До начала ХVIII века в США отсутствуют какие-либо упоминания о пробирном надзоре и институте клеймения как таковом. Решающее влияние на данную ситуацию оказала история развития денежной системы государства.
Исторический экскурс в эпоху становления систем пробирного надзора разных стран делает очевидным тот факт, что системы контроля качества драгоценных металлов возникали в большинстве стран мира в связи с необходимостью гарантировать платежеспособность денег (которые были золотыми или серебряными). Именно потребность гарантировать качество драгоценного металла, выступающего в те времена эквивалентом денежной единицы, способствовало формированию четко регламентированных систем пробирного надзора в Великобритании, Германии, России.
В США ситуация складывалась иным образом. До начала XVIII века деньги тут были европейского производства и имели континентальный стандарт пробы. Необходимость надежной гарантии стандарта драгоценного металла возникла в США только после создания своей денежной системы. Этим объясняется то, что впоследствии в 1906 году был принят Закон «О клеймении» (National Stamping Act), действие которого изначально распространялось в основном на банковские слитки.
В двадцатые годы нынешнего столетия США переживали бурный экономический рост. Международное сообщество предсказывало стране начало Новой Эры, которую должны были характеризовать дальнейший рост благосостояния и процветание нации.
24 октября 1929 года вошло в историю США как «черный четверг». На Нью-йоркской фондовой бирже произошел невиданный за всю историю торгов сброс акций. В этот период, называемый историками периодом Великой Депрессии, по указанию Ф.Д. Рузвельта был запрещен вывоз золота из США и конвертация в золото бумажных денег. Американские граждане были обязаны сдать по фиксированным ценам имеющийся у них металл Правительству.
Приложив огромные усилия к принятию в 1944 году Решения Международной Бреттонвудской валютной конференции, власти США имели целью убеждение мировой общественности в том, что доллар по своей сути аналогичен золоту и способен заменить этот металл при необходимости. Для доллара был установлен золотой стандарт. США начали активную политику накопления собственных золотых активов. Основной преследуемой целью при этом стало формирование запаса металла, способного обеспечить платежную силу доллара и соответственно укрепление «авторитета» последнего как международной резервной валюты.
Осознавая возрастающие масштабы золотых накоплений государств Западной Европы в послевоенное время и невозможность быстрого восстановления собственных былых запасов драгоценного металла в полном объеме, власти США опасались снижения авторитета доллара из-за недостатка его металлического обеспечения. Политическое руководство США пришло к выводу о необходимости создания новой финансово-валютной системы. Для реализации поставленной задачи необходимо было «убедить» мировую общественность в том, что золото и серебро – это уже не деньги, а «обычный товар». Именно с этого момента в США золотой запас, в большинстве своем, стал существовать в виде сертификатов, а драгоценные металлы начали массово использоваться в иных целях, отличных от накоплений в виде банковских слитков. В том числе и в ювелирном производстве.
В больших городах (Нью-Йорк, Бостон) по британской модели создавались первые корпорации ювелиров. В 1996 году Федеральная Торговая Комиссия утвердила Рекомендации для ювелирной Промышленности (Guidelines for the Jewelry Industry) – далее Рекомендации. Действие документа основано на Законе «О клеймении» и распространяется на деятельность производителей, плавщиков, дилеров. Характерно, что документ не содержит свойственных законодательству иных стран понятий пробы, клеймения и др. В нем идет речь лишь об «оттиске мастера», который собственно и несет ответственность за качество сплава из которого изготовлено изделие. Также устанавливается порядок использования терминов: «натуральный», «обработанный», «синтетический», различных наименований камней и видов металлов. Рекомендации рассматривают незаконное использование предусмотренных понятий как введение в заблуждение. Содержатся также требования к оттискам клейм (размер, четкость, место простановки). Ответственность за нарушение прав потребителей возлагается на дилера.
В документе предусмотрены следующие виды проб:
- для платины 950, 900, 850;
- для золота от 10 до 24 карат;
- для серебра 900, 925;
В 2002 году в Нью-Йорке создан Американский Пробирный и Геммологический Центр (далее Пробирный центр). Сформирован и действует как филиал Бирмингемской пробирной палаты Великобритании. Характерно, что в прейскуранте цен на услуги Центра отсутствует стоимость услуг по опробованию и клеймению. Причины такой ситуации предельно ясны, так как в период отсутствия института клеймения в США самые крупные и известные производители стали клеймить свои изделия под знаком Великобритании, в соответствии с установленной в данной стране стоимостью. Аналогичная процедура имеет место и сегодня. Основной гарантией качества изделий из драгоценных металлов в США является марка производителя.
Для защиты прав потребителей создаются некоммерческие организации. На сегодняшний день существует некоммерческая организация «Ювелирный Комитет бдительности», существующий с 1912 года, следящий за тем, чтобы дилерами предоставлялась полная и достоверная информация о поступающих на рынок изделиях. Члены данной организации имеют право проведения установленного количества бесплатных рентгено-флуоресцентных анализов изделий из драгоценных металлов, находящихся в продаже.
Следует отметить, что в США распространено понятие «underkarating», что в переводе на русский означает «недовес». Подобное явление зачастую имеет место в пунктах обмена, маленьких магазинах, особенно в период скидок.
Для защиты прав потребителей в подобных ситуациях Пробирным центром предоставляются услуги химического анализа (стоимостью от 25 до 85$) и третейской экспертизы, с результатами которых потребитель обращается в суд. Это объясняется тем, что в США институт и механизмы судебной защиты прав потребителя сформировались задолго до начала развития отечественного ювелирного производства и, следовательно, института клеймения. Этим объясняется и тот факт, что в Законе «О клеймении» прописаны процедуры судебной защиты потребителей, суммы штрафов, подлежащих взысканию судом.
Подводя итог, можно отметить, что система пробирного надзора США достаточно своеобразна. Эта своеобразность в большинстве своем обусловлена историей развития финансовой и экономической систем государства. Драгоценные металлы выполняли накопительную функцию, призванную обеспечить репутацию доллара как мировой резервной валюты. В связи с этим долгое время отсутствовала необходимость формирования структуры органов пробирного надзора. К моменту начала развития ювелирного производства в стране достаточно мощный авторитет заслужила судебная система, крепко стоящая на тот момент на страже интересов потребителя. Вследствие большого доверия последнего этой системе, необходимым было лишь сформировать институт экспертизы, способный обеспечить судебную систему необходимыми данными о качестве изделия из драгоценного металла. Следовательно, все необходимые институты для защиты прав потребителей в США созданы. Они являются существенным противовесом возможных злоупотреблений производителей и дилеров, достаточно слажено функционируют при их верном целевом использовании. Что же касается покупки не клейменных изделий в мелких магазинах по явно заниженным ценам – тут решение остается на усмотрение самих потребителей.
А.В. Лаптева специалист по связям с международными организациями
в сфере оборота драгоценных металлов
ФКУ «Пробирная палата России»
к.ю.н.