Конечно, банки не сказали это напрямую, но использовали основную силу, имеющуюся в их распоряжении, - приостановку финансирования – и использовали это в значительной мере. После анализа заимствований, произведенных их клиентами, причитающихся сумм от бриллиантов и расходов по алмазам, три важных банка, State Bank of India (SBI), ABN AMRO и Antwerp Diamond Bank (ADB), приняли решение ограничить возможность своих клиентов покупать алмазы, особенно у De Beers.
Перед последним сайтом, SBI сказал своим клиентам, что «он не даст клиентам-сайтхолдерам» кредит на покупку алмазов у De Beers. ABN AMRO заявил своим клиентам-сайтхолдерам, что он ограничивает финансирование до 80 процентов (а в некоторых случаях до 70 процентов) для покупки сайтов вместо того, чтобы предоставить обычное 100-процентное финансирование.
Кроме того, ADB в настоящее время пересматривает свою политику в области финансирования закупок алмазов для всех прямых покупателей, тех, кто покупает товар непосредственно у алмазодобывающих компаний, включая покупку у компаний De Beers и АЛРОСА. Банк рассматривает применение политики, аналогичной той, что существует у ABN AMRO, - снижение объема финансирования.
Основной причиной озабоченности этих и других банков, предоставляющих финансирование мировой алмазной и бриллиантовой отрасли, является то, что производители бриллиантов могут оказаться без прибыли из-за высоких цен на алмазы и трудностей, с которыми сталкиваются прямые покупатели при отказе от товара, предоставляемого производителями алмазов. Эта трудность возникает из-за сочетания контрактных обязательств и озабоченности тем, что они станут слабее и не смогут оплатить товар.
Задача банков заключается в том, чтобы заставить алмазодобывающие компании, в особенности De Beers и АЛРОСА, снизить цены, делая так, чтобы крупным производителям бриллиантов было труднее покупать товар. Без поддержки банков они должны будут либо отказаться от предложенных алмазов, либо финансировать, по крайней мере, некоторые из покупок непосредственно из своего кармана. В любом случае, банки сокращают свое собственное участие.
Это решение, спокойно воспринятое сайтхолдерами на последнем сайте, имело некоторый кратковременный успех. De Beers поняла, что постоянные жалобы трейдеров по поводу высоких цен были не просто переговорной тактикой, и снизила цены примерно на две трети своих алмазных боксов. Но общее снижение не было значительным, в среднем около 1,5 процента.
Боксы, на которые были значительно снижены цены, включали камни кубической формы серии Makeable Cubes -3 грейнера/+7, на которые цена снизилась почти на 6,7 процента до $155 за карат; Fine Collection Z 4-8 грейнеров, которые предлагались за $1 226 за карат после снижения цены на 3,8 процента, и Crystals весом 2,5-4 карата, цена которых была снижена на 5,7 процента до $2 661 за карат.
В то же время, на некоторые боксы цена была повышена, и в некоторых случаях повышена значительно. Например, цена на бокс Commercial High весом 5-14,8 карата была увеличена на 2,3 процента до $3 657 за карат, а цена на камни Commercial High Select Makeable весом 5-14,8 карата была заметно увеличена на 6,4 процента за карат до $2 540,23 за карат.
Снижение цен происходило вдобавок к сравнительно большому объему сайтов. Общая стоимость сайта оценивалась на уровне $600 миллионов. Для сравнения, июньский сайт был оценен в размере $550 миллионов.
АЛРОСА, второй крупнейший производитель алмазов с точки зрения стоимости, поступила таким же образом и пошла еще дальше. Российская алмазодобывающая компания снизила цены в среднем почти на три процента. Тем самым АЛРОСА не только ответила на изменения рынка, но и существенно понизила цену.
После июньского сайта мы приводили отрывок из Талмуда, в котором говорится: «Больше, чем теленок хочет сосать вымя, корова хочет его кормить». Мы тогда писали: «Сегодняшний рынок алмазного сырья – хороший пример этому: добывающие компании хотят сбыть производителям бриллиантов больше алмазов, чем те хотят купить. В результате товары продаются по низким ценам, и много товара остается невостребованным».
В настоящее время, когда не только сайтхолдеры, но также и финансирующие их учреждения не хотят поддерживать товары, алмазодобытчики вынуждены столкнуться с реалиями рынка. Сайтхолдеры пытались отложить поставки товаров (через схему ITO – предложение по поставке продукции) и покупали очень немного из предыдущего плана (Ex-Plan), хотя предлагались и забирались Specials – товары весом 10,8 карата и выше. Эти изделия менее чувствительны к колебаниям спроса на рынке.
Низкий спрос на алмазы отмечается на фоне застоя на рынке бриллиантов. Индекс цен на бриллианты IDEX Online Polished Diamond Price Index в августе упал на 1,9 процента, что почти на целый процент ниже по сравнению с июлем.
Еще один фактор, сдерживающий покупку алмазов, - это очевидный огромный запас бриллиантов, по некоторым оценкам намного превышающий $1,5 миллиарда.
Естественно, при снижении спроса на алмазы, низком спросе на бриллианты и крупных запасах на полках, вторичный рынок алмазов неохотно платит премию, превышающую существующие высокие цены компаний De Beers и АЛРОСА. В настоящее время покупатели хотят платить примерно цену по прейскуранту за товары, что означает полную потерю для сайтхолдеров и клиентов компании АЛРОСА, имеющих с ней контракты.
Прогноз
При ограничении банковского финансирования, крупных запасах бриллиантов и всего лишь двух месяцах, остающихся до праздника Дивали, - времени, когда алмазная отрасль Индии, включая и сектор производства бриллиантов, идет на каникулы, - спрос на алмазное сырье, как ожидается, не должен подняться в значительной мере.
Если банки, финансирующие алмазную отрасль, продолжат оказывать свое давление, и производители бриллиантов не будут покупать алмазное сырье, то цены на алмазы станут снижаться, вероятно, в размере средних однозначных цифр. При таком сценарии, производители бриллиантов увидят возможность получения прибыли и могут, в свою очередь, снизить цены на бриллианты. Это может вызвать возрождение интереса со стороны ритейлеров, не говоря уже об обороте, ради которого стоит работать.