В екатеринбургский геологический музей передали внушительную коллекцию самоцветов. Чтобы сберечь ее от расхищения и вернуть в собственность государства, потребовалось три года, а также титанические совместные усилия компетентных органов и ведомств. Сейчас часть коллекции уже доступна широкому кругу интересующихся историей и геологией.
- Этот камень - как Мона Лиза, таких больше нет, - геолог Фарид Нурмухаметов едва ли не со слезами на глазах обнимается с 40-килограммовым двухголовиком кварца, которым гордился бы музей любой страны. Его рыночная стоимость - не меньше 400 тысяч рублей.
Этот кварц - всего лишь один из 1300 уникальных экспонатов переданной музею коллекции, рыночная стоимость которой исчисляется миллионами долларов. Экспонаты 70 лет собирал единственный в СССР коллекционный отряд геологоразведки. От Балтийского моря до Тихого океана и в загранкомандировках геологи добывали выдающиеся образцы драгкамней, драгметаллов и минералов. Образцы весом более трех тонн (в том числе 2,6 килограмма изделий из платины) хранилась в ведомственном музее - в Ново-Алексеевке под Первоуральском. Они перешли в собственность геологоразведочного ФГУПа, и после его банкротства наряду с другим имуществом "выставка поделок из камня", как ее назвали в документах, подлежала распродаже.
Тревогу забили геологи, знающие коллекционные камни "в лицо" (многие они сами извлекали из недр). Лучшие образцы исчезли из хранилища, а на предприятие регулярно наведывались торгового вида гости, которые приценивались к экспонатам. Геологи написали обращение, точнее, вопль души в Минкультуры РФ, где умоляли не допустить распродажи достояния России и сохранить коллекцию миллионной стоимости для потомков.
Впрочем, проверить сигнал компетентные ведомства смогли не сразу. Начальство геологоразведки проверяющих разве что с крыльца не спустило. Под дверями хранилища мокли под дождем представители милиции, ФСБ, прокуратуры, чиновники областных и федеральных ведомств, - пока по предписанию Генпрокуратуры двери не выломали спасатели. Прорвавшаяся в музей комиссия не обнаружила ни аметистов, ни голубых топазов по 6-7 килограммов, ни редчайших желтых бериллов, ни изумрудов. Недосчитались 40 экспонатов - на два миллиона рублей.
- Это не единичный случай, а свидетельство бедственного положения ведомственных музеев вообще, - рассказывает Татьяна Бондарь, заместитель руководителя Уральского управления Минкультуры РФ. - Согласно Федеральному закону, их экспонаты приватизации не подлежат, они остаются в государственной собственности. Но этот закон не всегда исполняется.
После раскрытия хищений в Эрмитаже, государство начало наводить порядок в государственных и муниципальных музеях, до ведомственных - руки дошли только сейчас. Работай этот закон - не пришлось бы России выкупать самой у себя, например, изумруд "Президент" весом в 1,2 килограмма, хранившийся на Малышевском месторождении, а золотые самородки Березовского месторождения не исчезли бы неведомо куда, а выставлялась бы в музейных витринах.
Три года и килограммы документов понадобились, чтобы признать остатки геологоразведочной коллекции государственным достоянием и передать экспонаты на ответхранение музею. Факт воровства полиция так и не смогла доказать. Но без уголовного дела эта история не обошлась.
- Предприятие целенаправленно вели к банкротству, разрушали и разворовывали. Это удалось вовремя выявить и пресечь. На утверждении находится обвинительное заключение по ряду персоналий, деятельность которых оценит суд, - сообщил руководитель Территориального управления Росимущества в Свердловской области Алексей Рогов.