Зачем алмазы вогнали в краску

Раздел: Драгоценные камни
28 июня 2013 г.

Не­обыч­ный экс­пе­ри­мент над дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми в Мос­ков­ском ин­сти­ту­те ста­ли и спла­во­в

Ма­ло кто из про­стых смерт­ных го­тов поз­во­лить се­бе ку­пить цвет­ной при­род­ный брил­ли­ант. Та­кие «ка­муш­ки» — не­де­ше­вое удо­воль­ствие. «У­дел» боль­шин­ства лю­дей со сред­ним до­стат­ком — бес­цвет­ные ал­ма­зы сто­и­мо­стью 7–8 ты­сяч за де­ся­тую часть ка­ра­та. Уче­ные уни­вер­си­те­та «МИСиС» ре­ши­ли ис­пра­вить си­ту­а­цию и раз­ра­бо­та­ли уни­каль­ную тех­но­ло­гию окрас­ки ал­ма­зов, поз­во­ля­ю­щую ме­нять цвет при­род­ных кам­ней. Сто­ят они про­цен­тов на 30 до­ро­же бес­цвет­ных, а не в де­сят­ки раз, как те, что окра­ше­ны при­ро­дой. Кор­ре­спон­дент «МК» по­се­тил ла­бо­ра­то­рию сверх­твер­дых ма­те­ри­а­лов и вы­яс­нил, как по­кра­сить ал­маз, что­бы его нель­зя бы­ло от­ли­чить от на­сто­я­ще­го.

Стар­ший на­уч­ный со­труд­ник уни­вер­си­те­та Ми­ха­ил Со­ро­кин де­мон­стри­ру­ет кор­ре­спон­ден­ту «МК» пе­чь, в ко­то­рой при­об­ре­та­ют окрас­ку брил­ли­ан­ты.

В при­ро­де цвет­ные ал­ма­зы встре­ча­ют­ся на­столь­ко ред­ко, что не­дав­но не­боль­шой го­лу­бой брил­ли­ант в 2 ка­ра­та ушел с мо­лот­ка по­чти за $10 млн. А вот в МИСиСе дуб­ли­ру­ют дей­ствия при­ро­ды, ко­то­рые идут мил­ли­о­ны лет, за трое су­ток. Как же это по­лу­ча­ет­ся?

Ока­зы­ва­ет­ся, сам «кра­си­тель» име­ет­ся внут­ри каж­до­го, да­же са­мо­го про­зрач­но­го ал­ма­за — это ато­мы азо­та. Все за­ви­сит толь­ко от их кон­цен­тра­ции и рас­по­ло­же­ния. Вот в ла­бо­ра­то­рии их и за­став­ля­ют пе­ре­ме­щать­ся в нуж­ные ча­сти кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки ал­ма­за.

Од­на­ко, по сло­вам за­ве­ду­ю­ще­го ла­бо­ра­то­ри­ей Ни­ко­лая По­лу­ши­на, не во вся­ком при­род­ном ал­ма­зе мож­но из­ме­нить цвет, а толь­ко в тех, где кон­цен­тра­ция азо­та очень низ­ка — не вы­ше 100 ато­мов на мил­ли­он ато­мов уг­ле­ро­да (та­ко­го сы­рья в при­ро­де не боль­ше 3 про­цен­тов). По­это­му при­род­ный ал­маз сна­ча­ла ис­сле­ду­ют на спе­ци­аль­ном спек­тро­мет­ре. За­тем под­хо­дя­щий эк­зем­пляр под­вер­га­ют воз­дей­ствию вы­со­ких тем­пе­ра­тур, дав­ле­ния (что­бы до­бить­ся нуж­но­го пе­ре­рас­пре­де­ле­ния азо­та в кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ке) и об­лу­че­ния на уско­ри­те­ле элек­тро­нов (что­бы по­лу­чить ва­кан­сии — пу­стые ме­ста в ре­шет­ке ал­ма­за).

   
 

Так вы­гля­дит чер­ный ал­маз.

 

— По су­ти, окрас­ка кри­стал­ла за­ви­сит от опре­де­лен­ных де­фек­тов в ре­шет­ке ал­ма­за, — го­во­рит По­лу­шин. — Для то­го что­бы про­зрач­ный ка­мень об­рел цвет, не­об­хо­ди­мо, что­бы из его кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки зем­ной или кос­ми­че­ской ра­ди­а­ци­ей был вы­бит один атом уг­ле­ро­да, об­ра­зо­ва­лась пу­сто­та (ва­кан­сия). За­тем ря­дом с ней дол­жен раз­ме­стить­ся еди­нич­ный атом азо­та. Все эти дей­ствия мы и про­из­во­дим в на­шем уско­ри­те­ле, прес­се и ва­ку­ум­ной пе­чи. Все на­прав­ле­но на то, что­бы со­здать за счет та­ко­го пар­но­го де­фек­та в ре­шет­ке ал­ма­за опре­де­лен­ные цен­тры окрас­ки. Они долж­ны рас­по­ла­гать­ся рав­но­мер­но. Чем боль­ше та­ких цен­тров, тем гу­ще цвет.

Но та­ким об­ра­зом, по сло­вам за­ве­ду­ю­ще­го ла­бо­ра­то­ри­ей, со­зда­ет­ся толь­ко один тип ал­ма­зов — ро­зо­вые. Го­лу­бые по­лу­ча­ют­ся уже дру­гим спо­со­бом — ме­то­дом «им­план­та­ции цве­та» внутрь ал­ма­за.

— В при­ро­де та­кой кри­сталл со­дер­жит не­боль­шие кон­цен­тра­ции бо­ра, — го­во­рит По­лу­шин. — Мож­но ид­ти по это­му пу­ти, но мы по­шли по дру­го­му: внед­ря­ем в ре­шет­ку ал­ма­за ато­мы во­до­ро­да — и они то­же да­ют го­лу­бую окрас­ку.

   
 

Так вы­гля­дят окра­шен­ные в МИСиС при­род­ные ал­ма­зы.

 

— Как же вы их внед­ря­е­те?

— Это про­ис­хо­дит в уста­нов­ке вы­со­ко­го дав­ле­ния, в прес­се. По­гру­жа­ем в не­го ал­маз на спе­ци­аль­ную сре­ду (ших­ту), ко­то­рая при вы­со­ких дав­ле­ни­ях и тем­пе­ра­ту­рах раз­ла­га­ет­ся с вы­де­ле­ни­ем ато­мар­но­го во­до­ро­да. Даль­ше при вы­со­ких дав­ле­нии и тем­пе­ра­ту­ре эти ато­мы во­до­ро­да про­ни­ка­ют в ре­шет­ку ал­ма­за.

Сре­ди по­ка­зан­ных нам Ни­ко­ла­ем Ива­но­ви­чем об­раз­цов окра­шен­ных брил­ли­ан­тов пре­об­ла­да­ют ро­зо­вые и го­лу­бые.

— А как на­счет жел­тых? — спра­ши­ваю я.

— Жел­тых ал­ма­зов в при­ро­де зна­чи­тель­но боль­ше, и по це­не они де­шев­ле, чем про­зрач­ные, по­это­му ис­кус­ствен­но со­зда­вать та­кие нет смысла, хо­тя мож­но.

— А как со­зда­ют­ся чер­ные кри­стал­лы?

— Прин­цип их из­го­тов­ле­ния бо­лее про­стой: мы со­зда­ем боль­шую кон­цен­тра­цию ва­кан­сий — пу­стых мест в ре­шет­ке — и даль­ше так про­во­дим про­цесс на­гре­ва, что­бы в этих ме­стах про­ис­хо­дил пе­ре­ход ал­ма­за в гра­фит. У нас по­яв­ля­ет­ся мно­го мест с чер­ным гра­фи­том внут­ри. По­это­му ка­жет­ся, что весь кри­сталл чер­ный. Хо­чу сра­зу предо­сте­речь лю­би­те­лей та­ких ал­ма­зов: че­рес­чур вы­со­кие це­ны на них в юве­лир­ных ма­га­зи­нах не­оправ­дан­ны. Ма­ло кто зна­ет, что ча­ще все­го на из­го­тов­ле­ние чер­ных ал­ма­зов идет очень не­ка­че­ствен­ное сы­рье, к при­ме­ру, про­зрач­ный кри­сталл с ка­ким-то ино­род­ным вклю­че­ни­ем. Чер­но­та про­сто скры­ва­ет этот изъ­ян, хо­тя по­лу­ча­ет­ся очень кра­си­во.

   
 

Ти­гель с ал­маз­ным по­рош­ком.

 

— А ка­че­ствен­ные чер­ные кри­стал­лы в при­ро­де бы­ва­ют?

— Бы­ва­ют, но ред­ко.

— Кто вам по­став­ля­ет сы­рье?

— Все сы­рье у нас по­ка бель­гий­ское. Сей­час мы от­пра­ви­ли по­став­щи­кам пар­тию окра­шен­ных кри­стал­лов для мар­ке­тин­го­во­го ис­сле­до­ва­ния. Хо­те­лось бы ра­бо­тать с оте­че­ствен­ны­ми до­быт­чи­ка­ми ал­ма­зов, но не по­лу­ча­ет­ся. Они ссы­ла­ют­ся на меж­кор­по­ра­тив­ное со­гла­ше­ние не фи­нан­си­ро­вать и не за­ни­мать­ся из­ме­не­ни­ем цве­та при­род­ных ал­ма­зов. С точ­ки зре­ния до­бы­ва­ю­щих кор­по­ра­ций, мо­жет, это и пра­виль­но — при­род­ные цвет­ные ал­ма­зы очень ред­ки и це­ны на них очень вы­со­ки.

— По­лу­ча­ет­ся, что ва­ша тех­но­ло­гия мо­жет су­ще­ствен­но сбить на них це­ну?

— Нет, мы же чест­но ука­зы­ва­ем, что на­ши при­род­ные ал­ма­зы окра­ше­ны ис­кус­ствен­ным пу­тем. Это как ес­ли срав­ни­вать брил­ли­ан­ты и ис­кус­ствен­ные брил­ли­ан­ты.

— Мож­но от­ли­чить ис­кус­ствен­но окра­шен­ные ал­ма­зы в бы­то­вых усло­ви­ях?

— Нет, толь­ко при ис­поль­зо­ва­нии спе­ци­аль­ных при­бо­ров. Но и эти ана­ли­зы не­од­но­знач­ны. Из на­шей пар­тии мы от­да­ли не­сколь­ко кри­стал­ли­ков в го­мо­ло­ги­че­ский центр в Ант­вер­пе­не, и спе­ци­а­ли­сты не смог­ли от­ли­чить на­ши от есте­ствен­но окра­шен­ных до­ро­гих брил­ли­ан­тов.

Кста­ти, в этом го­ду МИСиС стал пер­вым рос­сий­ским уни­вер­си­те­том, от­крыв­шим у се­бя пол­но­цен­ное на­прав­ле­ние под­го­тов­ки ба­ка­лав­ров по спе­ци­аль­но­сти «На­но­ма­те­ри­а­лы». И впол­не воз­мож­но, что вы­пуск­ни­ки этой ка­фед­ры смо­гут в бу­ду­щем усо­вер­шен­ство­вать ме­то­ды окрас­ки брил­ли­ан­тов.

[ Ювелирные Известия ]

  • 05 июля 2013 г.:

    Скажите пожалуйста когда планируется и планируется ли вообще начать выпуск искусственно окрашенных алмазов в промышленных масштабах и когда ждать появления таких камней в ювелирных магазинах страны? И еще: мне, как оценщику ломбарда, получается не отличить искусственно окрашенный алмаз от натурального? Следовательно, все окрашенные алмазы я заведомо должен относить к искусственно окрашенным, так? Какие документы (бирки, сертификаты и т.д.) должны удостоверять искусственный характер окраски алмаза? Кто эти документы выдает? Как предотвратить такую мошенническую схему, когда к сертификату на подлинный природный цветной бриллиант прикладывается искусственно окрашенный бриллиант со сходными характеристиками? Спасибо за ответ. С уважением Виктор Сафронов.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->