Хранители древнего ремесла

Раздел: Ювелиры и компании
14 августа 2013 г.

Юве­лир­ное ис­кус­ство в Бу­ря­тии воз­рож­да­ет­ся бла­го­да­ря ред­ким и ис­кус­ным ма­сте­ра­м

Сын из­вест­но­го ху­дож­ни­ка-че­кан­щи­ка Бу­ла­та Жам­ба­ло­ва Зо­ри­кто про­дол­жа­ет тра­ди­ции сво­е­го от­ца с 12 лет. Мо­ло­дой че­ло­век не толь­ко пе­ре­нял тех­ни­ку и уни­каль­ное ху­до­же­ствен­ное ви­де­ние, но и смог при­вне­сти нечто но­вое в тра­ди­ци­он­ное ис­кус­ство. Се­год­ня Зо­ри­кто - из­вест­ный юве­лир, ко­то­рый лю­бит ра­бо­тать с са­мы­ми раз­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми: се­ребром, зо­ло­том, неф­ри­том, ко­рал­ла­ми, об­си­ди­а­ном и т.д. Как пред­ста­ви­тель мо­ло­до­го по­ко­ле­ния ху­до­же­ствен­ных ре­мес­лен­ни­ков Бу­ря­тии Зо­ри­кто мно­го ра­бо­та­ет в Ин­тер­не­те. В со­ци­аль­ных се­тях мож­но уви­деть его ра­бо­ты, свя­зать­ся и за­ка­зать что-то для се­бя. Сре­ди за­каз­чиц юве­ли­ра есть чле­ны пра­ви­тель­ства Бу­ря­тии, из­вест­ные ар­тист­ки, биз­нес-ле­ди и т.д.

- Зо­рик­то, как Вы ре­ши­ли стать юве­ли­ром?

- Я ду­маю, что ино­го вы­бо­ра у ме­ня не бы­ло (сме­ет­ся). Я с дет­ства рос в этой сти­хии. Ко­гда мне бы­ло шесть лет, мы с ро­ди­те­ля­ми пе­ре­еха­ли в при­го­род­ный Исток. В то вре­мя там рас­по­ла­га­лись твор­че­ские ма­стер­ские юве­ли­ров. Это был на­сто­я­щий го­ро­док на­род­ных ре­мес­лен­ни­ков со сво­ей не­по­вто­ри­мой ат­мо­сфе­рой. В на­ча­ле 80-х в Улан-Удэ сло­жи­лась мощ­ная ко­ман­да, мой отец и его кол­ле­ги при под­держ­ке ми­ни­стер­ства куль­ту­ры и да­же ЮНЕСКО ез­ди­ли с вы­став­кам, сла­ва о на­ших юве­лир­ных тра­ди­ци­ях гре­ме­ла в Пи­те­ре и Москве. Бы­ли да­же спе­ци­аль­ные ма­га­зи­ны. Но в 91-м все не­ожи­дан­но за­кон­чи­лось. В один мо­мент все раз­бе­жа­лись кто ку­да. Кто-то ушел в тор­гов­лю, кто-то стал ре­мон­ти­ро­вать ав­то­мо­би­ли. Искус­ство ото­шло на вто­рой план, а лю­дям на­до бы­ло вы­жи­вать. Мой отец - один из не­мно­гих, кто остал­ся ве­рен про­фес­сии, а я рос ря­дом, по­мо­гал. Нас в се­мье трое де­тей. Стар­ший брат вы­брал со­всем дру­гую сте­зю, и ро­ди­те­ли с этим со­гла­си­лись, а ме­ня с дет­ства на­стра­и­ва­ли, что я дол­жен бу­ду про­дол­жить ди­на­стию, на­ши се­мей­ные тра­ди­ции. Так и стал юве­ли­ром. Спер­ва за­ни­мал­ся этим как хоб­би, а по­том втя­нул­ся.

- Мож­но ска­зать, что это Ва­ше при­зва­ние?

- Да, этим я за­ра­ба­ты­ваю на жиз­нь. Я про­бо­вал се­бя в раз­ных сфе­рах, ухо­дил, но все­гда воз­вра­щал­ся. Отец сей­час на пен­сии и по­сте­пен­но от­хо­дит от по­сто­ян­ной ра­бо­ты, но по-преж­не­му мой глав­ный учи­тель и на­став­ник.

- Ваш отец Бу­лат Жам­ба­лов боль­ше из­ве­стен как ма­стер че­кан­ки, Вы же, как мне ка­жет­ся, бо­лее раз­но­сто­рон­ний юве­лир...

- Вре­мя по­ка­жет. Я, прав­да, боль­ше люб­лю экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, не при­ем­лю ра­мок. Де­лать нечто уни­каль­ное, ин­ди­ви­ду­аль­ное - это пре­крас­но. По­это­му у ме­ня нет оди­на­ко­вых ра­бот. Са­мое ин­те­рес­ное в ра­бо­те юве­ли­ра - это лю­ди, для ко­то­рых ты де­ла­ешь из­де­лие. Ин­те­рес­но узна­вать лю­дей, по­ни­мать то, что они хо­тят. Пре­жде чем при­сту­пить к ра­бо­те, я дол­го бе­се­дую с че­ло­ве­ком. Го­то­вое укра­ше­ние долж­но не толь­ко под­хо­дить к внеш­но­сти че­ло­ве­ка, к его гла­зам, цве­ту ко­жи или чер­там ли­ца, оно долж­но от­ра­жать внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка, его мыс­ли и об­раз жиз­ни. По­это­му все на­чи­на­ет­ся с идеи, это са­мое слож­ное. По­том ри­сую эс­киз и при­сту­паю не­по­сред­ствен­но к ра­бо­те. Люб­лю ра­бо­тать с се­ребром, это наш ме­талл, бу­рят­ский, ис­кон­ный. Очень хо­ро­шо ра­бо­та­ет­ся с неф­ри­том. Ес­ли за­каз­чи­ку нуж­но что-то из зо­ло­та и дра­го­цен­ных кам­ней, то мож­но и из это­го сде­лать что-то кра­си­вое, че­го не встре­тишь в юве­лир­ных ма­га­зи­нах.

- Ва­ши за­каз­чи­ки в ос­нов­ном жен­щи­ны?

- Да, но есть и муж­чи­ны, хо­тя их мень­шин­ство. Для них мы де­ла­ем ве­щи в на­ци­о­наль­ном сти­ле, что яв­ля­ет­ся на­шей ви­зит­ной кар­точ­кой, се­реб­ря­ные пи­а­лы, но­жи и ог­ни­во с ин­кру­ста­ци­ей, куб­ки и т.д. Жен­щи­ны же в ос­нов­ном пред­по­чи­та­ют за­ка­зы­вать укра­ше­ния, ли­бо для се­бя, ли­бо в по­да­рок. По­сто­ян­ные кли­ен­ты есть и в Улан-Удэ, и в Ир­кут­ске, и в Москве. Ино­гда лю­ди ди­стан­ци­он­но про­сят про­сто сде­лать что-то на мой вкус, до­ве­ря­ют. Мне по­том са­мо­му ин­те­рес­но, уга­дал или нет. А для кли­ен­тов это при­ят­ный сюр­приз.

- Что Вас вдох­нов­ля­ет?

- В первую оче­редь лю­ди, они все раз­ные и все ин­те­рес­ны. Я по­лу­чаю кайф от об­ще­ния, пы­та­юсь по­боль­ше узнать, про­чув­ство­вать че­ло­ве­ка... По­ми­мо про­че­го люб­лю слу­шать му­зы­ку во вре­мя ра­бо­ты, она при­да­ет нуж­ный на­строй. В ра­бо­те еще очень по­мо­га­ет биб­лио­те­ка ред­ких книг по ис­кус­ству и ис­то­рии Бу­ря­тии, со­бран­ная от­цом. Моя те­тя - док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук, ино­гда ее кон­суль­та­ции очень по­лез­ны.


- Как мно­го вре­ме­ни Вы тра­ти­те на со­зда­ние из­де­лий?


- Бы­ва­ет по-раз­но­му. Ино­гда так на­ка­ты­ва­ет вдох­но­ве­ние, что ра­бо­та­ешь по но­чам, са­мо­му не тер­пит­ся уви­деть ре­зуль­тат ра­бо­ты. Не­боль­шое из­де­лие за­ни­ма­ет при­мер­но не­де­лю. Не­дав­но за пять дней я сде­лал брас­лет из се­реб­ра «Дар­хан». Весь про­цесс со­зда­ния за­пи­сал на ви­део и вы­ло­жил в Ин­тер­нет. На гла­зах у зри­те­лей рож­да­ет­ся кра­со­та... По­лу­чил очень хо­ро­шие от­кли­ки.


- Кста­ти об Ин­тер­не­те. В со­ци­аль­ных се­тях мож­но уви­деть се­рию ро­ли­ков, где из­вест­ные жен­щи­ны Бу­ря­тии, та­кие как Да­ри­ма Лин­хо­во­ин, На­та­лья Ула­но­ва, Аю­на Ба­з­ар­гу­ру­е­ва, Арю­на Бу­бе­е­ва, Эр­же­на Бу­да­е­ва, и мно­гие дру­гие раз­мыш­ля­ют о жиз­ни, и на них в это вре­мя на­де­ты Ва­ши укра­ше­ния.

- Это все моя сест­ра Ма­ри­на. Она жи­вет в Москве и за­ни­ма­ет­ся со­зда­ни­ем филь­мов. Ре­ши­ла сде­лать ин­те­рес­ный про­ект и при­гла­си­ла из­вест­ных жен­щин Бу­ря­тии, ну и по­пут­но про­ре­кла­ми­ро­ва­ла на­ши ра­бо­ты. Спа­си­бо всем, кто при­нял уча­стие в съем­ках.
- Ваш кол­ле­га, бу­рят­ский скуль­птор и ху­дож­ник Да­ши Нам­да­ков, так­же из­ве­стен сво­и­ми рос­кош­ны­ми юве­лир­ны­ми ра­бо­та­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней. Сей­час он очень вос­тре­бо­ван на За­па­де и фи­нан­со­во успе­шен. Ска­жи­те, мо­гут ли день­ги по­ме­шать твор­че­ству в юве­лир­ном де­ле?
- Я зна­ком с Да­ши Нам­да­ко­вым. Мы ра­бо­та­ли вме­сте в Москве. Он та­лант­ли­вый ху­дож­ник и хо­ро­ший че­ло­век, не­за­ви­си­мо от то­го, сколь­ко он за­ра­ба­ты­ва­ет. Мой отец учил ме­ня не ду­мать о день­гах во вре­мя ра­бо­ты. В первую оче­редь мы ре­а­ли­зу­ем­ся твор­че­ски, а ес­ли это ко­му-то нра­вит­ся, то по­че­му бы и нет? День­ги - это при­ят­ный бо­нус или хо­ро­ший «по­боч­ный» эф­фект на­шей ра­бо­ты, но в первую оче­редь это ис­кус­ство. Ра­бо­ты хо­ро­ших ма­сте­ров со вре­ме­нем толь­ко до­ро­жа­ют, они не под­власт­ны ни мо­де, ни вре­ме­ни. И лю­ди это по­ни­ма­ют. Еще пять лет на­зад юве­лир­ный ры­нок был за­ва­лен за­вод­ски­ми штам­по­ван­ны­ми «б­ле­стяш­ка­ми» из зо­ло­та и брил­ли­ан­тов. Се­год­ня спрос на уни­каль­ные аутен­тич­ные из­де­лия рас­тет. Юве­лир­ные ма­га­зи­ны охот­но бе­рут у нас укра­ше­ния, мно­го ин­ди­ви­ду­аль­ных за­ка­зов.

- Бренд Жам­ба­ло­вых до­ста­точ­но из­ве­стен в Бу­ря­тии. Вы ра­бо­та­е­те над его про­дви­же­ни­ем?

- Нет. На всех на­ших из­де­ли­ях есть спе­ци­аль­ное ав­тор­ское клей­мо, я ду­маю, это­го впол­не до­ста­точ­но. Ра­бо­ты долж­ны го­во­рить за ав­то­ра, а не на­о­бо­рот. В пер­спек­ти­ве есть пла­ны на пер­со­наль­ную вы­став­ку, но для нее кол­лек­ция ма­ло­ва­та, ее нуж­но ко­пить. Обыч­но из­де­лия не за­дер­жи­ва­ют­ся в ма­стер­ской.

А во­об­ще мне бы очень хо­те­лось, что­бы вре­ме­на, ко­гда я был ре­бен­ком, вер­ну­лись, ко­гда мой отец и его кол­ле­ги де­ла­ли по­тря­са­ю­щие ве­щи, жи­вя в по­сел­ке ма­сте­ров в Исто­ке. Го­су­дар­ству нуж­но под­дер­жи­вать ре­мес­лен­ни­ков на­род­но­го твор­че­ства, юве­ли­ров, ра­бо­та­ю­щих в на­ци­о­наль­ном сти­ле. В на­ча­ле 80-х в Бу­ря­тии был бренд, силь­ная шко­ла. Древ­ние тра­ди­ции еще не за­бы­ты, и их нуж­но воз­рож­дать. У нас ты­ся­че­лет­няя ис­то­рия. Зна­е­те, ка­кие из­де­лия де­ла­ли на­ши пред­ки? Про­сто су­ма­сшед­шие. У нас ведь был культ се­ребра. В од­ном толь­ко жен­ском ко­стю­ме это­го ме­тал­ла мог­ло быть до пя­ти ки­ло­гра­мо­в! В этом мож­но убе­дить­ся, по­се­тив хо­тя бы вы­став­ку «Се­реб­ря­ные не­бе­са» в му­зее име­ни Хан­га­ло­ва. Юве­лир­ные тра­ди­ции - это не­отъ­ем­ле­мая часть куль­ту­ры на­ше­го на­ро­да. Спро­си­те лю­бо­го ис­кус­ство­ве­да, ни­где та­ко­го не бы­ло и нет, в этом пла­не Бу­ря­тия уни­каль­на. Нам есть что по­ка­зать на са­мом де­ле... На­ря­ду с Бай­ка­лом и бу­у­за­ми это при­вле­ка­ло бы в Бу­ря­тию ту­ри­стов.

[ gazeta-n1.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->