Ювелирные мифы и легенды: о системе пробирного надзора Республики Казахстан

Раздел: Власть
03 июня 2013 г.

Цель на­сто­я­щей ста­тьи за­клю­ча­ет­ся в ин­фор­ми­ро­ва­нии всех рос­сий­ских хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов, осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность в сфе­ре до­бы­чи, про­из­вод­ства и обо­ро­та ДМДК, осо­бен­но пла­ни­ру­ю­щих осу­ществ­лять ее на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, о по­след­них из­ме­не­ни­ях в си­сте­ме про­бир­но­го над­зо­ра и ме­то­дах го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля ука­зан­ной сфе­ры де­я­тель­но­сти в Ка­зах­ста­не.

Для пол­но­ты кар­ти­ны нач­нем с ис­то­ри­че­ских ас­пек­тов раз­ви­тия си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра Ка­зах­ста­на, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся со ста­нов­ле­ния мет­ро­ло­гии и ухо­дит кор­ня­ми в два­дца­тые го­ды про­шло­го сто­ле­тия, ко­гда в Се­ми­па­ла­тин­ске от­кры­лось пер­вое на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки по­ве­роч­ное учре­жде­ние - от­де­ле­ние Ом­ской по­ве­роч­ной па­ла­ты мер и ве­сов. В 1928 го­ду от­де­ле­ние пре­об­ра­зо­ва­но в Кра­е­вую па­ла­ту, де­я­тель­ность ко­то­рой бы­ла рас­про­стра­не­на на две ав­то­ном­ные рес­пуб­ли­ки – Ка­зах­скую и Кир­гиз­скую. В 1930 го­ду в свя­зи с пе­ре­но­сом сто­ли­цы рес­пуб­ли­ки в г. Ал­ма-Ату ту­да же бы­ла пе­ре­ве­де­на Кра­е­вая па­ла­та, ко­то­рая по­лу­чи­ла на­зва­ние Ка­зах­ской по­ве­роч­ной па­ла­ты мер и ве­сов. В 1930 - 1936 го­дах бы­ли от­кры­ты от­де­ле­ния Ка­зах­ской по­ве­роч­ной па­ла­ты мер и ве­сов в от­дель­ных ре­ги­о­нах рес­пуб­ли­ки. 1950 год зна­ме­но­вал­ся со­зда­ни­ем Рес­пуб­ли­кан­ской го­су­дар­ствен­ной ла­бо­ра­то­рии по из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ке (г. Ал­ма-Ата) и Кра­е­вых го­су­дар­ствен­ных ла­бо­ра­то­рий по из­ме­ри­тель­ной тех­ни­ке (Це­ли­но­град, Ка­ра­ган­да, Ак­тю­бин­ск), ко­то­рые в 1965 го­ду пе­ре­име­но­ва­ны в Рес­пуб­ли­кан­скую ла­бо­ра­то­рию го­с­над­зо­ра за стан­дар­та­ми и из­ме­ри­тель­ной тех­ни­кой (г. Ал­ма-Ата) и Об­ласт­ные ла­бо­ра­то­рии го­с­над­зо­ра за стан­дар­та­ми и из­ме­ри­тель­ной тех­ни­кой, а в 1988 го­ду – в Цен­тры стан­дар­ти­за­ции и мет­ро­ло­гии. В 1991 го­ду По­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Со­ве­та Ка­зах­ской ССР от 8 ок­тяб­ря 1991 г. №887-XII "Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о го­су­дар­ствен­ном про­бир­ном над­зо­ре Ка­зах­ской ССР» учре­жде­на Го­су­дар­ствен­ная ин­спек­ция про­бир­но­го над­зо­ра. За­ра­нее от­ме­тим, что в 2000 го­ду на ба­зе Го­су­дар­ствен­ной ин­спек­ции про­бир­но­го над­зо­ра бу­дет со­здан Фи­ли­ал «Про­бир­ная па­ла­та» Цен­тра экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции.

С 1998 го­дом при­ня­то свя­зы­вать пре­об­ра­зо­ва­ние си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра Ка­зах­ста­на, что объ­яс­ня­ет­ся от­ме­ной не­ко­то­рых ак­тов, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих по­ря­док осу­ществ­ле­ния про­бир­но­го над­зо­ра го­су­дар­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми и из­ме­не­ни­ем в 2000 го­ду ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы опре­де­лен­ных го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий. Так на ос­но­ва­нии по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан от 17 июня 2000 го­да № 912 "О пе­реч­не рес­пуб­ли­кан­ских го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий и учре­жде­ний, под­ле­жа­щих при­ва­ти­за­ции в 2000 - 2001 го­дах" и в це­лях оп­ти­ми­за­ции струк­ту­ры ор­га­нов в сфе­ре стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Пра­ви­тель­ство Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан по­ста­но­ви­ло ре­ор­га­ни­зо­вать рес­пуб­ли­кан­ские го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия Ко­ми­те­та по стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции Ми­ни­стер­ства энер­ге­ти­ки, ин­ду­стрии и тор­гов­ли Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан. Ка­зах­стан­ский центр стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции и Го­су­дар­ствен­ный центр об­сле­до­ва­ния про­из­во­ди­те­лей ал­ко­голь­ной про­дук­ции бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны пу­тем их пре­об­ра­зо­ва­ния в от­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство "На­ци­о­наль­ный центр экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции (да­лее НаЦЭиС). Этот факт ино­гда трак­ту­ет­ся как пе­ре­да­ча пол­но­мо­чий по предо­став­ле­нию услуг экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции в так на­зы­ва­е­мую кон­ку­рент­ную сре­ду.

Но сле­ду­ет от­ме­тить тот не­ма­ло­важ­ный факт, что пре­об­ра­зо­ва­ние Рес­пуб­ли­кан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия в ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство за­вер­ши­лось за­креп­ле­ни­ем 100 - про­цент­но­го уча­стия го­су­дар­ства в устав­ном ка­пи­та­ле по­след­не­го.

Ис­хо­дя из су­ти из­ло­жен­но­го край­не слож­но со­гла­сить­ся с по­зи­ци­ей Пред­се­да­те­ля от­рас­ле­во­го от­де­ле­ния по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням Фе­де­раль­но­го меж­от­рас­ле­во­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии» Ф.Ф. Гу­ме­ро­ва, ко­то­рый 29 ян­ва­ря 2012 го­да на за­се­да­нии Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та «Де­ло­вой Рос­сии», по­свя­щен­но­го под­го­тов­ке встре­чи ак­ти­ва с В.В. Пу­ти­ным (ко­то­рая по­ка так и не со­сто­я­лась по не по­нят­ным при­чи­нам) по­ста­вил кон­ку­рен­то­спо­соб­ность юве­лир­но­го про­из­вод­ства в пря­мую за­ви­си­мость от ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы хо­зяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та, ссы­ла­ясь на то, что «…Про­бир­ная па­ла­та в Ка­зах­ста­не – част­на­я…». Сле­ду­ет от­ме­тить, что са­ма по се­бе сме­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы хо­зяй­ству­ю­ще­го субъ­ек­та не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как при­об­ре­те­ние кон­ку­рент­но­го пре­иму­ще­ства на со­от­вет­ству­ю­щем рын­ке. И го­су­дар­ствен­ное пред­при­я­тие (в на­шем слу­чае РГП), и ком­мер­че­ские кор­по­ра­ции (в на­шем слу­чае АО) яв­ля­ют­ся ком­мер­че­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, де­я­тель­ность ко­то­рых на­прав­ле­на на из­вле­че­ние при­бы­ли. Кро­ме то­го, сле­ду­ет учи­ты­вать, что сме­на ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мы в рас­смат­ри­ва­е­мом слу­чае да­же не име­ла це­лью из­ме­нить соб­ствен­ни­ка ак­ти­вов, ко­то­рым по-преж­не­му оста­ет­ся го­су­дар­ство, со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми от­сю­да по­след­стви­я­ми.

Важ­ным по­ка­за­те­лем яв­ля­ет­ся то, что в 2005 го­ду, в пе­ри­од, ко­то­рый на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом ли­бе­ра­ли­за­ции за­ко­но­да­тель­ства Ка­зах­ста­на в сфе­ре го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра, ко­гда дей­ство­вал доб­ро­воль­ный по­ря­док клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, всту­пи­ли в си­лу Пра­ви­ла внут­рен­ней тор­гов­ли, в со­от­вет­ствии с па­ра­гра­фом 7 ко­то­рых «Тре­бо­ва­ния к про­да­же из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней» из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней до по­да­чи в тор­го­вый зал про­хо­дят пред­про­даж­ную под­го­тов­ку, ко­то­рая вклю­ча­ет: осмотр и раз­бра­ков­ку из­де­лий, а так­же про­вер­ку на­ли­чия на них от­тис­ков го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан (д­ля из­де­лий ка­зах­стан­ско­го про­из­вод­ства) и клей­ма из­го­то­ви­те­ля.

Про­да­жа юве­лир­ных из­де­лий, пред­ме­тов сер­ви­ров­ки сто­ла, укра­ше­ний по­ме­ще­ний и дру­гих из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов (зо­ло­то, се­ребро, пла­ти­на, пал­ла­дий и их спла­вы), из­де­лий с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и жем­чу­гом, а так­же из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов со встав­ка­ми из по­лу­дра­го­цен­ных, по­де­лоч­ных и син­те­ти­че­ских кам­ней, про­из­ве­ден­ных как в Рес­пуб­ли­ке Ка­зах­стан, так и вве­зен­ных на ее тер­ри­то­рию, осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при на­ли­чии на этих из­де­ли­ях от­тис­ков из­го­то­ви­те­лей. Про­да­жа огра­нен­ных дра­го­цен­ных при­род­ных кам­ней и жем­чу­га осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при на­ли­чии сер­ти­фи­ка­та на каж­дый ка­мень или на на­бор про­да­ва­е­мых кам­ней. То есть, дан­ные пра­ви­ла, про­дол­жа­ю­щие дей­ство­вать и в на­сто­я­щее вре­мя, уста­но­ви­ли обя­за­тель­ный по­ря­док опро­бо­ва­ния, клей­ме­ния из­де­лий и сер­ти­фи­ка­ции кам­ней. Кро­ме то­го, за на­ру­ше­ние пра­вил преду­смат­ри­ва­ет­ся от­вет­ствен­но­сть, уста­нов­лен­ная ад­ми­ни­стра­тив­ным и уго­лов­ным за­ко­но­да­тель­ством. Не­об­хо­ди­мо иметь вви­ду, что ст. 145Ко­дек­са Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в ви­де на­ка­за­ния за не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние чу­жо­го то­вар­но­го зна­ка, зна­ка об­слу­жи­ва­ния, на­име­но­ва­ния ме­ста про­ис­хож­де­ния то­ва­ра или фир­мен­но­го на­име­но­ва­ния, ес­ли эти дей­ствия не со­дер­жат при­зна­ков уго­лов­но-на­ка­зу­е­мо­го де­я­ни­я, преду­смат­ри­ва­ет штраф, ли­бо штраф с кон­фис­ка­ци­ей то­ва­ров.

В Уго­лов­ном ко­дек­се Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан так­же преду­смот­ре­на от­вет­ствен­ность за не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние то­вар­но­го зна­ка, зна­ка об­слу­жи­ва­ния, фир­мен­но­го на­име­но­ва­ния, на­име­но­ва­ния ме­ста про­ис­хож­де­ни­я то­ва­ра или сход­ных с ни­ми обо­зна­че­ний. Эти де­я­ния на­ка­зы­ва­ют­ся штра­фом, ли­бо ис­пра­ви­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок до двух лет. Не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние пре­ду­пре­ди­тель­ной мар­ки­ров­ки на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом, ли­бо при­вле­че­ни­ем к об­ще­ствен­ным ра­бо­там на срок от ста два­дца­ти до ста вось­ми­де­ся­ти ча­сов, ли­бо ис­пра­ви­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок до од­но­го го­да. По­ми­мо это­го преду­смот­ре­ны так­же санк­ции за на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

Про­ком­мен­ти­ру­ем не­свое­вре­мен­ный и со­мни­тель­ный те­зис г-на Гу­ме­ро­ва о том, что в за­ко­но­да­тель­стве Ка­зах­ста­на о про­бир­ном над­зо­ре не преду­смот­ре­ны уго­лов­ные санк­ции за его на­ру­ше­ние. Так как по дан­ным ка­зах­ских кол­лег в на­сто­я­щий мо­мент рас­смат­ри­ва­ют­ся из­ме­не­ния в уго­лов­ное и ад­ми­ни­стра­тив­ное за­ко­но­да­тель­ство Ка­зах­ста­на, в ча­сти боль­шей кон­кре­ти­за­ции санк­ций за на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ДМДК.

В 2012 го­ду, на­чал­ся но­вый этап раз­ви­тия ин­сти­ту­та го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля сфе­ры ДМДК в Ка­зах­ста­не. В це­лях ре­а­ли­за­ции Ука­за Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан от 21 июня 2011 го­да №120 «О ме­рах по вы­пол­не­нию Ре­ше­ния Меж­го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та (выс­ше­го ор­га­на та­мо­жен­но­го со­ю­за) Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ства «О еди­ном не­та­риф­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии та­мо­жен­но­го со­ю­за Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» Пра­ви­тель­ство Ка­зах­ста­на по­ста­но­ви­ло за­кре­пить чет­кую си­сте­му ор­га­нов и ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих кон­троль в сфе­ре ДМДК.

В на­сто­я­щее вре­мя струк­ту­ра кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан в об­ла­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в/­кам­ней вклю­ча­ет:
- Мин­фин, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дит та­мож­ня;
- Ми­ни­стер­ство мет­ро­ло­гии и но­вых тех­но­ло­гий, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дят:
- Ко­ми­тет про­мыш­лен­но­сти, вы­да­ю­щий ак­ты го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля по сы­рье­вым то­ва­рам и дра­го­цен­ным ме­тал­лам. Он на­де­ля­ет пол­но­мо­чи­я­ми по сер­ти­фи­ка­ции сы­рье­вых то­ва­ров и дра­го­цен­ных ме­тал­лов На­ци­о­наль­ный Банк.
- Ко­ми­тет тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии, ко­то­рый вы­да­ет ак­ты го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля по из­де­ли­ям из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ным кам­ням. В струк­ту­ру Ко­ми­те­та тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии вхо­дит Управ­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го над­зо­ра, ко­то­рое име­ет пол­но­мо­чия осу­ществ­лять пла­но­вые и не­пла­но­вые про­вер­ки тор­го­вых се­тей.

Ко­ми­тет тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на­де­ля­ет пол­но­мо­чи­я­ми по про­ве­де­нию экс­пер­ти­зы и сер­ти­фи­ка­ции из­де­лий НаЦЭиС, ко­то­рый опре­де­лен упол­но­мо­чен­ной ор­га­ни­за­ци­ей по про­ве­де­нию экс­пер­ти­зы дра­го­цен­ных кам­ней, в том чис­ле не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов и юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

Ком­па­ния рас­по­ла­га­ет не­об­хо­ди­мы­ми тру­до­вы­ми и тех­ни­че­ски­ми ре­сур­са­ми в 18 фи­ли­а­лах, на­хо­дя­щих­ся в круп­ных ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­трах Ка­зах­ста­на и име­ет в сво­ей струк­ту­ре ор­ган по под­твер­жде­нию со­от­вет­ствия (сер­ти­фи­ка­ции), служ­бы стан­дар­ти­за­ции и мет­ро­ло­ги­че­ские служ­бы. В шта­те ком­па­нии чис­лит­ся бо­лее 1 440 че­ло­век, 530 из ко­то­рых экс­пер­ты­–а­уди­то­ры по под­твер­жде­нию со­от­вет­ствия про­дук­ции, вклю­чая экс­пер­тов-ауди­то­ров меж­ду­на­род­но­го уров­ня, и экс­пер­тов-ауди­то­ров по опре­де­ле­нию стра­ны про­ис­хож­де­ния то­ва­ра, а так­же 315 по­ве­ри­те­лей по 17 ви­дам из­ме­ре­ний, 20 экс­пер­тов-ауди­то­ров в об­ла­сти обес­пе­че­ния един­ства из­ме­ре­ний и 34 спе­ци­а­ли­ста в об­ла­сти ре­мон­та и юс­ти­ров­ки средств из­ме­ре­ний и ис­пы­та­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Для обес­пе­че­ния эф­фек­тив­ной ра­бо­ты по под­твер­жде­нию со­от­вет­ствия про­дук­ции (услуг) ком­па­ния име­ет сеть ис­пы­та­тель­ных ла­бо­ра­то­рий во всех ре­ги­о­нах рес­пуб­ли­ки: 28 ак­кре­ди­то­ван­ных ла­бо­ра­то­рий по ис­пы­та­нию пи­ще­вых, элек­тро­тех­ни­че­ских, стро­и­тель­ных, про­мыш­лен­ных то­ва­ров, а так­же ла­бо­ра­то­рии не­раз­ру­ша­ю­ще­го кон­тро­ля и Про­бир­ную па­ла­ту, осу­ществ­ля­ю­щую опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий.

9 ян­ва­ря 2013 го­да в Ка­зах­ста­не всту­пи­ли в си­лу Пра­ви­ла ве­де­ния спе­ци­аль­но­го уче­та юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же не­об­ра­бо­тан­ны­ми при­род­ны­ми ал­ма­за­ми, Пра­ви­ла клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, Пра­ви­ла вво­за на тер­ри­то­рию Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан из стран, не вхо­дя­щих в Та­мо­жен­ный со­юз, и вы­во­за из тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан в эти стра­ны дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Со­глас­но ука­зан­ным до­ку­мен­там, с ян­ва­ря 2013 го­да в Ка­зах­ста­не:
· ор­га­ни­зо­ван спе­ци­аль­ный учет, ве­де­ние ко­то­ро­го воз­ло­же­но на Ко­ми­тет тех­ни­че­ско­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и мет­ро­ло­гии МИиНТ;
· все юве­лир­ные из­де­лия им­пор­ти­ру­е­мые из 3-их стран (стран не вхо­дя­щих в Та­мо­жен­ный со­юз - да­лее 3-тьи стра­ны) под­ле­жат те­перь обя­за­тель­но­му опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию.

При вво­зе дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней из 3-их стран до со­вер­ше­ния та­мо­жен­ных опе­ра­ций, свя­зан­ных с та­мо­жен­ным де­кла­ри­ро­ва­ни­ем, за­яви­тель про­хо­дит про­це­ду­ру го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. В про­цес­се го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за­яви­тель про­хо­дит экс­пер­ти­зу (и­ден­ти­фи­ка­цию) то­ва­ров в упол­но­мо­чен­ной ор­га­ни­за­ции (в на­сто­я­щее вре­мя НаЦЭиС).

При этом, под го­су­дар­ствен­ным кон­тро­лем за дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми по­ни­ма­ет­ся кон­троль, осу­ществ­ля­е­мый упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном, вклю­ча­ю­щий в се­бя кон­троль за ка­че­ством сор­ти­ров­ки и оцен­ки дра­го­цен­ных кам­ней при их до­бы­че, кон­троль за пра­виль­но­стью опре­де­ле­ния клас­си­фи­ка­ци­он­ных при­зна­ков дра­го­цен­ных кам­ней, опре­де­ля­е­мых в про­цес­се экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции), учет сде­лок с не­об­ра­бо­тан­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми на внут­рен­нем рын­ке, про­вер­ку про­ис­хож­де­ни­я; го­су­дар­ствен­ный кон­троль за юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – кон­троль, осу­ществ­ля­е­мый упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном, вклю­ча­ю­щий в се­бя кон­троль цен юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, уста­нов­ле­ние за­кон­но­сти сде­лок с юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней; экс­пер­ти­за (и­ден­ти­фи­ка­ция) дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней – опре­де­ле­ние упол­но­мо­чен­ной­ор­га­ни­за­ци­ей ка­че­ствен­но-цве­то­вых, ко­ли­че­ствен­ных и сто­и­мост­ных ха­рак­те­ри­стик дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней.

По­сле по­лу­че­ния ак­та го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля НаЦЭиС про­ве­ря­ет со­от­вет­ствие уста­нов­лен­ной про­бы вво­зи­мых юве­лир­ных из­де­лий, Про­бир­ная па­ла­та осу­ществ­ля­ет клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий.

На из­де­лия вво­зи­мые из стран Та­мо­жен­но­го со­ю­за в на­сто­я­щий мо­мент рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ствие на­ци­о­наль­но­го (в­нут­рен­не­го) ре­жи­ма клей­ме­ния, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся доб­ро­воль­ным, при том, что дей­ству­ют уже упо­мя­ну­тые ра­нее Пра­ви­ла внут­рен­ней тор­гов­ли Ка­зах­ста­на, преду­смат­ри­ва­ю­щие обя­за­тель­ное на­ли­чие клейм на из­де­ли­ях из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней и за на­ру­ше­ние ко­то­рых уста­нов­ле­ны до­ста­точ­но ве­со­мые штра­фы, во из­бе­жа­ние ко­то­рых все ка­зах­ские про­из­во­ди­те­ли клей­мят про­из­во­ди­мые из­де­лия в Про­бир­ной па­ла­те Ка­зах­ста­на. По све­де­ни­ям ка­зах­ских кол­ле, эта кол­ли­зия внут­рен­не­го за­ко­но­да­тель­ства Ка­зах­ста­на обя­за­тель­но бу­дет устра­не­на в бли­жай­шее вре­мя с ра­ти­фи­ка­ци­ей Со­гла­ше­ния об осо­бен­но­стях со­вер­ше­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми на еди­ной та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Та­мо­жен­но­го со­ю­за, про­ект ко­то­ро­го уже раз­ра­бо­тан экс­пер­та­ми трех стран. Со­гла­ше­ние преду­смат­ри­ва­ет обя­за­тель­ный по­ря­док клей­ме­ния во всех стра­нах-участ­ни­ках с вза­им­ным при­зна­ни­ем клейм.

При вы­во­зе из тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней из тре­тьих стран, за­яви­тель про­хо­дит про­це­ду­ры го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции). Для про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции) то­ва­ров упол­но­мо­чен­на­яор­га­ни­за­ция от­би­ра­ет про­бы за­яв­лен­ных то­ва­ров для ис­сле­до­ва­ний. Экс­пер­ти­за (и­ден­ти­фи­ка­ция) вы­во­зи­мых то­ва­ров про­во­дит­ся в те­че­ние трех ра­бо­чих дней. Дра­го­цен­ные кам­ни, за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов, не мо­гут быть вы­ве­зе­ны с тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, ес­ли их кон­тракт­ная сто­и­мость бо­лее чем на 5 про­цен­тов ни­же сто­и­мо­сти, опре­де­лен­ной го­су­дар­ствен­ным кон­тро­ле­ром при про­ве­де­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля. Юве­лир­ные из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, не мо­гут быть вы­ве­зе­ны с тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, ес­ли их кон­тракт­ная сто­и­мо­сть, уста­нов­лен­ная во внеш­не­тор­го­вом до­го­во­ре, мень­ше об­щей сто­и­мо­сти, опре­де­ля­е­мой го­су­дар­ствен­ным кон­тро­ле­ром в про­цес­се про­хож­де­ния го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля;

- ввоз и вы­воз не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов в Ка­зах­стан до­пус­ка­ют­ся толь­ко из стран-участ­ни­ков Ким­бер­лий­ско­го­про­цес­са. Го­су­дар­ствен­ный кон­троль за не­об­ра­бо­тан­ны­ми при­род­ны­ми ал­ма­за­ми в Ка­зах­ста­не вклю­ча­ет в се­бя кон­троль за ка­че­ством сор­ти­ров­ки и оцен­ки не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов при их до­бы­че, кон­троль за пра­виль­но­стью опре­де­ле­ния клас­си­фи­ка­ци­он­ных при­зна­ков не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов, опре­де­ля­е­мых в про­цес­се экс­пер­ти­зы (и­ден­ти­фи­ка­ции), кон­троль обя­за­тель­но­го пред­ло­же­ния пар­тии не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов, пред­на­зна­чен­ной для экс­пор­та субъ­ек­та­ми про­из­вод­ства брил­ли­ан­тов, для ре­а­ли­за­ции на внут­рен­нем рын­ке в те­че­ние 10 ра­бо­чих дней, про­вер­ку про­ис­хож­де­ния не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов и за­кон­но­сти вла­де­ния ими, кон­троль за на­ли­чи­ем сер­ти­фи­ка­тов вы­во­за не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов го­су­дар­ства-экс­пор­те­ра (сер­ти­фи­кат Ким­бер­лий­ско­го про­цес­са) при вво­зе не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов в це­лях ре­а­ли­за­ции Меж­ду­на­род­ной схе­мы сер­ти­фи­ка­ции не­об­ра­бо­тан­ных при­род­ных ал­ма­зов, учет сде­лок с не­об­ра­бо­тан­ны­ми при­род­ны­ми ал­ма­за­ми на внут­рен­нем рын­ке;

- де­я­тель­ность по экс­пор­ту дра­го­цен­ных кам­ней под­ле­жит ли­цен­зи­ро­ва­нию.

Об уси­ле­нии мер го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в сфе­ре ДМДК в Ка­зах­ста­не сви­де­тель­ству­ет и то, что в на­сто­я­щее вре­мя по­ми­мо су­ще­ству­ю­щих аф­фи­наж­ных за­во­дов Каз­цинк и Ка­за­хмыс ве­дет­ся стро­и­тель­ство тре­тье­го аф­фи­наж­но­го за­во­да в г. Аста­на.

В те­че­ние по­след­них лет в Ка­зах­ста­не идут се­рьез­ные из­ме­не­ния по вос­ста­нов­ле­нию су­ще­ство­вав­шей ра­нее си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра, во мно­гом это свя­за­но с пла­ни­ру­ю­щим­ся под­пи­са­ни­ем меж­ду Пра­ви­тель­ства­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь и Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан Со­гла­ше­ния об осо­бен­но­стях со­вер­ше­ния опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми на еди­ной та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Та­мо­жен­но­го со­ю­за. Це­лью Со­гла­ше­ния яв­ля­ет­ся со­зда­ние усло­вий для обес­пе­че­ния сво­бод­но­го об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, в том чис­ле про­дук­ции из них меж­ду стра­на­ми-участ­ни­ка­ми Со­гла­ше­ния.

Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов РФ
ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии»

Ве­ду­щий спе­ци­а­лист по свя­зям с меж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в
Лап­те­ва А.В.

[ probpalata.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->