Дары Музеям Московского Кремля. Бриллианты «АЛРОСА» в авангардном дизайне

Раздел: Выставки
06 мая 2013 г.

Сро­ки вы­став­ки: С 11 ап­ре­ля по 26 мая 2013 г.

Ме­сто про­ве­де­ния: Па­рад­ный ве­сти­бюль Ору­жей­ной па­ла­ты Мос­ков­ско­го Крем­ля

Ор­га­ни­за­то­ры: Му­зеи Мос­ков­ско­го Крем­ля

Две­на­дцать лет на­зад круп­ней­шая ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния вы­сту­пи­ла од­ним из ини­ци­а­то­ров и не­по­сред­ствен­ным участ­ни­ком про­ек­та "Ал­ма­зы Рос­сии - XX век". То­гда впер­вые в сте­нах ста­рей­шей со­кро­вищ­ни­цы стра­ны бы­ли пред­став­ле­ны два са­мых яр­ких яв­ле­ния в юве­лир­ном ис­кус­стве Рос­сии на­ча­ла и кон­ца ушед­ше­го сто­ле­тия: клас­си­че­ское и со­вре­мен­ное. Для со­зда­ния со­вре­мен­ной ча­сти экс­по­зи­ции - "Брил­ли­ант в Рус­ском Аван­гар­де" - бы­ли предо­став­ле­ны луч­шие ал­ма­зы Рос­сии. Про­из­ве­де­ния бы­ли вы­пол­не­ны по ори­ги­наль­ным про­ек­там рос­сий­ских ху­дож­ни­ков ны­не хо­ро­шо из­вест­ной в ми­ре фир­мой "ЮТэ - Юве­лир­ный Те­ат­р".

Ком­па­ния "АЛРОСА" не толь­ко ока­за­ла со­дей­ствие в со­зда­нии кол­лек­ции, но со­хра­ни­ла еe це­лост­ность и по­за­бо­ти­лась об ис­то­ри­че­ской судь­бе со­бра­ния. От­ны­не трид­цать экс­по­на­тов кол­лек­ции "Брил­ли­ант в Рус­ском Аван­гар­де" ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью Фон­да со­вре­мен­но­го ис­кус­ства Му­зеев Мос­ков­ско­го Крем­ля.

Вы­став­ка пред­став­ля­ет бoль­шую часть пе­ре­дан­ных в дар му­зею экс­по­на­тов. Они де­мон­стри­ру­ют ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие на­ци­о­наль­ной вер­сии аван­гар­диз­ма.

Аван­гар­ди­сты со­зда­ва­ли не­тра­ди­ци­он­ные про­из­ве­де­ния, вид и жанр ко­то­рых не под­да­вал­ся при­ня­той клас­си­фи­ка­ции. Ее за­ме­ни­ло ро­див­ше­е­ся в аван­гар­де по­ня­тие "ху­до­же­ствен­ный объ­ек­т", вы­тес­нив­шее по­ня­тия "кар­ти­на", "скульп­ту­ра", "гра­фи­че­ская ра­бо­та". В тре­уголь­ном объ­ек­те-брас­ле­те "Из­ме­ре­ни­е" Ири­ны До­ро­фе­е­вой пла­стик в срав­не­нии с брил­ли­ан­том вос­при­ни­ма­ет­ся как знак вре­мен­но­сти, рас­тво­ря­ю­щей­ся в про­стран­стве суб­стан­ции.

Ин­те­рьер­ный объ­ект "Ко­пер­ник 2000" со­здан по про­ек­ту Фе­лик­са Куз­не­цо­ва. В про­из­ве­де­нии про­де­мон­стри­ро­ва­на оче­вид­ная мысль: ис­кон­ные юве­лир­ные ма­те­ри­а­лы при­да­ют но­вое эс­те­ти­че­ское зву­ча­ние клас­си­че­ским про­ек­там, а не уста­ре­ва­ю­щая «но­виз­на» ху­до­же­ствен­ных прин­ци­пов от­кры­ва­ет но­вые воз­мож­но­сти для ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ма­те­ри­а­лов.

Ин­те­рес­ные сю­жет­ные пре­вра­ще­ния про­ис­хо­дят в по­ста­но­воч­ной ком­по­зи­ции "Ферзь" Ири­ны До­ро­фе­е­вой. Вы­то­чен­ная из ак­ри­ла шах­мат­ная ко­ро­ле­ва вос­при­ни­ма­ет­ся как эле­гант­ная кон­соль для брил­ли­ан­та. В то же вре­мя брил­ли­ант вы­гля­дит как "знак до­сто­ин­ства" фи­гу­ры, что при­да­ет ко­ро­ле­ве и ее "де­мо­кра­ти­че­ской пло­ти" из со­вре­мен­но­го син­те­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла сим­во­ли­че­скую рав­но­знач­ность с эли­тар­ным кам­нем.

Не­ожи­дан­ную роль иг­ра­ют брил­ли­ан­ты в аб­стракт­ной ро­ман­ти­че­ской ком­по­зи­ции На­та­льи Уря­до­вой "Рав­но­ве­си­е". В ней слов­но про­ти­во­по­став­ля­ют­ся две сти­хии, во­пло­щен­ные в стек­лян­ном ци­лин­дре и "ба­лан­си­ру­ю­щей" на нем брил­ли­ан­то­вой ни­ти.

Все мо­жет стать ис­кус­ством, ес­ли оно на­зва­но та­ко­вым, утвер­жда­ют ху­дож­ни­ки поп-ар­та. В ку­ло­не "Пу­стыш­ка" Хай­ка Си­мо­ня­на аран­жи­ру­ет­ся дет­ский ак­сес­су­ар. При­ем "ре­ди-мей­д", де­кла­ри­ру­ю­щий «ра­вен­ство» ис­кус­ства и не­ис­кус­ства, урав­но­ве­ши­ва­ет зна­чи­мость всех со­став­ля­ю­щих про­из­ве­де­ния.

Вы­ве­де­ние кон­струк­ции из­де­лия на уро­вень ху­до­же­ствен­ной фор­мы - ос­нов­ной прин­цип сти­ле­об­ра­зо­ва­ния, сфор­му­ли­ро­ван­ный в кон­струк­ти­виз­ме еще в на­ча­ле 20-х го­дов, стал од­ним из мощ­ных им­пуль­сов раз­ви­тия со­вре­мен­но­го ис­кус­ства. Этот при­ем про­сто и изоб­ре­та­тель­но ис­поль­зо­ван в коль­цах-транс­фор­ме­рах "Ве­ер-1" и "Ве­ер-2" Ва­лен­ти­ны Со­ро­ки­ной.

Са­мо­до­ста­точ­ны­ми эс­те­ти­че­ски­ми ка­че­ства­ми об­ла­да­ет и коль­цо "Бе­лый тре­уголь­ни­к" Ири­ны До­ро­фе­е­вой и Мак­си­ма Воз­не­сен­ско­го. Про­из­ве­де­ние ин­те­рес­но еще и тем, что в нем впер­вые в Рос­сии пла­стик был ис­поль­зо­ван в со­че­та­нии с брил­ли­ан­та­ми.

В све­де­нии мно­гих форм пред­ме­тов к гео­мет­ри­че­ской аб­страк­ции, в ни­ве­ли­ро­ва­нии объ­е­ма и средств де­ко­ра­тив­ной вы­ра­зи­тель­но­сти за­мет­но вли­я­ние ми­ни­маль-ар­та. Его так­же на­зы­ва­ют сти­лем "пер­вич­ных струк­тур", что впол­не со­от­но­сит­ся с ис­клю­чи­тель­но ла­ко­нич­ным ре­ше­ни­ем ко­лье "Ци­к­лон" Ири­ны До­ро­фе­е­вой и Мак­си­ма Воз­не­сен­ско­го.

Ди­зай­нер­ские идеи, ре­а­ли­зо­ван­ные в про­из­ве­де­ни­ях кол­лек­ции, не ли­ше­ны де­кла­ра­тив­но­го па­фо­са и ни­ги­лист­ских на­стро­е­ний. В них убе­ди­тель­но про­ил­лю­стри­ро­ва­на мысль о том, что толь­ко со­юз "но­вы­х" пла­сти­че­ских форм и "ста­рых" юве­лир­ных ма­те­ри­а­лов спо­со­бен со­хра­нить до­сто­ин­ство и зна­чи­мость брил­ли­ан­та, не­пре­хо­дя­щая кра­со­та и без­услов­ная цен­ность ко­то­ро­го не­из­беж­но де­валь­ви­ру­ют­ся вне ху­до­же­ствен­ных идей, со­звуч­ных сво­ей эпо­хе.

[ museum.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->