«Мы находимся на пороге этого явления», - заявил Мэтт Мэнсон (Matt Manson), президент и главный исполнительный директор Stornoway Diamond (TSX:SWY), изданию Kitco News в своем интервью некоторое время назад.
«На будущее стоит задача, чтобы 15-20 процентов мирового спроса на бриллианты обеспечивалось за счет людей, покупающих бриллианты именно для этой цели, чтобы физические бриллианты служили инвестиционным средством. Люди пытаются найти механизм для создания инвестиционных средств с использованием бриллиантов, и именно сейчас, похоже, наступил подходящий для этого момент. Как раз сейчас это одна из крупных тем в бриллиантовом бизнесе», - подчеркнул он.
Аналогично этому, Роб Бeртон (Rob Burton), директор магазина уникальных заказных ювелирных изделий Platlandia, сказал еженедельнику Mining Weekly, что инвестиционные бриллианты – определенные как бриллианты весом свыше 3 каратов – смогли выстоять во время экономического спада 2008 года и являются хорошим выбором на современном рынке.
«В настоящее время нет пределов для цены на бриллианты размером от 10 каратов до 40 каратов. С 2008 года цены на бриллианты весом в 3 карата повысились на 145%, а за период с 1999 по 2011 год бриллианты весом 5 каратов выросли в цене на 174%, - сказал он. – Так что доходность есть, есть и инвестиционные возможности для потребителей».
Но не все так уверены в том, что бриллианты являются хорошей инвестицией. Хотя обеспокоенность по поводу монополии De Beers в отрасли заметно уменьшилась сейчас, когда компания не обладает тем господством, которое она имела раньше, скептики нашли другие потенциальные недостатки инвестирования в бриллианты. Только в последние несколько месяцев Рохин Дхар (Rohin Dhar) из Priceonomics и Оливия Солон (Olivia Solon) из Wired.co.uk предостерегали инвесторов держаться подальше от бриллиантов, а Дхар закончил свою статью таким образом: «Бриллиантов, на самом деле, не мало, они являются ужасной инвестицией и ценятся чисто как символ статуса. Бриллианты, мягко говоря, ерунда».
Чему верить инвестору? Чтобы дойти до сути этого вопроса, Diamond Investing News (DIN) попросила Лейбиша Полнауэра (Leibish Polnauer), президента Leibish & Co., и Колина Фергюсона (Colin Ferguson), основателя Rare Investment, рассмотреть некоторые вопросы, поднятые критиками бриллиантов.
Покупка правильных бриллиантов
Из разговора с Полнауэром и Фергюсоном стало ясно, что, возможно, самой крупной проблемой, касающейся вопроса о том, считаются ли физические бриллианты хорошей инвестицией, является то, что потенциальные инвесторы рассматривают не те виды бриллиантов.
Ссылаясь на известную статью, опубликованную в журнале Atlantic в 1982 году, Дхар замечает: «Когда вы покупаете бриллиант, вы покупаете его в рознице с наценкой в размере 100% - 200%. Если вы захотите продать его, вам придется оценить его ниже, чем в оптовой продаже, чтобы стимулировать покупателя бриллианта рисковать своими собственными средствами на эту покупку. Принимая во внимание высокую торговую наценку, это обернется для вас значительной потерей». Этот сценарий, конечно, выглядит безрадостно, но он становится еще безрадостней от комментариев Дхара о том, что, хотя некоторые бриллианты и могут быть инвестиционного качества, «у вас, скорее всего, таких нет, даже если вы потратили много денег».
В том-то и заключается вопрос, по мнению Полнауэра и Фергюсона: просто покупка бриллианта у любого старого розничного торговца не является инвестицией.
На такой ноте Фергюсон, ванкуверская фирма которого сосредоточена на предоставлении клиентам природных бриллиантов фантазийного цвета, говорил в своем видеоинтервью изданию DIN о том, что его организация «никогда не рекомендовала белые бриллианты в качестве инвестиций, но в 1980-е годы были компании, которые заявляли, что они являются хорошими инвестициями, а они не были таковыми».
Когда Полнауэра спросили о том, верно ли, что именно цветные бриллианты имеют инвестиционный потенциал, он объяснил по электронной почте так: «Что касается бесцветных бриллиантов, то очень крупные бриллианты прекрасного цвета/огранки/чистоты могут отлично служить в качестве инвестиций. Причина проста - камни меньшего размера с прекрасными показателями качества на самом деле легко найти. Просто дело сводится к тому, чтó есть в наличии на рынке».
Он продолжил, что, с точки зрения «природных цветных бриллиантов, даже самые распространенные все же считаются редкими. К тому же не каждый цветной бриллиант следует покупать в качестве инвестиционного камня. Например, когда компанию Leibish & Co. спросили о том, какие бриллианты являются самыми подходящими для инвестиций, она особенно рекомендовала розовые или желтые бриллианты весом выше 2 каратов, фантазийного насыщенного цвета или яркие, с прекрасными показателями качества».
Суть заключается в том, что серьезным инвесторам не следует ожидать, что любой бриллиант даст хорошую прибыль.
Правильная оценка
Еще один вопрос, вызывающий беспокойство, связанный с инвестированием в бриллианты, заключается в том, что они оцениваются субъективно; в отличие от золота или серебра, для бриллиантов нет простой системы оценки стоимости за унцию, поэтому потенциальные инвесторы могут сомневаться, дадут ли разные оценщики одинаковую стоимость их бриллианту. Солон затрагивает эту обеспокоенность в своей статье, отмечая, что огранку, цвет, вес и чистоту - эти 4 показателя (4 С), используемые для определения стоимости бриллианта - «можно комбинировать 16 000 разных способов, а это означает, что оценка бриллианта может быть субъективной, и два оценщика могут дать оценки, которые могут отличаться до 30 процентов».
Что касается цветных бриллиантов, это еще более сложно. Фергюсон подчеркивает, что при оценке такого вида бриллиантов, оценщики должны также принимать во внимание насыщенность, оттенок, тон и цвет.
В ответ на эти опасения Полнауэр сказал: «Это обоснованное беспокойство, поскольку природные цветные бриллианты не продаются по прейскуранту, потому что каждый из них уникален. Фантазийный насыщенный желтый бриллиант может быть оценен совсем иначе по сравнению с другим бриллиантом с аналогичными качествами, потому что цвет проявляется сильнее в одном, чем в другом. Поэтому их нужно покупать только у того, кому, как вы считаете, можно доверять, и/или у кого есть хорошая репутация».
На такой же ноте Бeртон сказал еженедельнику Mining Weekly, что его компания рекомендует приобретать только бриллианты, сертифицированные Геммологическим институтом Америки (Gemological Institute of America), так как они выдают сертификат оценки, который признан в большей части мира.
Продажа бриллианта
С оценкой связан и вопрос продажи бриллианта, еще одна обеспокоенность, которую Солон касается в своей статье. Как и Дхар, она отмечает, что инвесторы «вряд ли получат какую-то прибыль на инвестиции при покупке и продаже ювелирных изделий на розничном рынке», потому что «любой ювелир, знающий себе цену, будет покупать драгоценные камни обратно по оптовым ценам». Скорее, заявляет она, именно на оптовом рынке продавцы могут ожидать получения прибыли. К сожалению, «обычные инвесторы не имеют доступа» на это поле деятельности.
Но, по мнению Полнауэра, при нынешней технологии существует много других вариантов. «Имеются такие средства, как eBay, Facebook и LinkedIn, которые можно использовать для продажи своих товаров. С другой стороны, если камень очень ценный и редкий, то хорошим решением может стать аукционный дом. Аукционные дома и наша компания Leibish & Co. являются экспертами по продаже и перепродаже фантазийных цветных бриллиантов, не говоря уже о том, что мы иногда покупаем обратно красивые бриллианты фантазийного цвета у заказчиков, которые снова к нам обратились», - объяснил он.
Фергюсон также указал на аукционные дома как на потенциальное место продажи, прокомментировав, что, «с точки зрения продажи, это просто еще один аспект [бриллиантового бизнеса], который чрезвычайно вырос. Достаточно посмотреть на Sotheby’s, Christie’s, чтобы убедиться, что инвесторы делают большие деньги».
Как насчет других вариантов?
Многие инвесторы также удивляются, почему они должны брать на себя риск покупки бриллианта, если они могут просто инвестировать в бриллиантовую компанию или фонд, занимающийся бриллиантами. Когда Полнауэра спросили, является ли это хорошими вариантами, он ответил: «При покупке бриллиантов покупатель получает физический актив. Это означает, что, независимо от того, чтó случится с компанией или даже с финансовой ситуацией в стране, где он живет, у него все равно на руках будет твердый осязаемый актив. Бриллиантовые фонды также берут плату за свои услуги, и это влияет на прибыль, которую вы получаете от ваших инвестиций».
По-существу, все опять сводится к вопросу о бриллиантах как о средстве страхования от инфляции. «Бриллиант фантазийного цвета является редким инвестиционным средством, которое всегда останется надежным убежищем даже в трудные времена и со временем существенно повысится в цене. Проще говоря, бриллианты фантазийного цвета намного превзошли белые бриллианты и другие активы на рынке», - отметил Полнауэр.
Заключение
Хотя эта информация, полученная от Полнауэра и Фергюсона, ни в коем случае не решает все вызывающие беспокойство вопросы, которые могут быть у человека, заинтересованного в инвестировании в физические бриллианты, она показывает, что, как и при любом виде инвестиций, важно знать стандарты отрасли и иметь источники, имеющие хорошую репутацию. И – вероятно, самое важное - инвесторы не должны бояться задавать вопросы.
Большая статья, аналитики, эксперты и т.п. хотя даже обычному человеку понятен ответ на вопрос, поставленный в заглавии статьи - Действительно ли бриллианты – «ерунда»? ДА! Исторически сложившийся лохотрон :-)