Алмазный совет при президенте Республики Саха (Якутия) существует уже более десяти лет. Председатель Алмазного совета Ньургун Тимофеев рассказывает о работе и планах этого ведомства в эксклюзивном интервью агентству Rough&Polished.
- Какие задачи решает Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия)?
- Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) это - коллегиальный орган, уполномоченный согласно Закону Республики Саха (Якутия) «О государственном регулировании отношений в сфере деятельности алмазообрабатывающей промышленности» разрабатывать и вносить предложения, направленные на формирование государственной политики в этой области. Целью деятельности Алмазного совета является содействие созданию правовых, экономических и социальных условий, способствующих достижению конкурентоспособности алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) на российском и мировом рынках.
Алмазный совет уполномочен Президентом РС(Я) решать следующие задачи:
- подготовка проектов нормативных правовых документов, регулирующих деятельность алмазообрабатывающих предприятий Республики Саха (Якутия), а также выработка предложений по совершенствованию федеральной нормативной правовой базы, регулирующей деятельность алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации;
- разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области развития промышленности драгоценных камней и драгоценных металлов;
- осуществление анализа эффективности по использованию алмазного сырья субъектами предпринимательской деятельности;
- подготовка и согласование предложений по обеспечению алмазным сырьем алмазообрабатывающих предприятий в Республике Саха (Якутия) АК «АЛРОСА» (АО) и другими алмазодобывающими предприятиями, включая оказание содействия в принятии договоров поставок между АК «АЛРОСА» (ОАО), другими алмазодобывающими предприятиями и алмазообрабатывающими предприятиями республики;
- согласование объемов производства бриллиантов и ювелирных изделий совместно с Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия).
Алмазный совет оказывает содействие по продвижению алмазогранильного и ювелирного бизнеса Республики Саха (Якутия) на российском и мировом рынках. Рассматривает конфликты и споры по обращению заинтересованных сторон, субъектов АБК и готовит рекомендации по их разрешению. Проводит анализ и обсуждает условия и объемы продаж алмазного сырья алмазообрабатывающим заводам и готовит предложения Правительству Республики Саха (Якутия), АК «АЛРОСА» (ОАО) по объемам продаж алмазного сырья алмазообрабатывающим заводам, расположенным на территории Республики Саха (Якутия), по клиентам АК «АЛРОСА» (ОАО), приобретающим сырье в Якутском предприятии по торговле алмазами (ЯПТА) ЕСО АК «АЛРОСА» (АО).
- С какими результатами завершили прошлый год алмазообрабатывающие предприятия республики?
- В структуре всей промышленности РС(Я) доля алмазогранильной отрасли в 2011 году составляла 3%, в 2012 году 1,86% в связи с падением спроса на бриллианты на мировом рынке.
В 2012 году производственную деятельность осуществляли 10 гранильных заводов. Из них 2 предприятия со 100% долей государства: ГУП «Комдрагметалл РС(Я)», ОАО «Нюрбинский ювелирно-гранильный завод», при этом 4 из них: ООО «Чорон Даймонд», ООО «ДДК», ОАО «Саха Даймонд» и ООО «Сабе» с участием иностранного капитала. Якутские бриллианты получили высокую оценку на международном рынке.
Якутские алмазогранильные предприятия – ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», ООО «Якутская алмазная компания» и ООО «Чорон Даймонд» - являются членами международных алмазных бирж в Израиле и Антверпене и по оценке Министерства промышленности и торговли являются лучшими экспортерами России.
В 2012 году объем производства бриллиантов составил 158 млн. долл. США со снижением к уровню 2011 года на 36 %. Лидером по производству бриллиантов является ООО «Якутская алмазная компания» (57,2 млн. долл. США), что обусловлено развитием системы сбыта. В 2012 году Якутская алмазная компания открыла офис по реализации бриллиантов в Гонконге, 2 ювелирных салона в г. Москве.
Улучшили производственные показатели ОАО «Саха Даймонд» и ООО «ДДК». Причин роста объемов производства несколько. Это и техническое перевооружение предприятий и смена менеджмента, и наличие высококвалифицированных постоянных рабочих кадров и развитая система сбыта. Доля производства бриллиантов возросла в 2012 году: ООО «Якутская алмазная компания» с 23 до 36%, ООО «ДДК» - с 8 до 15%, ОАО «Саха Даймонд» - с 0,8 до 5%, что в первую очередь связано с увеличением объемов приобретаемого алмазного сырья и успешной реализацией произведенных бриллиантов.
Остальные предприятия снизили темпы роста объемов производства к уровню 2011 года.
Снижение динамики производства бриллиантов к уровню 2011 года произошло по следующим причинам:
- в связи с негативной конъюнктурой на мировых рынках алмазов и бриллиантов (более 60% якутских бриллиантов реализуются за рубежом – в страны Европы и Азии);
- ростом стоимости алмазного сырья в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 30% за счет повышения цен на алмазное сырье АК «АЛРОСА» (ОАО). Стоимость же произведенных гранильными заводами бриллиантов осталась на прежнем уровне;
- уходом партнеров – инвесторов с якутского рынка. Предприятия, не имея собственных оборотных средств на покупку алмазного сырья, лишились возможности приобретать его в прежних объемах. В 2012 году якутскими гранильными заводами приобретено в АК «АЛРОСА» (ОАО) алмазного сырья на 38 % меньше в натуральном выражении (караты) и на 19% в стоимостном выражении (долл. США), чем в 2011 года.
Крупнейший производитель бриллиантов в Республике Саха (Якутия) - ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», полностью перешло на огранку алмазного сырья в бриллианты для нужд и развития собственного ювелирного производства. Бриллианты, являясь экспортно-ориентированной продукцией, в основном (60-70%) реализуются на экспорт (Израиль, Бельгия, Япония, Китай, ОАЭ), остальные на внутреннем рынке для нужд ювелирных предприятий и через розничную сеть (сертифицированные бриллианты). При этом доля реализации на внутреннем рынке Республики Саха (Якутия) в 2012 году выросла на 2% и составила 8%.
- Сколько человек занято на этих предприятиях и как для них готовятся кадры?
- В 2012 году в алмазообрабатывающей отрасли промышленности произошло снижение общей численности работающих с 486 в 2011 году до 419 человек в 2012 году. Это общая тенденция для всех алмазогранильных предприятий кроме ООО «ДДК» и ООО «Саха Даймонд», увеличивших в 2012 году объемы производства бриллиантов и соответственно численность с 32 до 42 огранщиков (ООО «ДДК»), с 20 до 27 органщиков (ООО «Саха Даймонд»). Производственные кадры для алмазогранильных и ювелирных предприятий республики готовят в Северо-Восточном Федеральном университете им. М.К. Аммосова - на кафедре Технологии обработки драгоценных металлов и драгоценных камней, на подведомственных организациях Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) - Профессиональный лицей № 16 г. Якутска (огранщик), Автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ресурсный центр развития профессионального образования» (огранщик). Такая система обучения называется дуальной. Выпускники трудоустраиваются на заводах-заказчиках.
В АУ «Ресурсный центр развития профессионального образования» ученики обучаются в течение 6 месяцев непосредственно на гранильных заводах, то есть программа подготовки максимально приближена к реальным условиям производства, что позволяет выпускать высококвалифицированных специалистов с присвоенным разрядом.
В 2013-2014 учебном году проект плана приема (огранщики, ювелиры) составляет в производственный лицей № 16 - 50 мест, в Ресурсный центр - 100 мест. Учебные учреждения подготовку кадров огранщиков осуществляют совместно с алмазогранильными предприятиями ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» и ООО «Якутская алмазная компания», которые предоставляют свои производственные площади для прохождения практических занятий студентов, закрепляют за ними опытных специалистов-наставников. Финансирование подготовки кадров этими учреждениями осуществляется за счет бюджетных средств. В целом, за 2012 год обучено всего 123 огранщика алмазов, в т. Ресурсным Центром 53. К сожалению, закрепляемость кадров на предприятиях, очень низкая. Из 10 учеников, прошедших обучение в лицее № 16, остается работать на предприятии только 1. Таким образом, наиболее выгодным способом подготовки кадров является дуальная подготовка кадров – обучение будущих кадров непосредственно на производственных предприятиях.
- В закон о драгоценных металлах и камнях внесены поправки, направленные на либерализацию их обращения. Насколько это облегчит жизнь предприятиям республики, которые занимаются огранкой бриллиантов и изготовлением ювелирных изделий?
- Основным фактором, сдерживающим рост производства бриллиантов в Якутии и ставящим российских производителей бриллиантов в неравные условия с их зарубежными коллегами, является несовершенство законов и подзаконных актов в области оборота драгоценных камней, которые не позволяют российским производителям бриллиантов использовать мировую практику и традиции в торговле и обработке драгоценных камней. Работа по либерализации рынка АБК началась в 2009 году по предложению Республики Саха (Якутия).
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти проводилось в рамках рабочей группы по совершенствованию законодательной базы функционирования алмазно-бриллиантового комплекса Российской Федерации под председательством директора Административного департамента Министерства финансов РФ А.А. Ахполова.
В состав рабочей группы вошли представители Гильдии ювелиров России, Ассоциации производителей бриллиантов России, АК «АЛРОСА» (ОАО), ПО «Смоленский Кристалл», Республики Саха (Якутия).
Для обсуждения на заседаниях рабочей группы направлены предложения Республики Саха (Якутия), подготовленные с участием Минпрома РС(Я), Алмазного совета при Президенте РС(Я), Аналитического центра АК «АЛРОСА» (ЗАО), гранильных заводов, по внесению изменений в законодательство РФ в области недропользования, огранки, реализации на внутреннем рынке природных алмазов и бриллиантов, а также проект новой редакции Федерального Закона от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Предложения подготовлены на основе Аналитической записки «О проблемах развития алмазно-бриллиантового комплекса России», которая была направлена ранее в адрес Председателя Правительства РФ В.В.Путина (от 24.02.2009 №№ 01/1-196, 01/1-199) и Заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов А.Л. Кудрина (№18-ВШ от 10.01.2008 г.).
Было принято решение переработать Федеральный Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях ФЗ-41 в соответствии с вышеуказанной концепцией.
Было предложено:
разрешить физическим лицам осуществлять гражданский оборот драгоценных камней, включая оборот самоцветов;
снять нормы обязательного аффинажа лома и отходов производства, упростить условия транспортировки и хранения ценностей. Соответствующие изменения также предлагалось внести в Уголовный Кодекс.
Часть этих предложений была учтена при рассмотрении проекта закона на совещаниях заместителя председателя Совета Федерации В.А. Штырова.
В ноябре 2012 г. проект Закона направлен заместителем председателя Совета Федерации В.А. Штыровым на согласование в Министерство финансов РФ. Если брать последний вариант закона, то революционных изменений он не содержит. Наши предложения не учтены. Возвращаются контрольные функции Пробирной Палате России, что свидетельствует об ужесточении госконтроля.
- Как построена система финансирования и кредитования алмазообрабатывающих предприятий и насколько она эффективна?
- Алмазогранильные предприятия кредитуются в основном в республиканском АКБ «Алмазэргиенбанк», а также филиале Сбербанка. Кредиты берутся как в рублях, так и валюте. Особых условий для кредитования алмазогранильные заводов республики в банках нет. Рублевые кредиты выдаются под 10,5 -18%, валютные под 9-10%. Учитывая высокую стоимость кредитов Алмазный совет при Президенте РС(Я) предложил Правительству РС(Я) частично финансировать процентные ставки за пользование кредитами за счет бюджетных средств. Также решается вопрос о предоставлении государственных гарантий под привлечение кредитов предприятиями, для чего создается залоговый фонд, состоящий из имущественного комплекса РС(Я). Предположительно, уже 2014 года можно будет использовать этот залоговый механизм для привлечения кредитов предприятиями для развития производства.
- Известно, что сроки таможенного оформления грузов, отправляемых и получаемых огранщиками и ювелирами, у нас весьма затянуты по сравнению с другими странами, в том числе и по причине нашего законодательства. Что предпринимает и чего добился Алмазный совет в этой связи?
- Часть предложений Республики Саха (Якутия) по либерализации алмазно-бриллиантового комплекса России, учтена в связи с образованием таможенного союза Россией, Беларусью и Казахстаном (в рамках Евразийского экономического сообщества). Например, регламентирован срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии на экспорт алмазного сырья субъектами обработки - 15 рабочих дней со дня подачи документов. При осуществлении государственного контроля при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с таможенной территории таможенного союза драгоценных камней введен государственный контроль за правильностью определения классификационных признаков драгоценных камней, определяемых в процессе идентификации (вместо проведения сортировки), что также сократило сроки оформления посылок. Кроме того, уменьшена импортная пошлина на ввоз бриллиантов с 20% до 15%.
- Некоторое время назад встал вопрос о создании особой экономической зоны в Якутии с участием алмазогранильной и ювелирной промышленности. Как Вы думаете, когда реально может появиться такая зона?
- Решение о создании ОЭЗ ППТ по производству бриллиантов и ювелирных изделий в г. Якутске принимается на уровне Правительства РФ. Со своей стороны, нами определены резиденты ОЭЗ и разработан бизнес-план, который направлен для экспертизы в Министерство экономического развития РФ. При принятии положительного решения по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа по производству бриллиантов и ювелирных изделий в г. Якутске объемы производства бриллиантов и ювелирных изделий возрастут более чем в два раза, будет создано до 2500 новых рабочих мест (с учетом вспомогательного производства – 4000 человек), в 7 раз увеличатся налоговые поступления.
- В СМИ часто обсуждается ситуация, сложившаяся с НДС при экспорте алмазной продукции, затрудняющая работу наших предприятий. Как в этом отношении обстоят дела у вас в республике?
- Что касается ситуации с НДС при реализации алмазного сырья обрабатывающим предприятиям, это действительно больной вопрос. В 2011 году Министерством промышленности РС(Я) совместно с Алмазным советом было подготовлено обоснование по внесению дополнений в Налоговый кодекс РФ по установлению ставки НДС «0» процентов на операции по реализации субъектами добычи алмазного сырья на внутреннем рынке. По условиям действующего законодательства возмещение НДС субъекты добычи получают только при реализации алмазов на экспорт. Устранение существующего налогового дисбаланса приведет к следующим позитивным изменениям:
1. Субъект добычи при реализации алмазов на внутреннем рынке имеет возможность возмещения НДС.
2. Снижение себестоимости добываемых и реализуемых алмазов, т.к. в настоящее время расходы по возмещению НДС с операций, связанных с добычей данного сырья, в полном объеме включены в себестоимость алмазов, реализуемых на внутреннем рынке. К сожалению, наши предложения не нашли поддержки со стороны Минфина России.
С 1 января 2010 года вступила в действие ст. 176.1 НК РФ, предусматривающая заявительный порядок возмещения НДС из бюджета. Действие статьи направлено на предоставление налогоплательщикам возможности получения возмещения уплаченного налога из бюджета до завершения камеральной проверки при соблюдении условий, определенных в названной статье. Часть предприятий пользуется этим и, действительно, сроки возврата НДС значительно сокращены до 3-4 месяцев. Но не все предприятия могут воспользоваться этим, т.к. не имеют залогового имущества, чтобы получить гарантию банка.
Мы пошли другим путем. По рекомендациям Алмазного совета в 2012 году гранильным заводам РС(Я) со стороны АК «АЛРОСА» (ОАО) предоставлялась отсрочка уплаты НДС сроком на 6 месяцев. В 2013 году АК «АЛРОСА» (ОАО) отказалась предоставлять отсрочку по НДС, переговоры Алмазным советом по данному вопросу ведутся.
- Как работает система обеспечения алмазным сырьем местных гранильных предприятий?
- Основным источником сырья для алмазогранильных заводов республики является АК «АЛРОСА» (ОАО). Реализация и отпуск сырья производится в г. Якутске на площадке ЯПТА АК «АЛРОСА» (ОАО). По новой сбытовой политике АЛРОСА отпуск сырья производится клиентам АЛРОСА по заявкам предприятий. Реализация сырья происходит ежемесячно.
АЛРОСА осуществляет реализацию алмазов предприятиям на основании долгосрочных или разовых контрактов. Прежде чем заключить контракт, предприятия сдают пакет документов в АК «АЛРОСА», необходимых чтобы стать клиентом компании. Далее, если предприятие, ставшее клиентом, стабильно осуществляет покупки сырья, то имеет возможность заключить долгосрочный контракт, гарантирующий ежемесячную возможность приобретения сырья АЛРОСА, что необходимо для стабильной работы самого предприятия.
В настоящее время долгосрочные контракты подписаны АЛРОСА с ООО «ДДК», ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», ООО «Якутская алмазная компания». По рекомендации Алмазного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) на стадии подписания находятся долгосрочные контракты с ОАО «Саха Даймонд» и ГУП «Комдрагметалл РС(Я). По рекомендации Алмазного совета с февраля текущего года возобновилась реализация алмазного сырья ООО «Чорон Даймонд», что позволило предприятию начать производство бриллиантов.
Основными проблемами в обеспечении заводов алмазами являются постоянный рост стоимости сырья, возникающий НДС при его покупке, отсутствие достаточных оборотных средств у большинства заводов на приобретение сырья.
- Конкуренция в сфере огранки алмазов высока, и многое зависит от технического оснащения предприятий. Как с этим обстоит дело у местных гранильных производств?
- Правительством РС(Я) оказывается поддержка не только при подготовке кадров для алмазогранильной отрасли промышленности, но и по техническому перевооружению промышленных предприятий и модернизации действующего производства.
За последние 5 лет активно модернизировали станочный парк предприятия, учредителями которых являются иностранные компании (ДДК, Чорон Даймонд, Саха Даймонд). Установлены новые станки - ограночные, обдирочные (обычные и автоматические), приобретено современное оборудование для разметки, распиловки, контроля качества с последними версиями программных приложений.
Из якутских компаний частично провели модернизацию ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» и ГУП «Комдрагметалл РС(Я)». Ими приобретены: машина для лазерной разметки Сарин, аппарат оптического сканирования бриллиантов Diamax и DiaMension 30 включая п/о Advisor, Diavision Pro, Принт; аппарат оптического сканирования бриллиантов DiaMension HD включая п/о Advisor, Diavision Pro, Принт; аппарат оптического сканирования и лазерной разметки алмазов, бриллиантов DiaMark Z включая п/о Advi. Обновление коснулось только в части разметки и распиловки алмазов (сканирование и лазерная распиловка). Станочный парк по огранке, обдирке, распиловке остался на прежнем уровне (выпуск 90-х годов). Наиболее технически оснащены две компании ООО «ДДК» и ОАО «Саха Даймонд».
Во исполнение Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2011 года №573 «О технологическом аудите производственных отраслей Республики Саха (Якутия)» проведен технологический аудит по наличию и соответствию современным требованиям станочного парка на гранильных заводах республики. Цель аудита – оказать содействие в модернизации технологической базы и внедрении инновационных технологий на производственных предприятиях республики. Аудит был проведен на следующих гранильных предприятиях: ГУП «Комдрагметалл РС (Я)» (цех огранки), ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» и ОАО «Саха Даймонд».
Полученные материалы от предприятий переданы в Государственный комитет по инновационной политике и науке Республики Саха (Якутия), орган ответственный за проведение технологического аудита, для включения вышеприведенных предприятий в разрабатываемую Госкомитетом по инновациям государственную программу по модернизации производственных предприятий республики.
Необходимо на постоянной основе производить модернизацию станочного парка, поскольку устаревшая техника негативно влияет на экономику предприятия - повышается себестоимость выпускаемой продукции, снижается уровень квалификации кадров, следовательно, все это влияет на качество и стоимость продукции.
- Какую роль играет Алмазный совет в определении объемов производства бриллиантов?
- Самую непосредственную. Ежегодно, для формирования в целом по отрасли объемов производства бриллиантов и потребности в алмазном сырье для их производства, алмазогранильные предприятия защищают свои производственные программы на межведомственной комиссии, в состав которой кроме представителей Правительства РС(Я) входят и члены Алмазного совета – председатель и секретарь. Защитили свои производственные программы на 2013 год - ООО «Якутская алмазная компания», ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», ООО «ДДК», ГУП «Комдрагметалл РС(Я)», ООО «Кристалл-99», ОАО «Саха Даймонд». По результатам защиты производственных Министерством экономики и промышленной политики РС(Я) определен объем производства бриллиантов на 2013 год - 173,1 млн. долл. США с ростом к уровню 2012 года на 13%.
В дальнейшем, Алмазный совет ежемесячно отслеживает исполнение производственных программ предприятий по производству бриллиантов с выработкой рекомендаций по ликвидации допущенного отставания. Ведутся переговоры с АК «АЛРОСА» (ОАО) не только по обеспечению предприятий алмазным сырьем, но и по его ассортименту. Все это положительно влияет как на рост объемов производства бриллиантов в республике, создание новых рабочих мест, так и поступление налогов в бюджет.
- Какие задачи Алмазный совет считает приоритетными в 2013 году?
- Наиболее приоритетные задачи на 2013 год следующие:
1. Исполнение производственных планов 2013 года по производству бриллиантов алмазогранильными заводами республики в объеме 173 млн. долл. США.
2. Продолжение работы с федеральными органами власти по принятию законодательных инициатив Республики Саха (Якутия) по либерализации правовой базы функционирования алмазно-бриллиантового комплекса РФ. Кроме этого, по поручению Путина В.В. от 29.11.2012 г. в о внесении изменений в законодательство РФ, направленных на включение переработки сырья, за исключением углеводородного, в разрешенные виды деятельности предприятий особых экономических зон, будет продолжена работа по созданию особой экономической зоны промышленно–производственного типа по производству бриллиантов и ювелирных изделий на территории Республики Саха (Якутия) и открытию специализированного таможенного поста (отдела) в г. Якутске.
3. Привлечение инвестиций в алмазообрабатывающую промышленность.
4. Использование 70% приобретаемого в ЯПТА АК «АЛРОСА» (ОАО) и рентабельного в обработке алмазного сырья на собственных производственных площадях алмазогранильных заводов.