашивает Лори. Действительно, зачем?
Это также может быстро превратиться в вопрос контроля. В прошлом году, было много дискуссий об отслеживании происхождения товаров. В настоящее время фоном для этих дискуссий является политика, связанная с блокированием алмазов из Зимбабве, но что если вопрос о раскрытии происхождения продукции станет гораздо шире – откуда поступил тот или иной камень, из земли или из лаборатории?
Производители бриллиантов и оптовые торговцы, столь категорично настроенные против усиления контроля, могут просто сами навлечь его на себя. Допуская беспрепятственную практику «подперчивания товарных партий», они превращают в солончак землю, по которой сами же и ходят.
После публикации этой колонки в четверг Санджай Котхари (Sanjay Kothari), вице-председатель индийского Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gems & Jewellery Promotion Council, GJEPC), сообщил нам, что индийский алмазный сектор, Индийская алмазная биржа (Bharat Diamond Exchange, BDB) и GJEPC принимают меры по борьбе с инфильтрацией необъявленных бриллиантов лабораторного производства в партии природных алмазов.
Несколько месяцев назад эти две организации сформировали Комитет по мониторингу природных бриллиантов (Natural Diamond Monitoring Committee, NDMC), который без лишнего шума поручил компании Bonas, алмазному брокеру, предоставить ему исследование о том, кто производит искусственные бриллианты, где, по какой себестоимости и так далее.
На втором этапе данного проекта консультационная фирма A.T. Kearny займется дальнейшим анализом сектора лабораторного производства бриллиантов. Цель состоит в том, чтобы понять масштабы и экономику такого подпольного лабораторного производства и сформировать политику, направленную на предотвращение проникновения необъявленных искусственных бриллиантов в товарные партии природных камней.
Возглавляет NDMC Ашиш Мехта (Ashish Mehta). Котхари (Kothari), пресс-секретарь NDMC, ожидает, что доклады будут готовы через три месяца.