Председатель Израильского института алмазов Моти Г |
Цель данной статьи – начать публичное обсуждение, заставить каждого из нас задуматься о том, как помочь розничным торговцам снова поверить в то, что держать запасы прибыльно, поверить, что стоимость этих запасов со временем только вырастет – в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
Когда я думал над поиском решения этой первоочередной проблемы на повестке дня нашей отрасли – производства и экспорта бриллиантов, я вдруг понял, что все время возвращаюсь в отправную точку, словно кот, который вертится, пытаясь догнать свой хвост. Наш кот, однако, вовсе не мягкий и пушистый. Его тело сплошь покрыто глубокими, болезненными шрамами, полученными в борьбе за выживание. Некоторые из вас, вероятно, считают, что главная проблема это финансирование, и ждут от меня «денежных» идей. Это не так. Главная и самая насущная проблема не финансирование, а доверие. Точнее, доверие со стороны самого последнего звена в цепочке поставок алмазной отрасли – розничной торговли.
Розница больше не верит в то, что цена на бриллианты, которые мы ей поставляем, будет расти. А если не будет, зачем тогда держать запасы? В таком случае можно в любое время сделать конкретный, четкий заказ с учетом пожеланий клиента и довольно быстро получить товар.
Мы постоянно совершенствуем средства коммуникации – разрабатываем приложения, изобретаем трехмерные фотографии, устройства, проникающие в самое сердце бриллианта, методично анализирующие все его мельчайшие детали и передающие результаты анализа на другой конец нашей планеты, организовываем торговые площадки в Интернете. У нас есть все средства, о которых только можно подумать. Эти прекрасные средства позволяют нам быстро и эффективно достигать любой точки земного шара,продавать бриллианты в таких местах, о которых раньше не могли и мечтать. Однако, при всем при этом, эти же средства лишают розницу необходимости держать запасы готовых бриллиантов.
В прошлом мы могли успокаивать себя тем, что наше бремя складских запасов бриллиантов с нами делили оптовики и другие партнеры по цепочке поставок. Потом из-за снижения прибыли до нулевой отметки нам пришлось начать обходиться без полдесятка посредников между производством и розницей. Мы, производители, всегда получали наименьшую прибыль в цепочке поставок. В итоге, мы взялись за торговлю алмазным сырьем, за торговлю готовыми бриллиантами, взялись за изготовление украшений и за их сбыт. Даже открыли свои собственные магазины… – и так до тех пор, пока не осталось никого, с кем разделить наше бремя. Мы убрали все амортизаторы. Остались одни в чистом поле, неся весь груз финансирования запасов на своих плечах. Оглянувшись назад, мы понимаем, что допустили ошибку. Не нужно было вытеснять всех этих посредников из отрасли. Теперь задаемся вопросом, цена которого – $64 тыс.: как вернуть их назад?
Проблема нежелания розничных торговцев держать запасы бриллиантов усугубляется привлекательностью запасов другого товара – прочих драгоценных камней, жемчуга, синтетических бриллиантов. Производители «синтетики» и драгоценных камней могут предложить магазинам и цены лучше, и на условиях получше наших. У розницы все основания в мире предпочесть другие камни, ведь прибыль получается хорошая: товар они берут на реализацию, торговая надбавка намного выше. Если бы ювелиры точно знали, что рост цен на бриллианты будет в год в два-три раза выше, чем процентная ставка на их вклады в банке, они бы держали запасы.
Рост цен на бриллианты обуславливается стабильным, постепенным ростом цен на алмазное сырье. Вместо этого сырьевые цены скачут вверх-вниз, и эти колебания нарушают равновесие. Кривая на графике, говорящая нам о стабильном росте цен на сырье на десять процентов в год, убедила бы нас поднять цены на бриллианты.
Производители алмазного сырья – вот кто должен инициировать постепенный рост. Они говорят, что их стратегические планы в области разработки, добычи и сбыта продукции носят долгосрочный характер – лет на 30, а то и 50 вперед. Те, кто занимается розничной торговлей, тоже готовят долгосрочные планы. Когда же дело доходит до производителей и экспортеров бриллиантов, тут планы становятся краткосрочными.
Мы застряли между молотом и наковальней. Нужно вырываться на свободу. Естественный вопрос: как? Как убедить розничных торговцев пообещать умеренный, постепенный рост цены примерно на пять пунктов вместо этих резких движений вверх-вниз, словно валиком стену красим. Как вернуть назад ушедших из отрасли посредников, в особенности оптовых торговцев бриллиантами, чтобы у нас был кто-то, на кого можно переложить часть финансового бремени. И, наконец, как восстановить веру розницы в целесообразность закупать про запас?
Ответ очевиден: умеренный рост цен на алмазное сырье вернет уверенность в том, что цены на бриллианты тоже будут умеренно расти, и это без всяких слов убедит розничных торговцев в необходимости покупать впрок. Так как же это сделать? Как заставить производителей алмазного сырья поверить, что им стоит поменять ценовую политику? Как заставить их пересмотреть размах своих планов в отношении нас – производителей и экспортеров бриллиантов, занимающих центральное место в цепочке поставок?
Возможно, ответ неправильный. Возможно, корень решения проблемы не в этом. Не знаю. Мне кажется, алмазная отрасль должна сформировать некую рабочую группу – мозговой центр – для обсуждения этой темы, поскольку сегодня это самый важный вопрос для всей мировой отрасли, а не только израильской. Буду рад получить отклик и продолжить дискуссию.