В жилах членов семьи Зиван (ранее – Зюсхольц) вместо крови текут бриллианты вперемешку с компьютерными нулями и единицами. Ицхак Зиван (Филипп Зюсхольц) вместе с компанией Aerodiam приступили к компьютеризации процесса сортировки бриллиантов еще 23 года назад. Тогда все над ним потешались, советовали прекратить баловаться компьютерами и сосредоточиться на камнях. Так что вовсе не удивительно, что его 27-летняя дочь Орит Самет, исполнительный директор компании, разработала новаторскую компьютерную программу, которая позволяет отсортировать несертифицированные бриллианты и быстро разместить онлайн-заказ. Во время интервью для журнала Hayahalom я никак не могла оторвать свой взгляд от шахматной доски за спиной у Орит. Я то и дело переводила его с доски на Орит и с Орит на доску. Как и в шахматах, ее отец старался смотреть на три шага вперед. Так делает и его дочь.
В конце ХХ века Ицхак Зиван разработал язык ESPEKA, предназначенный для сортировки бриллиантов по различным параметрам. Именно его Орит Самет адаптировала и использовала при создании своего приложения.
«Написать приложение меня, прежде всего, вдохновили сайты супермаркетов. Когда я, вооружившись списком покупок, иду в супермаркет, я хочу поскорее найти нужные мне товары и что-то им на замену или в дополнение к ним. Если какого-то товара нет вообще или в нужном мне количестве, мне хочется, чтобы компьютер показал подходящую мне альтернативу. За всем этим стоит изучение покупательских предпочтений. Как у всех других поисковиков – как у Google, например. Т.е. система учится определять сферы ваших интересов и те альтернативы, которые вам подойдут», – объясняет Орит Самет.
«Когда ставлю себя на место заказчиков, мне хочется, чтобы у них была возможность альтернативы, которая аналогична по качеству и цене запрашиваемой ими партии – на одну группу (цвета и чистоты) выше и на одну группу ниже. Мы называем это «родители и дети». Часто алмазные компании предлагают всю «семью» в одной партии, потому что с точки зрения логистики очень трудно рассортировать партию по тем или иным признакам и сформировать цены. Мы же раскладываем партию на мельчайшие составляющие и присваиваем каждому «ребенку» отдельное наименование. Предлагаем одного члена «семьи», но при этом представляем и каждого другого. Мы не станем предлагать что-то, полностью идущее вразрез с запросом клиента. Если конкретный запрос касается темного цвета, можем предложить чуть светлее. Один из двух вариантов представления результатов поиска – трехмерная таблица, где для ускорения сравнения рядом с совпадениями даны альтернативы. Все складывается в одну общую, удобную для пользователя картину, которая дает ему возможность сделать выбор по своему желанию и заключить сделку по подходящим ему ценам. По нашему мнению, демонстрация альтернативы рядом с результатом основного запроса более выигрышна для клиента, особенно для небольшого клиента, которому нужен товар с очень четкими характеристиками, и он просто не может позволить себе купить что-то неподходящее», – рассказывает Орит.
Принцип списка покупок в супермаркете заложен в метод управления складскими запасами компании EZ Diamonds: все бриллианты от 0,75 карата покидают пределы завода в Китае рассортированными по 11 категориям чистоты, 21 категории цвета, по весу и размеру. Всего получается более 3000 ассортиментных наименований.
«Так что поскольку на нашем компьютере данные синхронизированы с обновленными данными по складским запасам, мы ежедневно устанавливаем отдельную цену на каждое изделие. Так как у нас есть соответствующая компьютерная система и рабочая сила, нам было легко разработать данное приложение», – говорит Орит Самет. Ей в разработке помогали пять штатных технологов-программистов, в том числе Диана Лави, помогавшая в продвижении проекта.
«Когда мы делали приложение, нам было ясно, что мы хотели получить в итоге: простой, вписывающийся в рабочую среду результат, доставляющий пользователю положительные ощущения в процессе пользования, с большим функционалом и встроенной поддержкой, а также «говорящий» на двух языках – на языке ESPEKA, который хорошо известен нашим постоянным клиентам, и на традиционном языке GIA, с которым лучше знакомы новые клиенты. При регистрации пользователя на сайте мы учитываем этот аспект, так что с первого запроса с ним «говорят» на известном ему языке. Позже пользователь может определиться с языком самостоятельно.
Мы даем клиентам возможность двух вариантов поиска – подробного и общего. В подробном варианте пользователь очень точно указывает, что ему нужно. Общий поиск быстрее, поскольку завязан только на тип, качество и ценовой диапазон. В результате те, кто не ищет что-то очень конкретное, могут всегда получить от системы подходящее предложение.
У нас очень хороший механизм ценообразования. Благодаря ему и тем сотрудникам, которые занимаются исключительно ценами, у нас есть возможность устанавливать привлекательные цены, реагируя на изменения на рынке», – объясняет Орит Самет и продолжает: «Мы всегда работали и работаем «накоротке», не пытаемся выжать из камня всe до последней капли. В своем ценообразовании мы уверены. Цены, которые видны в приложении, могут меняться в зависимости от запросов и действий клиента. Есть стоимость обслуживания и стоимость партии, но при этом сотрудник отдела продаж пользуется теми же критериями, которыми пользуется компьютерная система».
И тут Орит вводит в разговор термин, который снова больше подходит для супермаркета: «распродажа». «Каждый день мы решаем, какие партии мы хотим выставить «на распродажу». Это могут быть партии, которых у нас в избытке, или на них сейчас слабый спрос, или по другим причинам. Мы ведем себя с клиентами открыто, поэтому не боимся, когда надо, снизить цены. В любом случае, на распродаже появляются только крупные партии и на короткое время», – снова объясняет Орит.
Система запущена в августе и пока работает только в режиме приема заказов. В будущем компания планирует внедрить систему покупки, приложение для телефона, специальные стойки для обслуживания в офисе и т.д. «Когда что-то обновляешь, чувства положительные, потому что создаешь и развиваешься. Однако на тебе также и все проблемы периода внедрения и привыкания. Это цена, которую платит первооткрыватель, и мы платим ее охотно.
Некоторые скажут, что это глупо, ведь бизнес развивается в любом случае, даже без всяких инноваций и изобретений. Но наша компания очень технологична, мы хотим двигаться в ногу с развитием технологий и давать нашим клиентам дополнительные преимущества. Я уверена, что наша отрасль все больше и больше поворачивается в сторону высоких технологий, и те, кто не хочет этого замечать и не пытается не отстать, не смогут наверстать в будущем. Когда по окончании университета я вступила в мир бриллиантов, я обнаружила, что в нем многое требует совершенствования и упорядочивания.
На дворе начало XXI века, и заказчики очень хорошо осведомлены в вопросах цен и возможных вариантов. Перед совершением покупки они изучают рынок. Так что чем выше открытость и чем быстрее предоставляются данные, тем выше возможность сбыта. В этом мире больше невозможно никому не показывать свои карты, крепко прижимая их к своей груди. Теперь игра ведется на скорость и открытость. Выиграв ее, мы уже на полпути к заключению сделки».