23 октября в Renaissance Moscow Olympic Hotel состоялась конференция «Ювелирный рынок России. Современное состояние и пути развития».
В ней приняли участие: председатель Совета Гильдии ювелиров России Гагик Геворкян, руководитель Пробирной палаты России Александр Маркин, зам. руководителя Гохрана России Андрей Жарков, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнбернг, совладелец ювелирно-часового холдинга NIKA GROUP Алексей Богданов и другие.
Конференцию посетил также глава Гохрана России Андрей Юрин, руководители и топ-менеджеры ювелирных предприятий, главные редактора ведущих отраслевых изданий и другие важные представители ювелирного сообщества. Модератором конференции выступил член Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Шверикас. Организатор мероприятия - B2B Event Company.
Открылась конференция выступлением Председателя Совета Гильдии Ювелиров России Гагика Геворкяна на тему «Пути развития ювелирного рынка», в котором он рассказал об эволюции ювелирной отрасли, ее настоящем и будущем и об инициативах Гильдии по укреплению имиджа российской ювелирной отрасли как внутри страны, так и на международном уровне. В этой связи г-н Геворкян упомянул о прошедшем впервые в сентябре Международном ювелирном экономическом форуме и благотворительном Ювелирном Бале, о создании Национального Фонда развития Ювелирного Искусства, о возобновлении членства России в международной ювелирной конфедерации CIBJO и других важных для отрасли событиях, подчеркнув, что «только целенаправленная государственная политика по поддержке ювелирной отрасли, подкрепленная усилиями отраслевого делового сообщества, способна реализовать тот огромный потенциал, который имеется у российских ювелиров. И Гильдия ювелиров России, со своей стороны, всегда открыта для конструктивного диалога, предложений и совместных эффективных действий».
Андрей Маркин и Андрей Жарков в своих докладах осветили вопросы нормативно-правового регулирования рынка ДМДК, а также рассказали о динамике развития российского ювелирного рынка. По данным Пробирной палаты России, с 2000 по 2012 год отечественное производство золотых изделий выросло в четыре раза в количественном выражении, а импорт — в 8 раз. По серебряным украшениям показатели роста составляют 6 и 16 раз соответственно.
Было отмечено, что ювелирный рынок в его нынешнем состоянии достаточно молод и нуждается во всесторонней поддержке, особенно после вступления России в ВТО.
В целом, сегодня ювелирный сектор занимает, увы, только 0,1% от ВВП России. Объем ювелирного рынка составляет около 250 млрд. рублей или 0,8% от всего оборота розничной торговли страны.
Оживленную дискуссию вызвало выступление исполнительного директора компании «Адамас» Максима Вайнбернга, который обозначил ряд острых моментов в состоянии отрасли:
«На сегодняшний день российский ювелирный бизнес существует скорее вопреки существующей государственной политике, чем благодаря ей. По многим критериям мы уже сегодня не в состоянии конкурировать с мировыми ювелирными лидерами — Турцией, Тайландом, Китаем и Индией, — и вступление России в ВТО при существующей ситуации поставит отрасль в критичное положение. В то время как в обозначенных странах существует развитая система финансирования производства, поддержка внедрения современных технологий, экспорта, вплоть до компенсации участия в выставках, мы в России преодолеваем сложности системы. Все это отражается увеличением издержек и в конечном итоге — на стоимости изделий для потребителя». Максим Вайнберг выступил с рядом предложений, которые, по его мнению, позволят существенно повысить конкурентоспособность ювелирного производства в России: создание специальных ювелирных кластеров с льготным режимом налогообложения; создание системы государственного образования; частичное компенсирование расходов на продвижение и популяризацию отечественных ювелирных изделий в мире; снижение таможенных барьеров на ввоз вставок драгоценных камней и производственного оборудования не производимых в России; выведение ювелирных изделий из перечня стратегической продукции и применении к ним обычных норм товарного оборота; пересмотр стандартов государственного регулирования в интересах потребителя и отечественных производителей ювелирных изделий.
Особое внимание на конференции было уделено вопросу по борьбе с контрафактной продукцией, контрабандой и теневому бизнесу. Был затронут вопрос банковского и страхового сектора по отношению к ювелирной отрасли. Начальник управления клиентских отношений «Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» Константин Аксенов выступил с докладом о новых возможностях для российского экспорта, а Евгений Зяблов, председатель совета директоров группы компаний «Арт Консалтинг», рассказал об обеспечении ликвидности, вторичном рынке и особенностях ювелирной экспертизы.
Спикерами сессии «Как закалялся ювелирный рынок? Современные методы развития бренда в конкурентной среде» стали Ольга Еремеева, генеральный директор PANDORA, Константин Крюков, художник, ювелир, геммолог. Они рассказали о том, как им удалось стать полноправными участниками рынка и завоевать любовь потребителей. На секции были затронуты также вопросы маркетинга в ювелирном ритейле, современные каналы привлечения и другие.
Завершающим этапом конференции стало обсуждение интернет-торговли и современного дизайна ювелирных изделий. Игорь Лебедев, основатель и управляющий партнер компании «Голдси» и Алексей Богданов, совладелец группы компаний NIKA GROUP, рассказали о своем видении ситуации и попробовали прийти к единому мнению о современных каналах продвижения и продаж.
Участники конференции пришли к мнению, что современный ювелирный рынок России требует поддержки государства, прежде всего в сфере законодательной и нормативно-правовой базы, но в месте с тем имеет огромный потенциал и свои уникальные особенности, которые могли бы быть конкурентоспособными и на мировом рынке.
[ Ювелирные Известия ]