- Наше вступление в Таможенный союз и Всемирную торговую организацию как-то повлияет или уже повлияло на ситуацию на рынке?
- Прошло всего чуть больше года с момента официального вступления России в ВТО, поэтому говорить о влиянии достаточно тяжело, но мы уже видим приход крупных серьезных иностранных игроков на наш рынок. Это китайские, турецкие, европейские компании. Они присутствуют на нашем рынке. Сложно сказать, как изменится ситуация на рынке с их приходом, все-таки механизм защиты отечественного ювелирного рынка пока работает. На данном этапе ввозная таможенная пошлина составляет 20% на импортные изделия, при этом еще рассчитывается НДС. Таким образом, импортные изделия сейчас стоят значительно дороже наших. Однако эта ввозная таможенная пошлина будет снижена вдвое до 10 процентов. К сожалению, и ввозная пошлина на ювелирные вставки также составит 10 процентов. Около 60 процентов изделий с ювелирными вставками мы покупаем за границей. Это относится и к бриллиантам мелких рассевов. Такие камни, как правило, не гранятся в России. Гранятся более крупные - от 0,1 карата и выше. Россия всегда славилась огранкой крупных бриллиантов, а мелкими заниматься смысла нет. Это так называемая индийская группа товара. Даже камни, которые добываются в России, гранятся уже в Индии, потому что там стоимость ручного труда ниже. Если пошлина на вставки будет 10 процентов, наши изделия могут потерять свою конкурентоспособность. Обычно в тех странах, которые ввозят вставки, пошлины равны нулю или составляют единицы процентов.
- Что влияет на стоимость изделия? Цена металла?
- Нет, она во всем мире одинакова, поскольку это биржевой товар. Стоимость ювелирных ставок во всех мировых центрах производства тоже одинакова, а вот дальше при их перемещении через границу основную роль играют национальные ввозные таможенные пошлины. Я на - деюсь, что мы все-таки уговорим правительство снизить таможенные пошлины на ювелирные вставки и камни, которые не добываются и не гранятся на нашей территории.
- Как обстоят дела с инвестициями в отрасль? Что-то не слышно, чтобы кто-то серьезно вкладывался в производство ювелирных изделий.
- Люди инвестируют в изделия, имеющие художественную ценность, которые со временем становятся дороже, а инвестиции в отрасль не столь привлекательны, потому что у нас невысокая рентабельность. Инвесторы в первую очередь обращают внимание на высокорентабельные отрасли, которые могут приносить высокий доход за достаточно короткий промежуток времени. К тому же у нас длинная оборачиваемость средств. В России сейчас есть много секторов экономики, гораздо более привлекательных для инвесторов. Хотя нам есть куда развиваться. Сегодня наши производственные мощности загружены на 80%.
- Ваша отрасль работает со специфическими материалами - драгметаллами, драгоценными камнями. Не создает ли каких-то дополнительных трудностей повышенное внимание контролирующих органов к вам?
- Контроль государства нужен. В Советском Союзе все драгметаллы и драгоценные камни были собственностью государства и государство, естественно, как собственник вело жесткий учет и контроль, начиная от добычи и кончая продажей ювелирных изделий. Сейчас во всем мире государство, как правило, жестко контролирует добычу, чтобы понять, как используются недра. Сегодня надо просто определить те сферы, где контроль обязательно нужен. Он нужен на этапе добычи, на этапе аффинажа. Дальше металл выпускается в свободный оборот. И на этом этапе требования должны быть немножко смягчены. Надо контролировать оборот. ФАТФ предписывает жестко контролировать оборот за наличный расчет. Оборот за безналичный расчет контролируется меньше, потому что легко идентифицировать продавца и покупателя. Мы предлагаем пойти тем же путем. Слишком жесткий контроль на этапе производства накладывает дополнительные издержки на участников рынка. Но в розничной торговле его необходимо оставить. Без контроля государства будет хаос.
- Какими вы видите перспективы отрасли?
- Мы зависим от многих факторов. Если будет усовершенствовано отраслевое законодательство и устранены необоснованные жесткие требования, изменена таможенная тарифная политика, то производство получит хороший стимул для развития. Но ювелирные изделия относятся к предметам роскоши, поэтому все зависит от благосостояния населения. Если оно будет расти, как росло в благословенные нулевые, то, естественно, потребление нашего продукта будет расти, если же, не дай бог, наступит кризис, то людям будет не до украшений. Во всем мире так происходит. Мы четко кореллируемся с автомобильным рынком, с рынком недвижимости. Чтобы понять, что происходит в нашем секторе, достаточно посмотреть исследования этих рынков. Пока мы прогнозируем на ближайшие годы небольшой рост.