20 карат бриллиантов, 8 карат изумрудов – колье Бориса Гладкова стало «жемчужиной» экспозиции.
Выставка «Уральский изумруд. Из музеев Московского Кремля» открылась седьмого июня в Музее камнерезного и ювелирного искусства. Она стала продолжением проекта «Изумрудная комната» — в столицу Урала привезли 15 экспонатов с изумрудами (большинство из них — уральские), в том числе, например, серьги работы Карла Фаберже. Но наибольшее внимание приковано к редкому по красоте бриллиантовому колье. Когда сотрудники музеев Кремля привезли его в Екатеринбург, их ждал сюрприз...— Мы даже не могли предположить, что в архиве Музея камнерезного и ювелирного искусства хранится эскиз колье из Оружейной палаты! — рассказала старший научный сотрудник музеев Кремля, хранитель коллекции Карла Фаберже и русских ювелирных фирм Татьяна Мунтян. — Спасибо нашим уральским коллегам, что сохранили эскиз в отличном состоянии. Теперь можно посмотреть, каким изделие замышлялось и каким стало.
Но встретились на выставке не только замысел и его воплощение, но и их создатель. Сотрудники музеев Кремля неслучайно отобрали именно это колье для Екатеринбурга — они знали, что здесь живeт ювелир Борис Гладков, создавший украшение. Борис Алексеевич, несмотря на почтенный возраст — 93 года, пришeл посмотреть на своe детище.
— Я сделал его в 1978 году на Свердловском ювелирном заводе, — рассказал мастер. — Увидел зелeные изумруды невиданной красоты, и тут же в голове мелькнуло слово «весна». Мне захотелось создать что-то лeгкое, изящное... Так родилось колье, выполненное в виде ранней листвы. 35 лет мы с ним не виделись — сегодня, получается, юбилей! Помню, как Михаил Цуканов, который в те годы был директором государственных музеев Московского Кремля, два года пытался получить украшение в коллекцию Оружейной палаты!
— Мне бы хотелось, чтобы люди отмечали не только красоту изделий, — отметила Татьяна Мунтян. — Главное — не камень, а то, как человек умеет раскрывать его красоту. Ювелирное искусство — это талант видеть прекрасное, учиться у камней красоте...