Во встрече принял участие руководитель Российской пробирной палаты Александр Маркин.
Флун Гумеров, президент компании «Алмаз-Холдинг», генеральный директор ОАО «Красносельский Ювелирпром»:
Мне приятно, что Гагик Гургенович наладил диалог с Пробирной палатой. Теперь надо трансформировать его в реальные дела. В чем это видится? Первое. Я не согласен с Александром Владимировичем, что в Гильдии отдельные компании защищают только свои интересы. Нет, в прошлом году мы дважды встречались с министром, в том числе вместе с Александром Владимировичем. Тогда сроки клеймения для всех реально сократились с 20 до 5 дней. Но приказ, который отменял бы предельно допустимый срок клеймения в 10 дней, так и не подписан. Надо это сделать. Второе. Мы договорились с министром финансов о создании площадки для постоянного общения, но эта договоренность не выполнена. Третья. Предельная стоимость клеймения, заложенная в Налоговом кодексе, сегодня от 300 до 600 руб. И она не отменена Надо срочно привязать стоимость клеймения к размеру минимальной заработной платы. Тогда мы сможем как-то планировать свой бизнес. Есть так называемые низковисящие плоды, которые надо снять. Согласованные уже вопросы надо решить: это отмена клеймения серебра до 3 г., отмена клеймения экспортных партий и т.п.
Я внимательно посмотрел материалы последнего совещания Общественного совета при Пробирной палате. Меня удивляет, что руководителем рабочей группы по изменению нормативно-правовой базы по драгметаллам назначен представитель банка. К чему это приведет? К тому, что золоту снова вернут статус валютных ценностей, это проходит красной нитью. У нас с банками существуют объективно противоречивые интересы. Например, банки сегодня продают монеты без НДС, хотя это не финансовый инструмент, а такой же товар, как ювелирные изделия. Но это наш рынок! Турецкая ассоциация ювелиров судится с банками по этому вопросу! А обезличенные металлические счета? В природе нет столько золота, сколько ОМС открывается. Мы договорились, что банки могут открывать такие счета только в пределах имеющегося у них реально золота.
Надо сделать дорожную карту. Сама Гильдия — это рабочий инструмент. Надо смотреть, что сделано и что надо сделать. Я не согласен, что раньше не было диалога. Александр Алиханович Ахполов помог нам и с акцизом, и с давальческим сырьем. Вспомните, когда его объемы доходили до 60 т. при общем объеме 100 т. в год! Давайте просить Александра Владимировича помочь с проведением встречи председателя Координационного Совета Андрея Сидоренко с министром. Сейчас через Таможенный Союз давальческая схема может вернуться, а в рабочей группе по ТС нет ни одного представителя нашего бизнеса. Мы же союзники, давайте работать вместе, Пробирная палата должна поддерживать ювелиров в таких вопросах. На 200 млн. рублей ювелирных изделий находится ежедневно в инспекции только в Костроме, 5 дней — 1 млрд. Это огромные деньги. Мы создали реальные производства, товар, пользующийся спросом, нам нужны равные условия. Надо в Гильдию вступать, но трансформировать диалог в реальные дела и судить по реальным результатам. Есть предложение Грача Саркисовича Авакяна провести в Костроме III конгресс участников рынка. Наши союзники и золотопромышленники, и старатели, и алмазники, и даже банки, но у нас разные интересы, и надо их балансировать.
Надо использовать все инструменты. Большое реальное дело прошлого года - подписание меморандума между Торгово-промышленной палатой РФ, РСПП, «Деловой Россией», «ОПОРа» России, Союзом РДМК и Гильдий ювелиров России о совместных действиях. Надо действовать в его рамках. Избран Координационный совет во главе с Андреем Сидоренко, надо поддерживать его деятельность. Мы делаем дело, и это дело общее.
Стенограмма рабочей встречи руководителя РГПП Александра Маркина и председателя Совета Гильдии ювелиров России Г.Геворкяна с костромскими ювелирами, которая состоялась 16 апреля (дается в сокращении).
А.Маркин. Проблем много, и вот сегодня на встрече с губернатором мы их обсудили. Изменения в Гильдии расцениваю позитивно, т.к. центр сместился на позитивный настрой, появилось стремление совместно решать проблемы и развивать ювелирную торговлю. Все вопрос решаемы, нужно только уточнить детали. Гагик Гургенович настроен на совместную работу и с Пробирной палатой, и с другими органами власти. При этом он твердо защищает интересы ювелиров. Доля предприятий-членов Гильдии в общем объеме изделий, представленных на клеймение, сегодня составляет только 19%. Этого мало, чтобы выражать интересы всего ювелирного ообщества. Костромская инспекция (правда, с учетом Ивановской и Ярославской областей) дает 44% общероссийского объема клеймения. Без вас нельзя обсуждать и решать какие-либо вопросы. Поэтому надо привлечь в Гильдию костромских ювелиров, как и представителей всех регионов. Чтобы в Гильдии звучала точка зрения не 2-3 участников с их зачастую субъективными взглядами, но действительного большинства. Передаю слово для ведения собрания Гагику Гургеновичу.Г.Геворкян. Спасибо, Александр Владимирович, я очень благодарен вам за приезд вместе со мной в Кострому. Я избрался председателем Гильдии и очень рад, что председателем ассоциации впервые стал ювелир. Хочу, чтоб так было и дальше. Нам не надо объяснять друг другу те или иные вопросы, мы говорим на одном языке и понимаем друг друга. Расскажу, что хотел бы сделать, с чего начинать. Сегодня губернатор сказал, что по объему платежей в бюджет мы составляем только 1%. Обидно, что на нас смотрят только как на источник дохола. Не ценят, что мы сохранили и развили то, что было развалено в начале 90-х. Я хочу изменить подходы чиновников к отрасли, к нам самим. Хочу начать диалог, чтобы выработать общее видение проблем. Мы готовы платить в бюджет — но с чего? Надо довести до них простые истины. Но для этого мы должны быть сильными. Сегодня в Гильдии 20-30 компаний, мы разрознены. Ситуация на рынке ухудшается, более 50% рынка занимает неизвестно какой товар. Конечно, пусть приезжают, привозят, но конкурируют с нами на равных условиях.
Если не объединимся, будет намного хуже. В верхах о нашей отрасли совсем не думают. В Гильдии прежде делалось много, но недостаточно эффективно. Новый Совет очень опытен, но я нуждаюсь в вашей поддержке. Интеллект и знания есть, но есть и проблема авторитета, из-за численности. Поэтому главное — сделать Гильдию массовой. Тогда нас будут уважать.
Второе. Мы должны развивать ювелирное искусство как таковое, наши ювелирные традиции, тогда нас будут уважать. У нас ведь нет никаких прорывов, про Россию за рубежом знают только благодаря водке. Но мы создали такие мощности, практически с нуля! Нас не ценят в стране. Идет негативная информация по ТВ, в журналах. Я хочу добиться, чтобы ценили русскую ювелирную школу, которая жива и сегодня. На выставках мы показываем массовку, нам надо иметь выставку, где раз в год будут показываться только шедевры, которые увидят и чиновники, и народ, покупатели. Наше искусство не хуже, чем в Италии, но они даже свои средние работы умеют показать.
Мы теряем влияние на рынке, к нам приходят с дешевым товаром, культура падает. Мы говорим о законодательстве, экспорте-импорте, но решать эти вопросы можно, только если нас будут знать. Для этого нужны программы. У Гильдии нет своего сайта, нет журнала. Мы сделаем хороший сайт, даже с бизнес-процессами, в плане нахождения партнеров, с рекламой и т.п. Совет разрешил мне создать сайт. 28 мая, в день открытия выставки, на собрании Гильдии я презентую новый журнал, имиджевый, в котором будут только шедевры, которые в том числе создаете и вы.
Хочу сказать о такой важном проекте, одобренном Советом, которого еще не было — о Московском международном ювелирном форуме, который состоится 13 сентября. Россия может быть мировым центром, и надо к этому стремиться. У нас 25% мировых запасов алмазов, золота, мы можем полностью удовлетворить потребности россиян в украшениях. Форум будет международным, на него придут чиновники со всех ведомств, проблемы нашей отрасли станут для них приоритетными, ювелирка станет темой номер один во всех коридорах власти... Кроме того, хочу организовать вечером первого дня выставки Ювелирный благотворительный бал и сделать его традиционным...
Я сейчас езжу по стране, позавчера был в Екатеринбурге. Меня радует то, что люди стали ждать чего-то лучшего, я хочу многое сделать. Я потомственный ювелир, предлагаю вам работать вместе и делать хороший рынок. Про все проблемы долго рассказывать. Может быть, в таком формате это будет неинтересно. Поэтому прошу дать мне карт-бланш, поддержать меня и войти в Гильдию, где сегодня от вас присутствуют только господин Гумеров и Гутерман. При этом в Совете сегодня нет ни одного представителя Костромской области, кроме Флуна Фагимовича.
А.Маркин. Мы отслеживаем макроэкономические показатели и видим, что спрос на ювелирные изделия снижается на фоне инвестиционного спроса на драгоценные металлы. Имиджевые меры (сайт и т.п.), на мой взгляд, будут привлекать внимание покупателей к ювелирным изделиям, стимулировать спрос. Так что предложения Гагика Гургеновича мы поддерживаем.Г.Геворкян. Есть вопросы?
Алексей Щербина, главный редактор «Ювелирного обозрения». На встрече в Костроме председатель Гильдии ювелиров Урала Андрей Ялунин поднял вопрос о малахите и отмене пошлины на ввоз оборудования. Ваше мнение по этому вопросу тогда не прозвучало, как вы относитесь к этим проблемам?
Г.Геворкян. Считаю, что ставить такие вопросы сейчас неуместно, мне нужна сила, количество членов, а сейчас кто меня послушает? Это только первая встреча, будем много общаться. Вопросов много, но обсудить их сейчас просто не позволяет формат. Я сталкиваюсь с теми же проблемами, что и вы. Если еще вопросов нет, повторю еще раз: войдите в Гильдию на год, на полгода, можно ведь всегда выйти, если ничего не будет меняться. Я оптимист, но мне нужна ваша поддержка. Флун Фагимович, вам слово.
[ Ювелирные Известия ]