Первый квартал 2013 года был позитивен для алмазно-бриллиантовой отрасли, рост цен в которой составил 5-6%. Стоимость бриллиантов опередила цену сырья, однако разница в ценах, по данным крупнейшего производителя бриллиантов в России, смоленского "Кристалла", пока не компенсирует расходы огранщиков. Поведение банков, необузданное кредитование которыми операций индийских диамантеров в 2011 году привело к эффекту "мыльного пузыря", стало более взвешенным. Однако возникший в итоге недостаток ликвидности, в сочетании с сезонным фактором, способствовали ослаблению цен в течение последних нескольких недель. Что нужно предпринять сырьевым компаниям для того, чтобы не допустить стремительной коррекции; почему наиболее быстрорастущий регион потребления ювелирных изделий - Китай - может преподнести отрасли неприятный сюрприз, и какой максимальный рост возможен в 2013 году, в интервью "Интерфаксу" рассказывает заместитель генерального директора - директор по маркетингу и сбыту смоленского "Кристалла" Николай Афанасьев.
- Подведите итоги первых пяти месяцев этого года для алмазно-бриллиантового рынка. Насколько сейчас изменилась позитивная динамика января-марта?
- Пик цен пришелся на вторую половину февраля - март. Ювелирная выставка в Гонконге прошла лучше ожиданий. Апрель и начало мая по инерции были достаточно сильными, но выставка в Базеле оказалась не очень удачной. После выставки в Лас-Вегасе (31 мая - 3 июня - ИФ) рынок уйдет на летние каникулы, после чего произойдет охлаждение, симптомы которого уже ощущаются.
Цены пока не корректируются, но они стали мягче. Вторичный рынок уже не дает большой премии, где-то сырье уже продается ниже цены покупки. Это следствие того, что в этом году сырьевые компании в целом достаточно серьезно подняли цены, а резкий рост рынок не принимает. Ситуация дает повод задуматься, что есть опасность.
Рынок сейчас очень чувствительный и осторожный. Любое неверное движение и посыл могут его "затопить". Наиболее опасно чрезмерное предложение сырья. Многое будет зависеть от сырьевых компаний, от того насколько агрессивно они будут стимулировать продажи. Если они учтут ошибки прошлых лет, не будут применять суровые меры воздействия к клиентам и ограничат объемы, то летний сезон пройдет мягче и 2-3 месяца рынок будет стабилен. В случае избытка сырья на рынке, цена не удержится, может упасть до 10%. И все достижения рынка в январе-мае будут уничтожены за один месяц.
- Как Вы оцениваете обстановку на основных рынках потребления алмазов и бриллиантов?
- Обстановка неоднозначная. Американская экономика выглядит увереннее остальных, но, возможно, ситуация на фондовом рынке США окажется пузырем, и если он сдуется, то последствия будут весьма негативными. Меры урезания бюджетных расходов в США по инерции еще не сказались на тратах домохозяйств. И летом, в сезон отпусков, эта инерция может вылиться в то, что люди начнут тратить меньше денег на предметы роскоши.
Экономика Китая сбавила обороты. Кроме того, начинает сказываться влияние такого неприятного для отрасли явления, как ограничение потребления в КНР предметов роскоши. Коммунистическая партия Китая считает, что в стране слишком большое расслоение между богатыми и бедными. Запущена антиреклама, внедряется мысль, что демонстрация своей состоятельности неправильна. Уже сократились продажи автомобилей класса "люкс". Понятно, что все это не будет стимулировать рост продаж ювелирной продукции. Значение этой меры для рынка очень серьезно.
Индийская экономика тоже не в лучшей форме, наблюдается некоторое замедление, существует проблема с ликвидностью, что может привести к проседанию рупии.
Рынок, который обнадеживает, - это Япония. Японцы стали тратить больше денег вследствие обесценения ийены. Но непонятно, сколь долго это продлится, потому что эффект любой девальвации ограничен.
- По-вашему, обстановка в целом тревожная и в ближайшее время возможен спад. Есть ли положительные симптомы в отрасли?
- Положительным моментом является сокращение спекуляции на вторичном рынке. После 2009 года, когда сырье подорожало за год на 33%, подобные скачки уже не повторялись, так как рынок не готов настолько переплачивать. Сейчас ситуация гораздо здоровее для индустрии.
У индийских диамантеров уже нет ликвидности в прежних объемах. Банки, в том числе.ч. индийские, стали тщательнее анализировать алмазно-бриллиантовый бизнес и лучше контролировать ситуацию. Они задумались: зачем финансировать заранее убыточные операции? Ведь такие действия только усугубляют ситуацию.
- Насколько возросли цены на алмазы и бриллианты с начала года? Каков прогноз на весь год?
- На сегодняшний день цены на алмазы выросли минимум на 5-6%. Это средний показатель, а отдельные категории сырья подорожали на 10-12%.
Цены на бриллианты нам удалось поднять приблизительно на ту же величину. Но пока эта разница не покрывает расходы огранщиков. Рынок еще не нормализовался до такой степени, чтобы цена бриллиантов была значительно выше цены сырья.
В нашем бизнесе разумным потолком роста цен за год является 6-7%. Для более серьезного роста предпосылок нет. На рынке просто нет продуктов, цена которых растет такими темпами. Раньше хотя бы дорожало золото, которое фонды использовали как защитный актив. Но алмазы, кроме всех прочих различий, - это не в полном смысле commodities. И в случае роста золота, совсем не факт, что этот тренд перекинется и на алмазы.
- Повлиял ли на отрасль обвал цен на золото?
- Напрямую обвал цен на золото не повлиял на рынок алмазов, но опосредованное влияние есть. Например, с точки зрения влияния на дилерскую среду. Дилеры смотрят на золото и думают: надо ли сегодня закупать алмазы, вдруг завтра то же самое произойдет с алмазами? Эти скачки влияют на менталитет игроков рынка и банков, повышают их осторожность.
- Воспользовался ли "Кристалл" ростом цен на алмазы в начале года, наращивая распродажу сырья из стоков?
- Резкого роста продаж сырья не произошло. Хотя сырье, которое было куплено в январе, в марте можно было перепродать с премией 3-5%, масштаб таких операций ограничен. Объяснение этому - в цене закупки сырья. Часть стоков всех производителей алмазов была накоплена по очень высокой цене. Если продавать его дешевле, то фиксируешь убыток. Если ты чувствуешь, что цена вернется на прежний уровень, если у тебя есть необходимое финансирование, лучше придержать сырье. Поэтому часть товара, которая была куплена заранее по высоким ценам, все равно не была продана, потому что такая сделка привела бы к образованию убытка.
Кроме того, 2 - 3 месяца роста в нашем бизнесе - это очень небольшой срок. Только рост в течение полугода можно назвать реально устойчивым, и только при таком долгосрочном росте можно заработать. Кроме того, рост цен чувствуется не сразу, и пока осознаешь, что рост имеет место, - в этом году такое понимание пришло только в марте, - продавать уже может быть поздно.
- Различалась ли ценовая политика крупнейших поставщиков, "АЛРОСА" и De Beers?
- Разница в динамике если и есть, то объясняется календарными факторами - разрывом во времени проведения сайтов De Beers и торговых сессий "АЛРОСА". Кроме того, De Beers может поднять цены сразу на весь ассортимент, а "АЛРОСА" может повысить в два этапа - сначала на чистый товар, потом на пикированный. Обе компании идут ровно и поднимают цены на схожий товар, не принося рынку сюрпризов. Нет такого, что одни повышают цены, другие не повышают.
- Лимит ежемесячного отбора сырья по контракту с "АЛРОСА" в этом году был высок, в связи с ростом цен?
- Да, лимит отбора на хорошем рынке - 90%, с начала года у "АЛРОСА" был именно такой лимит. На плохом рынке потребителям можно переносить закупки и брать половину.
- Ранее крупным поставщиком "Кристалла" было "Нижне-Ленское", контрольный пакет которого в конце прошлого года приобрела "АЛРОСА". "Кристалл" по-прежнему покупает алмазы у якутского производителя?
- Нет, все торговые операции между "Кристаллом" и "Нижне-Ленским" после смены собственников якутской компании прекращены. Но мы участвовали в недавнем тендере "АЛРОСА" по алмазам "Нижне-Ленского". Зная о сезонности добычи "Нижне-Ленского", думаю, что на нем продавались прошлогодние запасы. Надо полагать, что сырье этой компании впредь будет реализовываться через Единую сбытовую организацию (ЕСО) "АЛРОСА", по той форме реализации, которую выберет ЕСО.
- Вы смогли заместить сырье "Нижне-Ленского" другим?
- Да, сырья на рынке достаточно и в нужном для производства количестве.