О Резолюции III Конгресса участников российского ювелирного рынка

Раздел: Власть
11 июля 2013 г.

27 июня 2013 го­да в Ко­стро­ме в рам­ках XIV Меж­ду­на­род­но­го юве­лир­но­го фе­сти­ва­ля «Зо­ло­тое коль­цо Рос­сии» со­сто­ял­ся III Кон­гресс участ­ни­ков рос­сий­ско­го юве­лир­но­го рын­ка.

Глав­ной те­мой за­се­да­ния Кон­грес­са был во­прос о ре­а­ли­за­ции Ука­зов Пре­зи­ден­та РФ от 7 мая 2012 го­да № 596 «О дол­го­сроч­ной го­су­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке» и № 601 «Об ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях со­вер­шен­ство­ва­ния си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния» в ин­те­ре­сах раз­ви­тия рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, рас­ши­ре­ния оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства и экс­пор­та юве­лир­ных из­де­лий.

В хо­де за­се­да­ния Кон­грес­са пред­ста­ви­те­ли ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» вы­ра­зи­ли ка­те­го­ри­че­ское не­со­гла­сие и под­верг­ли рез­кой кри­ти­ке ряд по­ло­же­ний про­ек­та Ре­зо­лю­ции, пред­ло­жен­ной ра­бо­чей груп­пой по под­го­тов­ке Кон­грес­са.

По­ло­же­ния, вклю­чен­ные в текст Ре­зо­лю­ции и вы­звав­шие наи­бо­лее острую дис­кус­сию, ра­нее в том или ином ви­де уже зву­ча­ли в вы­ступ­ле­ни­ях ря­да пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го со­об­ще­ства, в част­но­сти, пред­се­да­те­ля от­рас­ле­во­го от­де­ле­ния по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням Фе­де­раль­но­го меж­от­рас­ле­во­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии» Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва.

В тек­сте Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са ука­за­но, что в рам­ках ре­а­ли­за­ции Ука­зов Пре­зи­ден­та РФ № 596 и № 601 от 7 мая 2012 го­да, в чис­ле про­че­го, не­об­хо­ди­мо преду­смот­реть все до­ступ­ные ме­ры, на­прав­лен­ные на со­кра­ще­ние сро­ков ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг участ­ни­кам рын­ка (о­про­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий и пр.) до ми­ни­маль­но воз­мож­ных пре­де­лов, до­сти­жи­мых с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ных тех­ни­че­ских и ор­га­ни­за­ци­он­ных усло­вий (з­десь и да­лее по тек­сту при­во­дят­ся по­ло­же­ния Ре­зо­лю­ции, предо­став­лен­ной в рас­по­ря­же­ние ФКУ «Про­бир­ная пла­та Рос­сии» 28 июня 2013 го­да).

Во­прос о не­об­хо­ди­мо­сти со­кра­ще­ния сро­ков опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния не­од­но­крат­но под­ни­мал­ся пред­ста­ви­те­ля­ми юве­лир­но­го со­об­ще­ства, в част­но­сти Ф.Ф. Гу­ме­ро­вым. При этом глав­ным тре­бо­ва­ни­ем вы­сту­па­ю­щих яв­ля­ет­ся по­же­ла­ние при­ве­сти дей­ствия ФКУ «Про­бир­ная Па­ла­та Рос­сии» и ее тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ний в со­от­вет­ствие с по­ло­же­ни­ем о со­кра­ще­нии сро­ка ока­за­ния го­су­дар­ствен­ной услу­ги до 15 ми­нут, как то­го, по его мне­нию, тре­бу­ет Указ Пре­зи­ден­та РФ В.В. Пу­ти­на № 601 от 7 мая 2012 го­да.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что вы­ше­ука­зан­ные пред­ста­ви­те­ли юве­лир­но­го со­об­ще­ства воль­но или не воль­но за­блуж­да­ют­ся от­но­си­тель­но по­ло­же­ний пре­зи­дент­ских ука­зов, т.к. в п. 1 «д» дан­но­го Ука­за идет речь о со­кра­ще­нии вре­ме­ни ожи­да­ния в оче­ре­ди при об­ра­ще­нии за­яви­те­ля в ор­ган го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ (ор­ган мест­но­го са­мо­управ­ле­ния) для по­лу­че­ния го­су­дар­ствен­ных (му­ни­ци­паль­ных) услуг до 15 ми­нут, а не сро­ка ока­за­ния го­су­дар­ствен­ной услу­ги.

Вре­мя ожи­да­ния в оче­ре­ди за­яви­те­ля и вре­мя ока­за­ния го­су­дар­ствен­ной услу­ги пред­став­ля­ют со­бой раз­ные ка­те­го­рии. ФКУ «Про­бир­ная Па­ла­та Рос­сии» со­жа­ле­ет, что от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли юве­лир­но­го со­об­ще­ства, не до кон­ца разо­брав­шись в тре­бо­ва­ни­ях вы­ше­озна­чен­ных ука­зов, на­хо­дят­ся в за­блуж­де­нии от­но­си­тель­но при­ме­ни­мо­сти то­го или ино­го по­ло­же­ния в от­но­ше­нии опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Вме­сте с тем, осо­зна­вая важ­ность со­кра­ще­ния сро­ков про­бир­ных опе­ра­ций ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» со­об­ща­ет, что в со­от­вет­ствии с п.2.4 При­ка­за Мин­фи­на Рос­сии от 11 ян­ва­ря 2009 г. № 1н «Об утвер­жде­нии Ин­струк­ции по осу­ществ­ле­нию про­бир­но­го над­зо­ра» срок вы­пол­не­ния про­бир­ных опе­ра­ций уста­нав­ли­ва­ет­ся го­су­дар­ствен­ной ин­спек­ци­ей про­бир­но­го над­зо­ра (ГИПН) по со­гла­со­ва­нию со сдат­чи­ком (со­глас­но гра­фи­ку при­е­ма-вы­да­чи из­де­лий) в пре­де­лах 10 ка­лен­дар­ных дней. В це­лях оп­ти­ми­за­ции ра­бо­ты ГИПН при­ка­зом ру­ко­во­ди­те­ля ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» от 09 июля 2012 го­да № 115 срок вы­пол­не­ния ГИПН про­бир­ных опе­ра­ций в от­но­ше­нии из­де­лий, из­го­тов­лен­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, был со­кра­щен до 5 ра­бо­чих дней. Ука­зан­ный пя­ти­днев­ный срок не­укос­ни­тель­но со­блю­да­ет­ся все­ми ГИПН при стро­гом кон­тро­ле со сто­ро­ны ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии». Дан­ный срок со­от­вет­ству­ет ми­ни­маль­но воз­мож­ным пре­де­лам, до­сти­жи­мым в со­вре­мен­ных тех­ни­че­ских и ор­га­ни­за­ци­он­ных усло­ви­ях. Жа­лоб со сто­ро­ны про­из­во­ди­те­лей из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов на на­ру­ше­ние уста­нов­лен­ных сро­ков ока­за­ния го­су­дар­ствен­ной услу­ги по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию в ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» не по­сту­па­ло.

В Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са так­же со­дер­жит­ся по­ло­же­ние, в рам­ках ко­то­ро­го при раз­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них не­об­хо­ди­мо стре­мить­ся мак­си­маль­но за­ме­нять ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­ха­низ­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля бо­лее эф­фек­тив­ны­ми аль­тер­на­тив­ны­ми ры­ноч­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, вклю­чая стра­хо­ва­ние от­вет­ствен­но­сти.

В хо­де пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ний пред­ста­ви­те­ля­ми юве­лир­но­го сек­то­ра вы­ска­зы­ва­лись мне­ния о су­ще­ство­ва­нии иных ме­то­дов уси­ле­ния кон­тро­ля за роз­нич­ным рын­ком, не свя­зан­ных с обя­за­тель­ным взи­ма­ни­ем де­неж­ных средств за клей­ме­ние из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Так, по мне­нию Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва, это мо­жет быть свя­за­но с пе­ре­хо­дом от клей­ме­ния из­де­лий к еже­год­ной вы­да­че ре­ги­стра­ци­он­ных удо­сто­ве­ре­ний, взи­ма­нию де­неж­ных средств за вы­да­чу имен­ни­ков или вне­се­нию стра­хо­вых взно­сов, что мо­жет по­слу­жить ис­точ­ни­ком до­хо­да го­су­дар­ства и ре­аль­ным кон­тро­лем за роз­нич­ным рын­ком.

ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» счи­та­ет не­об­хо­ди­мым на­пом­нить, что в си­лу предо­став­лен­ных пол­но­мо­чий го­су­дар­ствен­ные ин­спек­ции про­бир­но­го над­зо­ра на­но­сят от­тиск го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма на юве­лир­ные из­де­лия, по­сту­па­ю­щие в обо­рот на тер­ри­то­рии Рос­сии, в ос­нов­ном с це­лью не­до­пу­ще­ния под­де­лок и фаль­си­фи­ка­ций. Про­бир­ный над­зор - это со­во­куп­ность дей­ствий, осу­ществ­ля­е­мых в це­лях за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей, прав из­го­то­ви­те­лей из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней, а так­же в це­лях за­щи­ты ин­те­ре­сов го­су­дар­ства. По су­ти, от­тиск про­бир­но­го клей­ма пред­став­ля­ет со­бой знак го­су­дар­ствен­ной га­ран­тии. В свою оче­редь, имен­ник из­го­то­ви­те­ля не яв­ля­ет­ся зна­ком до­сто­вер­но­сти про­бы юве­лир­но­го из­де­лия. Он ис­поль­зу­ет­ся для уста­нов­ле­ния из­го­то­ви­те­ля при предъ­яв­ле­нии пре­тен­зий. Еже­год­ная вы­да­ча ре­ги­стра­ци­он­ных удо­сто­ве­ре­ний или взи­ма­ние взно­сов, по мне­нию ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», не га­ран­ти­ру­ет за­щи­ту прав по­тре­би­те­ля.

В хо­де за­се­да­ния Кон­грес­са пред­се­да­тель Фе­де­раль­но­го меж­от­рас­ле­во­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии» А.В. Да­ни­лов-Да­ни­льян вы­ска­зал мне­ние о том, что го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на ока­за­ние услуг опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния и вы­со­кая сто­и­мость этой го­су­дар­ствен­ной услу­ги яв­ля­ют­ся од­ним из важ­ней­ших ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров в ве­де­нии хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Вме­сте с тем уже упо­ми­нав­ший­ся Ф.Ф. Гу­ме­ров ра­нее вы­ска­зы­вал пред­ло­же­ние о со­зда­нии ак­кре­ди­то­ван­ных ор­га­ни­за­ций, упол­но­мо­чен­ных на клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий, ли­бо, по­ка это­го не про­изо­шло, об уста­нов­ле­нии со­от­но­ше­ния меж­ду раз­ме­ром го­су­дар­ствен­ной по­шли­ны за услу­ги опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния и су­ще­ству­ю­щей став­кой МРОТ.

ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» не­од­но­крат­но за­яв­ля­ло, что его де­я­тель­ность на­прав­ле­на на за­щи­ту всех участ­ни­ков рын­ка, в том чис­ле и ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля. ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» счи­та­ет не­об­хо­ди­мым на­пом­нить, что за пе­ри­од с 2004 го­да (ко­гда про­бир­ный та­риф был за­ме­нен по­шли­ной) по 2013 год став­ка го­су­дар­ствен­ной по­шли­ны из­ме­ни­лась ме­нее чем в 2 ра­за. Го­су­дар­ствен­ная по­шли­на за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние зо­ло­то­го из­де­лия ве­сом свы­ше 2,5 грамм в 2005 го­ду со­став­ля­ла 8 руб­лей 50 ко­пе­ек, на се­го­дняш­ний день она со­став­ля­ет 15 руб­лей. В слу­чае при­ня­тия пред­ло­же­ния Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва о со­от­не­се­нии раз­ме­ра по­шли­ны и став­ки МРОТ сто­и­мость услу­ги за опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние то­го же из­де­лия со­став­ля­ла бы сей­час 59 руб­лей, т.е. по­шли­на уве­ли­чи­лась бы за про­шед­ший пе­ри­од не в 2, а в 7 раз.

Учи­ты­вая вы­ше­при­ве­ден­ные по­ка­за­те­ли, ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» счи­та­ет пред­ло­же­ние Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва не про­ра­бо­тан­ным и ухуд­ша­ю­щим­по­ло­же­ние как про­из­во­ди­те­лей юве­лир­ной про­дук­ции на юве­лир­ном рын­ке, так и ко­неч­ных по­тре­би­те­лей. В от­но­ше­нии те­зи­са о со­зда­нии ак­кре­ди­то­ван­ных ор­га­ни­за­ций ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» со всей от­вет­ствен­но­стью за­яв­ля­ет, что ор­га­ни­за­ции част­ной фор­мы соб­ствен­но­сти не смо­гут удер­жать та­ри­фы на уров­не су­ще­ству­ю­щих, т.е. на уров­не чи­стой се­бе­сто­и­мо­сти, по­сколь­ку это про­ти­во­ре­чит идее со­зда­ния ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции - из­вле­че­нию при­бы­ли. Ны­не су­ще­ству­ю­щий раз­мер по­шли­ны ре­гу­ли­ру­ет­ся По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 3 фев­ра­ля 2007 го­да № 65 «О раз­ме­рах го­су­дар­ствен­ной по­шли­ны за со­вер­ше­ние дей­ствий упол­но­мо­чен­ны­ми го­су­дар­ствен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми при осу­ществ­ле­нии фе­де­раль­но­го про­бир­но­го над­зо­ра», со­глас­но ко­то­ро­му раз­ме­ры по­шлин за ока­за­ние услуг по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий при­зва­ны лишь по­кры­вать по­не­сен­ные го­су­дар­ством рас­хо­ды на ока­за­ние этих услуг и не име­ют фис­каль­ной при­ро­ды, т.е. не ис­поль­зу­ют­ся для ка­ко­го-ли­бо из­вле­че­ния при­бы­ли.

Со­глас­но Ре­зо­лю­ции Кон­грес­са в Пе­ре­чень пер­спек­тив­ных и те­ку­щих по­же­ла­ний от­рас­ле­во­го биз­не­са вклю­че­но нор­ма­тив­но-пра­во­вое оформ­ле­ние фак­ти­че­ско­го (а не де­кла­ра­тив­но­го) вы­во­да дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней в юве­лир­ных из­де­ли­ях из-под ста­ту­са ва­лют­ных цен­но­стей (пе­ре­чень ва­лют­ных цен­но­стей­со­дер­жал­ся ра­нее в ст. 1 За­ко­на РФ от 9 ок­тяб­ря 1992 го­да № 3615-1 «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле»).

В со­от­вет­ствии с По­яс­ни­тель­ной за­пис­кой, под­го­тов­лен­ной при вне­се­нии в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции про­ек­та ны­не дей­ству­ю­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» от 10 де­каб­ря 2003 го­да № 173-ФЗ, дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни ис­клю­че­ны из пе­реч­ня ва­лют­ных цен­но­стей лишь по­то­му, что их об­ра­ще­ние ре­гу­ли­ру­ет­ся иным фе­де­раль­ным за­ко­ном - Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 26 мар­та 1998 го­да № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях». В свя­зи с этим ис­клю­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из пе­реч­ня ва­лют­ных цен­но­стей не име­ло це­лью от­ме­ну го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над их об­ра­ще­ни­ем в си­лу то­го, что дан­ные объ­ек­ты не пред­став­ля­ют осо­бой зна­чи­мо­сти для го­су­дар­ства. На­о­бо­рот, по­ло­же­ние о спе­ци­аль­ном ре­жи­ме го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над об­ра­ще­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней от­не­се­но к сфе­ре ре­гу­ли­ро­ва­ния ино­го нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та, яв­ля­ю­ще­го­ся спе­ци­аль­ным и ре­гу­ли­ру­ю­щим ас­пек­ты об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней бо­лее де­таль­но.

В хо­де пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ний Ф.Ф. Гу­ме­ров не­од­но­крат­но ссы­лал­ся на за­ру­беж­ный опыт в сфе­ре го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Так, на­при­мер, 29 ян­ва­ря 2012 го­да на за­се­да­нии Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии» он от­ме­тил, что «о­т­рас­ле­вая нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за стран, кон­ку­ри­ру­ю­щих на ми­ро­вом юве­лир­ном рын­ке, на­мно­го ли­бе­раль­нее рос­сий­ской» (те­зи­сы вы­ступ­ле­ния на за­се­да­нии опуб­ли­ко­ва­ны на сай­те еже­днев­ной га­зе­ты "Юве­лир­ные из­ве­сти­я"). Сле­ду­ет от­ме­тить не­ко­то­рую не­до­ста­точ­ность про­ра­бот­ки те­мы со сто­ро­ны г-на Гу­ме­ро­ва.

На пер­вый взгляд дей­стви­тель­но мо­жет по­ка­зать­ся, что от­рас­ле­вая нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за за­ру­беж­ных го­су­дарств со­дер­жит бо­лее ло­яль­ные ме­ха­низ­мы го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния сфе­ры обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней по срав­не­нию с нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зой Рос­сии. При бо­лее углуб­лен­ном изу­че­нии за­ко­но­да­тель­ных норм кон­крет­ных го­су­дарств и тем бо­лее об­ра­ща­ясь к прак­ти­че­ским ас­пек­там при­ме­не­ния упо­мя­ну­тых норм, фор­ми­ру­ет­ся вы­вод об об­рат­ном. К при­ме­ру, в Швей­ца­рии де­я­тель­ность по опро­бо­ва­нию из­де­лий по­ми­мо про­бир­ных па­лат мо­гут осу­ществ­лять и про­фес­си­о­наль­ные про­би­ре­ры. В со­от­вет­ствии с Ди­рек­ти­вой Швей­цар­ской Кон­фе­де­ра­ции «О кон­тро­ле над тор­гов­лей дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов» от 8 мая 1934 го­да (дей­ству­ю­щей и се­год­ня) кан­ди­да­ты на по­лу­че­ние сви­де­тель­ства про­би­ре­ра долж­ны:

- иметь хо­ро­шую ре­пу­та­цию (ко­то­рая под­твер­жда­ет­ся по­сред­ством вы­пис­ки их ре­ест­ра пра­во­на­ру­ше­ний);

- прой­ти обя­за­тель­ное обу­че­ние:

  • в фе­де­раль­ной или кан­тон­ской Про­бир­ной па­ла­те;
  • в Цен­траль­ном бю­ро (под­раз­де­ле­ние Глав­но­го та­мо­жен­но­го управ­ле­ния, упол­но­мо­чен­ное на кон­троль над тор­гов­лей дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и из­де­ли­я­ми из них);
  • у прак­ти­ку­ю­ще­го про­фес­си­о­наль­но­го про­би­ре­ра;
  • в Швей­цар­ском Фе­де­раль­ном тех­но­ло­ги­че­ском Ин­сти­ту­те.

По ре­зуль­та­там обу­че­ния со­ис­ка­тель сви­де­тель­ства сда­ет эк­за­мен, на сда­чу ко­то­ро­го да­ет­ся не бо­лее 3х по­пы­ток. В слу­чае по­ло­жи­тель­но­го за­клю­че­ния эк­за­ме­на­ци­он­ной ко­мис­сии, Цен­траль­ное бю­ро вы­да­ет со­ис­ка­те­лю сви­де­тель­ство фе­де­раль­но­го про­би­ре­ра и при­во­дит его к при­ся­ге, в ко­то­рой он да­ет клят­ву чест­но вы­пол­нять обя­зан­но­сти сво­ей про­фес­сии. Цен­траль­ное бю­ро ан­ну­ли­ру­ет сви­де­тель­ство в слу­чае на­ру­ше­ния про­би­ре­ром сво­их обя­зан­но­стей ли­бо до­ка­за­тель­ства его не­ком­пе­тент­но­сти. Для осу­ществ­ле­ния де­я­тель­но­сти про­би­ре­ра-пла­виль­щи­ка обя­за­тель­ным яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние ли­цен­зии. При по­втор­ном на­ру­ше­нии пла­виль­щи­ком дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства Цен­траль­ное бю­ро ли­ша­ет его ли­цен­зии. Све­де­ния о ли­ше­нии пла­виль­щи­ка ли­цен­зии пуб­ли­ку­ют­ся в га­зе­те «Swiss Official Gazette of Commerce». Пла­виль­щи­ки не­сут уго­лов­ную от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние пра­вил уче­та сде­лок о при­ня­том ими для плав­ки ме­тал­ла.

ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» ста­вит под со­мне­ние кор­рект­ность вы­ше­при­ве­ден­но­го суж­де­ния Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва и счи­та­ет не­об­хо­ди­мым на­пом­нить, что в боль­шин­стве стран за­да­чей го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над юве­лир­ным сек­то­ром яв­ля­ет­ся за­щи­та по­тре­би­те­ля, обес­пе­че­ние чест­ной тор­гов­ли и за­щи­та кон­ку­рен­ции. На­ру­ши­те­ли на­ци­о­наль­ных за­ко­нов в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов не­сут бо­лее чем се­рьез­ную от­вет­ствен­но­сть. В ка­че­стве лишь не­ко­то­рых при­ме­ров мож­но рас­смот­реть нор­мы еще од­но­го нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та Швей­ца­рии - Фе­де­раль­но­го ак­та «О кон­тро­ле над тор­гов­лей дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов» от 8 мая 1934 го­да (дей­ству­ю­ще­го и се­год­ня), со­глас­но ко­то­рым в слу­чае об­на­ру­же­ния не­со­от­вет­ствия за­яв­лен­ной про­бе, ука­зан­ные из­де­лия уни­что­жа­ют­ся. Опыт Ве­ли­ко­бри­та­нии так­же ука­зы­ва­ет на се­рьез­ность от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния на­ци­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства: со­глас­но ст.6 «Ак­та о клей­ме­нии» от 25 июля 1973 го­да ли­цо, осуж­ден­ное за из­го­тов­ле­ние и при­ме­не­ние под­дель­но­го клей­ма, ка­ра­ет­ся тю­рем­ным за­клю­че­ни­ем сро­ком до 10 лет.

Бе­з­услов­но, мож­но го­во­рить и о дру­гих стра­нах, кон­ку­ри­ру­ю­щих на ми­ро­вом юве­лир­ном рын­ке, ука­зы­вая на ло­яль­ность их от­рас­ле­во­го за­ко­но­да­тель­ства, од­на­ко, с точ­ки зре­ния ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», не со­всем кор­рект­но обоб­щать ми­ро­вой опыт и де­лать ка­кие-ли­бо вы­во­ды, ос­но­вы­ва­ясь на не­ре­пре­зен­та­тив­ной вы­бор­ке лишь «раз­ви­ва­ю­щих­ся» стран, от­рас­ле­вое за­ко­но­да­тель­ство ко­то­рых ли­бо от­сут­ству­ет, ли­бо на­хо­дит­ся на ста­дии фор­ми­ро­ва­ния.

ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» счи­та­ет про­ти­во­ре­чи­вым за­яв­ле­ние Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва о со­зда­нии в Ин­дии хо­ро­ших усло­вий для про­из­во­ди­те­лей юве­лир­ных из­де­лий (ин­тер­вью жур­на­лу World Economic Journal, вы­пуск №8, 2011). При этом, ис­хо­дя из ря­да пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ний «хо­ро­шие усло­вия» рас­смат­ри­ва­ют­ся г-ном Гу­ме­ро­вым ис­клю­чи­тель­но в кон­тек­сте ли­бе­ра­ли­за­ции ме­то­дов над­зо­ра в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Си­ту­а­ция в Ин­дии тре­бу­ет от­дель­но­го ком­мен­та­рия: до не­дав­не­го вре­ме­ни в Ин­дии плав­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов осу­ществ­ля­лась с ис­поль­зо­ва­ни­ем ка­че­ствен­но уста­рев­ших тех­но­ло­гий (д­ре­вес­но­го уг­ля или кок­са в пе­чах). Мно­гие не­боль­шие ма­стер­ские ску­па­ли лом, ко­то­рый по­втор­но ис­поль­зо­ва­ли без пе­ре­ра­бот­ки, в то вре­мя как осталь­ные яко­бы очи­ща­ли его са­ми, ис­поль­зуя ста­рые тех­но­ло­гии.

В те­че­ние 2006 го­да Бю­ро ин­дий­ских стан­дар­тов (БИС) бы­ла про­ве­де­на про­вер­ка вы­став­лен­ных на ры­нок не клей­мен­ных юве­лир­ных из­де­лий. На ос­но­ва­нии ана­ли­за дан­ных опро­бо­ва­ния толь­ко 9,88% об­раз­цов бы­ли при­зна­ны со­от­вет­ству­ю­щи­ми за­яв­лен­ной чи­сто­те и 90,12% «в про­бу не по­па­ли».

Пра­ви­тель­ство Ин­дии при­шло к вы­во­ду о не­об­хо­ди­мо­сти за­щи­ты на­се­ле­ния при по­куп­ке зо­ло­тых юве­лир­ных из­де­лий в от­но­ше­нии стан­дар­тов чи­сто­ты и предот­вра­ще­ния фаль­си­фи­ка­ции, пред­на­ме­рен­ной или слу­чай­ной. До июня 2008 го­да БИС сер­ти­фи­ци­ро­ва­ло 5740 цен­тров для клей­ме­ния юве­лир­ных укра­ше­ний из зо­ло­та и 426 для клей­ме­ния из­де­лий из се­ребра. Плав­ка и очист­ка ме­тал­ла не­по­сред­ствен­но про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ной про­дук­ции пре­кра­ще­на. БИС на­де­ле­но мощ­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми по про­вер­ке тор­го­вых се­тей и при­ме­не­нию штраф­ных санк­ций.

На ос­но­ва­нии вы­ше­ука­зан­но­го мож­но сде­лать вы­вод о том, что с 2006 го­да в Ин­дии, где са­мо по­ня­тие кон­тро­ля ка­че­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов и про­дук­ции из них да­же не бы­ло из­вест­но, на­чат про­цесс уже­сто­че­ния ме­ха­низ­мов за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей. Так на­зы­ва­е­мые об­ще­ствен­ным де­я­те­лем «хо­ро­шие усло­вия для про­из­во­ди­те­лей», су­ще­ство­вав­шие до это­го мо­мен­та, бо­лее чем по­ка­за­тель­но про­де­мон­стри­ро­ва­ли свою не­со­сто­я­тель­но­сть.

От­дель­но­го ком­мен­та­рия, по мне­нию ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», за­слу­жи­ва­ет по­зи­ция Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва, озву­чен­ная в хо­де ука­зан­но­го вы­ше за­се­да­ния Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии» о пря­мой за­ви­си­мо­сти меж­ду кон­ку­рен­то­спо­соб­но­стью юве­лир­но­го про­из­вод­ства и ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мой субъ­ек­та, осу­ществ­ля­ю­ще­го функ­ции по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию юве­лир­ных из­де­лий. При этом в ка­че­стве обос­но­ва­ния по­зи­ции был при­ве­ден при­мер Ка­зах­ста­на, в ко­то­ром, по мне­нию Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва, Про­бир­ная па­ла­та яв­ля­ет­ся част­ной.

Так, в со­от­вет­ствии с По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан от 17 июня 2000 го­да № 912 «О пе­реч­не рес­пуб­ли­кан­ских го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий и учре­жде­ний, под­ле­жа­щих при­ва­ти­за­ции в 2000 – 2001 го­дах» и в це­лях оп­ти­ми­за­ции струк­ту­ры ор­га­нов в сфе­ре стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Пра­ви­тель­ство Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан по­ста­но­ви­ло ре­ор­га­ни­зо­вать рес­пуб­ли­кан­ские го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия Ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Ми­ни­стер­ства энер­ге­ти­ки, ин­ду­стрии и тор­гов­ли Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан. Ка­зах­стан­ский центр стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции и Го­су­дар­ствен­ный центр об­сле­до­ва­ния про­из­во­ди­те­лей ал­ко­голь­ной про­дук­ции бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны пу­тем их пре­об­ра­зо­ва­ния в от­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «На­ци­о­наль­ный центр экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции», фи­ли­а­лом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся Про­бир­ная па­ла­та Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан. При этом пре­об­ра­зо­ва­ние Рес­пуб­ли­кан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия в ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство за­вер­ши­лось за­креп­ле­ни­ем 100-про­цент­но­го уча­стия го­су­дар­ства в устав­ном ка­пи­та­ле по­след­не­го.

Гос­по­ди­ну Гу­ме­ро­ву сле­ду­ет уче­сть, что са­ма по се­бе сме­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы хо­зяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та с рес­пуб­ли­кан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия на ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как при­об­ре­те­ние кон­ку­рент­но­го пре­иму­ще­ства на со­от­вет­ству­ю­щем рын­ке или обес­пе­чить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность дан­но­го рын­ка на меж­ду­на­род­ной аре­не. В си­лу ст. 8 Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ст. 6 Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан част­ная и го­су­дар­ствен­ная фор­мы соб­ствен­но­сти при­зна­ют­ся рав­ны­ми. Кро­ме то­го, сле­ду­ет учи­ты­вать, что сме­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы в рас­смат­ри­ва­е­мом слу­чае да­же не име­ла це­лью из­ме­нить соб­ствен­ни­ка ак­ти­вов, ко­то­рым по-преж­не­му оста­ет­ся го­су­дар­ство со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми от­сю­да по­след­стви­я­ми.

Как со сто­ро­ны мно­гих пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го со­об­ще­ства, так и со сто­ро­ны ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» вы­зы­ва­ют удив­ле­ние по­сто­ян­ные при­зы­вы Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва к де­мо­но­по­ли­за­ции про­бир­но­го над­зо­ра, осо­бен­но на фо­не от­сут­ствия ка­ких-ли­бо кон­струк­тив­ных пред­ло­же­ний, в ко­то­рых учи­ты­ва­лись бы не толь­ко же­ла­ния от­дель­ных круп­ных иг­ро­ков юве­лир­но­го рын­ка, но и ме­ха­низм за­щи­ты ин­те­ре­сов го­су­дар­ства и по­тре­би­те­лей.

Го­во­ря о за­щи­те ин­те­ре­сов участ­ни­ков рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и отож­деств­ляя его с юве­лир­ным сек­то­ром, Ф.Ф. Гу­ме­ров не учи­ты­ва­ет, что юве­лир­ный сек­тор со­став­ля­ет лишь око­ло 15% обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а боль­шая часть - по­ряд­ка 85% - это аф­фи­ни­ро­ван­ный дра­го­цен­ный ме­талл бан­ков, аф­фи­наж­ных за­во­дов и тех­ни­че­ские груп­пы дра­го­цен­ных ме­тал­лов, не име­ю­щие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к юве­лир­но­му сек­то­ру, но при этом на­пря­мую ка­са­ю­щи­е­ся стра­те­ги­че­ских ин­те­ре­сов го­су­дар­ства.

Опре­де­лен­ное не­до­по­ни­ма­ние со сто­ро­ны ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» вы­зы­ва­ет и це­ле­со­об­раз­ность вклю­че­ния в Ре­зо­лю­цию Кон­грес­са пред­ло­же­ния о со­зда­нии Об­ще­ствен­но­го со­ве­та при Мин­фи­не Рос­сии, об­ра­зо­ва­нии Со­гла­со­ва­тель­ной ко­мис­сии при ре­гу­ля­то­ре, вклю­че­нии пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го биз­не­са.

Функ­ции об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля за де­я­тель­но­стью Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции осу­ществ­ля­ет Об­ще­ствен­ный со­вет при Ми­ни­стер­стве, со­здан­ный в со­от­вет­ствии с При­ка­зом Ми­ни­стер­ства от 8 ап­ре­ля 2011 го­да № 139 «Об Об­ще­ствен­ном со­ве­те при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Со­став Со­ве­та сфор­ми­ро­ван из пред­ста­ви­те­лей на­уч­но­го со­об­ще­ства, де­ло­вых кру­гов, пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, пред­став­ля­ю­щих ин­те­ре­сы пред­при­ни­ма­те­лей. В рам­ках Со­ве­та су­ще­ству­ют Экс­перт­ные груп­пы по от­дель­ным на­прав­ле­ни­ям. Це­лью де­я­тель­но­сти Со­ве­та яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние вза­и­мо­дей­ствия граж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний и иных не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций с Мин­фи­ном Рос­сии в це­лях уче­та по­треб­но­сти и ин­те­ре­сов граж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, за­щи­ты их прав и сво­бод, а так­же прав об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний при фор­ми­ро­ва­нии и ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре, от­но­ся­щей­ся в ком­пе­тен­ции Мин­фи­на Рос­сии.

Кро­ме то­го, 23 де­каб­ря 2011 го­да со­здан Об­ще­ствен­ный экс­перт­ный со­вет при ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», в рам­ках ра­бо­ты ко­то­ро­го рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы, от­но­ся­щи­е­ся к сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней в це­лом и юве­лир­но­го сек­то­ра в част­но­сти. Обра­зо­ва­ны и функ­ци­о­ни­ру­ют ра­бо­чие груп­пы, в де­я­тель­но­сти ко­то­рых при­ни­ма­ют ак­тив­ное уча­стие пред­ста­ви­те­ли юве­лир­но­го со­об­ще­ства. Ли­ца, име­ю­щие за­ин­те­ре­со­ван­ность в во­про­сах, рас­смат­ри­ва­е­мых ра­бо­чи­ми груп­па­ми при Об­ще­ствен­ном экс­перт­ном со­ве­те при ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», мо­гут на­прав­лять свои пред­ло­же­ния в ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», а так­же при­со­еди­нить­ся к де­я­тель­но­сти ука­зан­ных ра­бо­чих групп.

Ф.Ф. Гу­ме­ро­ву не­од­но­крат­но пред­ла­га­лось при­нять уча­стие в ра­бо­те Об­ще­ствен­но­го экс­перт­но­го со­ве­та при ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», пред­ла­га­лись встре­чи с ру­ко­вод­ством ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии» по об­суж­де­нию ак­ту­аль­ных про­блем раз­ви­тия юве­лир­но­го рын­ка, но г-н Гу­ме­ров укло­ня­ет­ся от пред­мет­но­го об­суж­де­ния во­про­сов раз­ви­тия юве­лир­но­го сек­то­ра.

В за­клю­че­ние сле­ду­ет от­ме­тить, что ана­лиз вы­ступ­ле­ний Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва и обоб­ще­ние пунк­тов, вклю­чен­ных в текст Ре­зо­лю­ции III Кон­грес­са участ­ни­ков рос­сий­ско­го юве­лир­но­го рын­ка, поз­во­ля­ют утвер­ждать, что по­зи­ция Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва вы­зы­ва­ет не толь­ко у ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии», но и у мно­гих пред­ста­ви­те­лей юве­лир­но­го сек­то­ра опре­де­лен­ное не­до­уме­ние, а вы­ска­зан­ные им ини­ци­а­ти­вы по раз­ви­тию рын­ка дра­го­цен­ных кам­ней и ме­тал­лов но­сят от­кро­вен­но по­пу­лист­ский ха­рак­тер, так как не пре­сле­ду­ют сво­ей це­лью за­щи­ту прав юве­ли­ров и по­тре­би­те­лей юве­лир­ной про­дук­ции и, как след­ствие, раз­ви­тие юве­лир­но­го рын­ка Рос­сии, а на­о­бо­рот, пы­та­ют­ся де­ста­би­ли­зи­ро­вать и без то­го не про­стую си­ту­а­цию. По­зи­ция Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва вы­гля­дит как по­пыт­ка лоб­би­ро­вать ин­те­ре­сы от­дель­ных круп­ных про­из­во­ди­те­лей юве­лир­ной про­дук­ции, пу­тем сме­ше­ния сво­их лич­ных ин­те­ре­сов с мне­ни­ем боль­шин­ства юве­ли­ров.

[ probpalata.ru ]

  • 12 июля 2013 г.:

    Палата стала огрызаться - это хорошо.

  • 13 июля 2013 г.:

    Палата всем покажет с 30.07.2013г. когда вступят поправки в 115-ФЗ

  • 13 июля 2013 г.:

    Конечно Гумеров ещё тот законник. На его пламенные речи и мертвый огрызнется. Но и Палата на Ледовитый океан дует. Ничего не будет с 30.07.2013. Вернее будет - проверки ИП по 115-ФЗ начнут делать органы, в глаза этого закона не видавшие. Это будет общение слепого с глухим, да ещё когда оба немые. В Палату протоколы повалят. А Палата будет припаивать по частям статьи 15.27 КоАП РФ указанным ИП как юридическим лицам. А куда деваться, эту обязанность с Палаты никто не снимал.

  • 13 июля 2013 г.:

    Проверки будут проводить специалисты Палаты, да и сама Палата может проводить проверки так как 115-ФЗ выведен из под 294-ФЗ! ИП будут нести ответственность как юридические лица

  • 13 июля 2013 г.:

    Человеку.
    Очень Вы оптимистично настроены. С 2009 года Росфинмониторинг выведен из-под 294-фз, а Палата своих проверок не проводила именно с того времени. Только в качестве "привлеченных специалистов" неясной правовой ориентации из-под прокуратуры и других правоохранителей. В инспекциях даже командировочные не дают на выездные проверки. И планы собственной КНР не составляются. А и то подумать, зачем Палате гемор с судебными разборками, исход которых не очевиден. Особенно в условиях не имеющего аналогов в истории, давления "золотых жирных котов" с аффилированными госструктурами , упорно требующих вывода ДМ из-под госконтроля государства. Да и в случае начала собственной контрольно-надзорной деятельности, Палата рискует вдрызг рассорится с мелким предпринимательством, интересы которого сейчас декларируются в качестве приоритетных Палатой же.

  • 13 июля 2013 г.:

    Хоть каким-то образом РГПП проявила свое отношение к подобного рода высказываниям. Или терпение кончилось, или еще что… Но как-то невнятненько, политкорректненько как-то. В ответ на подобные демарши вполне уместна риторика «а-ля А.Я. Вышинский», и, желательно, после первых их проявлений, а не с такой задержкой.
    Мероприятия в отношении ИП – это будет действо почище карнавала. И если после 30.07.2013 РГПП кому что и сможет показать, так это только им. А вот в связи с возможной практической реализацией изымающих поправок в закон «семь-восемь» – такого насмотрится, что не приведи Господь.
    Так или иначе, расхлебывать-то все придется не РГПП, а ГИПН: и судебные тяжбы, исход которых, исходя из практики, как правило, не в пользу надзорного органа, понимание [относительно] новых условий функционирования проверяемых объектов и т.д. и т.п. И все это силами сидящего практически без дел личного состава? Результаты предсказуемы.
    ...КРР это как любовь – этим надо заниматься!

  • 13 июля 2013 г.:

    Есть такая поговорка: после пожара и писун насос. Дуй, не дуй, а всё равно получишь ...

  • 15 июля 2013 г.:

    Функции административного органа выполнять придется. И для всех будет лучше, если эту ситуацию возьмут под контроль сами инспекции. На Палату, тем более на Минфин надежды нет - за последние годы ни одного конструктивного изменения с их подачи. Возможности Палаты, как контрольного органа, при таком положении дел близки к нулю.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->