Без подписи. Без имени. Без номера телефона. Зато с призывной темой «Зарезервируйте дату 30 апреля 2013 г.». «Я тут же выбросил его из головы и сайт открывать тоже не стал. Как вы видите, в сообщении нет конкретики, и никакого интереса оно у меня не вызвало», – таков был комментарий вышеупомянутого чиновника, когда мы спросили его о письме. Он, однако, был не единственным получателем. Анонимное сообщение пришло в адрес Эли Ицхакофф, председателя Всемирного алмазного совета (World Diamond Council – WDC), получил его и председательствующий в Кимберлийском процессе южно-африканский посол Велиле Нхлапо (Welile Nhlapo). Никакой рабочей ссылки на какой-либо сайт. Только адрес электронной почты.
Никому из ответственных лиц в сфере алмазного сырья и бриллиантов – любому президенту алмазной биржи или руководителю какой-либо отраслевой организации – и в голову не придет воспринять это в качестве приглашения. Они, собственно, и не восприняли.
Мы получили примерно с десяток электронных писем на эту тему, и из них видно, что руководство алмазной отрасли не привыкло к таким безличным приглашениям и посему их просто игнорирует. Начнем с того, что, возможно, на это и был расчет, ведь тогда у организаторов появляется алиби: мол, мы пригласили широкий круг соответствующих значимых персон, а они не отозвались. (Отозвалась только заранее отобранная узкая группа лиц.) Но не будем пока на этом останавливаться.
Место встречи – штаб-квартира ОЭСР в Париже, хотя ОЭСР в качестве официального организатора встречи не значится. Это подтвердил Джеймс Эванс Ломб (James Evans Lombe), директор по вопросам инициатив в области профессиональной этики отраслевой ассоциации «Ювелиры Америки» (Jewelers of America), который, как выяснилось, и был отправителем анонимных электронных писем. «Нет, официального организатора у нас пока нет», – ответил он.
Итак, кто же тогда формирует повестку дня, готовит рабочие документы, определяет цели, задачи и тому подобное? «Всем этим занимается телеконференц-группа Брэда (ТГБ)», – поясняет Эванс Ломб. Причем таким тоном, словно он говорит о чем-то самим собой разумеющемся, сразу же все объясняющем. «Однако, – продолжает он, – это на самом деле касается не алмазов, а других драгоценных камней. Есть проблемы с рубинами. Именно это нас, «Ювелиров Америки», и интересует».
Звучит неубедительно. Советник Госдепартамента США по вопросам конфликтных алмазов Брэд Брукс-Рубин (Brad Brooks-Rubin) не станет тратить кучу времени, сил и средств на какие-то другие драгоценные камни. Я понял, что придется навести кое-какие справки.
КП-плюс/минус. «Ну вот, опять ты за свое»
«Ну вот, опять ты за свое» – знаменитая фраза Рональда Рейгана, сказанная им в 1980 году во время предвыборных дебатов. Адресована она была его оппоненту – тогдашнему президенту Джимми Картеру, имевшему привычку снова и снова поднимать один и тот же вопрос. Фраза прижилась, став частью политического лексикона.
Брэд Брукс-Рубин через несколько месяцев уходит в отставку. «Наследие» его впечатляет: судя по внушительному списку вопросов, которые он с завидным упрямством поднимает снова и снова, ему по праву принадлежит второе место – после Джимми Картера, конечно.
Вознамерившись во что бы то ни стало расширить определение понятия конфликтных алмазов и тем самым удовлетворить насущную политическую потребность в недопущении на территорию Соединенных Штатов алмазного сырья и бриллиантов из Зимбабве, Госдепартамент – с тех пор как Бруксу-Рубину было поручено заниматься темой конфликтных алмазов – примерно через каждые два года предлагает новый план по совершенствованию Кимберлийского процесса. Все эти программы – «КП-плюс», «Цепочка гарантий», «Гарантийный протокол» – имели и имеют в себе множество привлекательных и довольно инновационных моментов. Увы, все они закончились ничем.
Они были неизбежно обречены на провал по одним и тем же двум причинам: они не получили серьезной поддержки в отрасли, что необходимо для создания широкой коалиции сторонников, а механизмам их реализации не доставало тщательного планирования и организации.
В истории Кимберлийского процесса нет других фигур, проявивших такую беспрецедентную стойкость и упорство как Брукс-Рубин. И вот, «опять он за свое»: никогда не сдаваясь, в феврале этого года Брэд Брукс-Рубин стал вручную отбирать представителей отрасли себе в единомышленники. Это его право.Телеконферец-группа Брэда
Брукс-Рубин сформировал дискуссионную группу по вопросам цепочки поставок алмазов. Мы дали ей условное название «Телеконференц-группа Брэда», поскольку диалог между ее членами большей частью ведется посредством телеконференций, хотя как минимум одна реальная встреча все же состоялась – в Вашингтоне. У большинства членов ТГБ впечатляющий послужной список в алмазной и ювелирной отраслях. В ее состав входят (порядок перечисления значения не имеет) Карла Баселье (Karla Basselier) из Всемирного алмазного центра в Антверпене (Antwerp World Diamond Centre), Энди Боун (Andy Bone) из De Beers, Алан Мартин (Alan Martin) из некоммерческой организации Partnership Africa Canada. Кроме того, Брукс-Рубин сумел проявить радушие и вернуть в тему конфликтных алмазов такую известную общественную организацию, как Global Witness. Об этом чуть позже.
Другие члены группы входят в состав некоммерческого объединения Diamond Development Initiative (DDI), однако, как выясняется, ключевые игроки – это все же Джеймс Эванс Ломб и Дэйвид Бонапарт (David Bonaparte) из «Ювелиров Америки». Самая заметная «чисто алмазная» фигура – Рони Вандерлинден, занявший пост президента Американской ассоциации производителей и импортеров алмазов (Diamond Manufacturers & Importers Association of America – DMIA). К слову, в этой дискуссионной группе единственный практикующий диамантер это Рони. Он также единственный в ней представитель, которого выбирали такие же, как он сам.
Основными двигателями всего этого начинания выступают энергичные чиновники правительственных учреждений. Среди них Ник Джэггер (Nick Jagger) из Государственного бюро по вопросам алмазов британского МИДа, другие британские МИДовцы – Дэниэл Пейнтер (Daniel Painter), Кирсти Смит (Kirstie Smith) и Дадли Уайбер (Dudley Wyber), представители канадского правительства Джулия Клутье (Julia Cloutier), Мора Джонсон (Mora Johnson), Питер Кучерепа (Peter Kucherepa) и Улла Курани (Ulla Kourany), целый ряд должностных лиц Европейской комиссии, в том числе Йорис Херен (Joris Heeren), возглавляющий отдел санкций Службы инструментов внешней политики, Марианна Кондас (Marianna Kondas) – тоже из Службы инструментов внешней политики, с большим опытом работы в рамках Кимберлийского процесса, еще один представитель этой службы, Катарина Шеферд (Katharine Shepherd), и многие другие.
Возвращение в тему Анны Данбэкер (Anna Dunnebacker) и Эмили Армистед (Emily Armistead) из Global Witness стоит пояснить дополнительно. Дело в том, что несколько лет назад Global Witness громогласно, на весь мир заявила о том, что Кимберлийский процесс себя изжил, и объявила о своем выходе из коалиции организаций гражданского общества при КП, добавив, что будет тратить свои ресурсы на что-то более полезное. Теперь же Global Witness вернулась, уяснив, что Брукс-Рубин планирует выстраивать свое начинание на базе Кимберлийского процесса. Не обязательно какими-то обходными путями, а, скорее, посредством создания системы, которая будет включать в себя и КП, и что-то еще. КП+++ не будет. Будет, если смотреть реалистично, что-то вроде КП-плюс/минус, поскольку, как планируется, для подтверждения неконфликтного происхождения алмазного сырья одного только сертификата Кимберлийского процесса будет уже не достаточно.
Оригинальный план игры
Насколько все это реально? Пока рано говорить. На первый взгляд, план игры Брэда кажется оригинальным и осуществимым: распространить на алмазы действие «Методических указаний ОЭСР по проведению экспертизы ответственных цепочек поставки» (OECD’s Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chains). Ведь ОЭСР налагает на компании, работающие в зонах конфликтов или высоких рисков, ряд обязательств, за нарушение которых необязательно полагается юридическая ответственность, но которые, тем не менее, компании стараются выполнять.
Упомянутые методические указания адресованы, скорее, компаниям, а не правительствам как таковым. В них признается, что, с одной стороны, компании, занимающиеся горной добычей и торговлей минералами, являются для местного населения потенциальными источниками дохода, роста, благополучия, увеличения уровня жизни и развития в целом. С другой стороны, находясь в определенных условиях, компании также рискуют прямо или косвенно способствовать возникновению всевозможных негативных явлений, в том числе нарушений прав человека и вооруженных конфликтов. Такие компании должны иметь возможность оградить себя от подобных рисков.
В имеющихся на сегодня методических указаниях ОЭСР прописаны механизмы проведения тщательной экспертизы, которая положена в основу системы управления любой глобальной цепочкой поставок различных металлов – олова, тантала, вольфрама, продуктов переработки минерального сырья, а также золота. Однако до сих пор в них ни слова не говорилось об алмазах и других драгоценных камнях.
ТГБ решила начать диалог между алмазной отраслью и ОЭСР. В самом подходе заложен риск. ОЭСР представляет интересы 34 развитых государств. За исключением Канады и Австралии больше алмазодобывающих стран среди них нет. В то время как в других форумах, например, посвященных золоту, африканские страны играют далеко не последнюю роль.
Существует вероятность того, что государства-алмазодобытчики будут воспринимать инициативу «КП-плюс/минус» как попытку возврата к колониальным временам, когда хозяева диктовали им, чем заниматься и как вести дела. С другой стороны, социально-экономические интересы этих стран крепко увязаны с сотрудничеством с иностранными компаниями и привлечением иностранных инвестиций. Здесь ОЭСР может стать их ближайшим союзником.
После неудачной попытки заручиться согласием всех заинтересованных кругов на изменение определения понятия конфликтных алмазов этот новый подход может позволить достичь целей, стоящих за предлагаемым изменением, иным путем. Если эти цели достижимы, то в случае нехватки значимых участников процесса все это может превратиться в упущенную возможность.
На лицо беспрецедентный случай, когда бразды правления алмазной отраслью, традиционно принадлежавшие отраслевым организациям, пытаются незаметно прибрать к рукам. Однако какими бы прекрасными ни были методические указания ОЭСР, они не будут работать, пока не получат активной поддержки со стороны организаций отрасли
Цель методических указаний ОЭСР
Как все будет работать? Цель методических указаний ОЭСР – способствовать тому, чтобы компании соблюдали права человека и не втягивались так или иначе в вооруженные конфликты из-за неправильного выбора источника сырья или поставщика. Соблюдая указания, компании вносят свой вклад в устойчивое развитие, делают более ответственный выбор источников/поставщиков в зонах конфликтов или повышенных рисков, создавая тем самым более благоприятные условия для выстраивания конструктивных отношений.
Методические указания ОЭСР призваны служить единым справочным пособием для всех поставщиков и участников цепочки поставок минерального сырья и иных возможных схем, специфичных для той или иной отрасли, которое разъясняет, какой характер должна носить система управления ответственной цепочкой поставок минерального сырья из зон вооруженных конфликтов и высоких рисков.
Т.е. та же «Цепочка гарантий», только в несколько иной форме: вместо движения снизу вверх предлагается двигаться сверху вниз. Теперь уже ювелиры получат механизмы обеспечения закупок сырья у ответственных поставщиков.
Сработает ли это с алмазами? Брэд, со всей очевидностью, построил свой план на методических документах ОЭСР, в основу которых положен опыт совместных инициатив правительств, международных организаций, отраслей и гражданского общества по упорядочению и обеспечению прозрачности поставок сырья из зон вооруженных конфликтов и высоких рисков.
По всей видимости, в этом есть смысл. Сертификаты Кимберлийского процесса или гарантии Всемирного алмазного совета не упраздняются, а потребителю (тот самый «верх») дается дополнительная возможность не только задавать вопросы, но и требовать четких ответов от всех вниз по цепочке. Тут надо оговориться, что здесь есть доля предположений, вытекающих из моего понимания конечной цели. ТГБ пока еще не работает – процесс запущен буквально в феврале, хотя ОЭСР в него уже включили.
Мандат на выход на уровень ОЭСР?
Госдепартамент сам по себе действовал очень осторожно. Первые обсуждения в рамках ТГБ большей частью носили характер первоначального обобщения мыслей, высказанных в свое время в ходе множества всяких разговоров внутри цепочки поставок алмазного сырья и бриллиантов по вопросам отраслевого управления, и размышлений на тему, как двигаться дальше.
Буквально через несколько дней после начала февральских телеконференций Брэд сообщил своим коллегам, что он уже завязал диалог с ОЭСР и выразил заинтересованность в проведении совещания в штаб-квартире ОЭСР в Париже параллельно с запланированными совещаниями по другим видам минерального сырья из зон вооруженных конфликтов.
Так появилась дата 30 апреля.
Пытаясь понять, что же на самом деле происходит, я провел множество интервью с отраслевыми руководителями алмазной промышленности. Среди них нашлось несколько человек, которых сильно удивил и даже возмутил сам факт того, что какая-то маленькая самопровозглашенная группка, представляющая интересы правительств и гражданского общества, но почти не представляющая интересы алмазной отрасли, смогла обратилась в ОЭСР якобы о лица всей алмазной отрасли. (ОЭСР утверждает, что отвечает на обращение «представителей отрасли».)
Вот мнение одного из отраслевых руководителей – председателя правления Дубайской алмазной биржи Петера Мееуса (Peter Meeus): «Не имею ни малейшего понятия, к чему это всe. Как я уже много раз говорил, между алмазами и другими минералами огромная разница. В то время как ОЭСР дает торговцам минералами методические указания и больше ничего, Кимберлийский процесс – инструмент, который имеет юридическую силу и в случае нарушений может превратиться в судебный иск в любой стране-участнице, поскольку он основан на законодательстве, принятом в каждой отдельной стране».
«КП намного сильнее каких бы то ни было методических указаний ОСЭР, потому что за КП стоит законодательство, которое может применяться в принудительном порядке. Это ОЭСР было бы хорошо поучиться у КП, а не наоборот. Ну и не в последнюю очередь, благодаря существованию КП конфликтные алмазы практически полностью исчезли – чего нельзя сказать об остальном минеральном сырье».
«Алмазы – самый контролируемый в мире товар. Я не понимаю, чему нам учиться у других, – искренне недоумевает Мееус. – Как вы знаете, такой же точки зрения придерживается каждый представитель нашей отрасли. Пора некоторым в США и ЕС начинать к ней прислушиваться!» – такова реакция Петера Мееуса на информацию о совещании, запланированном на 30 апреля.
История отраслевого сотрудничества
Работая через свои организации – алмазные биржи – отрасль достигла очень многого, поскольку они способны добиваться от своих членов соблюдения стандартов и правил. Нарушения могут привести к изгнанию из отрасли, причем в мировом масштабе.
Президент Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses) Эрни Блом (Ernie Blom) не был в курсе новой инициативы. Ему тоже пришло это странное приглашение, но он не отнесся к нему серьезно: «Да, 18 марта я получил электронное письмо от Сесилии. Поскольку приложенное ей сообщение носило расплывчатый характер – в нем упоминались Лондонская ассоциация рынка слитков драгоценных металлов [the London Bullion Market Association], форум по вопросам золота, какое-то информационное совещание по взаимному обмену знаниями и опытом – я не придал ему значения и попросил с ним разобраться своего генерального секретаря. Я, конечно же, не стал вдаваться в те подробности, о которых Вы говорите», – написал он мне в электронном письме.
В приглашении, которое переслала Сесилия Гарднер (CeciliaGardner), юрисконсульт Всемирного алмазного совета, действительно говорилось о другом мероприятии ОЭСР. И только ниже по тексту приглашения есть невыразительное упоминание о параллельном совещании 30 апреля.
Всемирный алмазный совет, ВФАБ и МАПА к участию не допущены
Эли Ицхакофф из Всемирного алмазного совета (World Diamond Council), Сесилия Гарднер из Всемирного алмазного совета и американского Комитета бдительности ювелиров (Jewelers Vigilance Committee), президенты алмазных бирж, в том числе Реувен Кауфман (Reuven Kaufman), президент нью-йоркского Клуба алмазных дилеров (Diamond Dealers Club), президенты ассоциаций производителей алмазов и бриллиантов (кроме Рони Вандерлиндена) – это далеко не полный список уважаемых (и при этом должным образом избранных) руководителей отрасли, которые не попали в «Телеконференц-группу Брэда».
«Несколько недель назад меня проинформировали об этой встрече в одном из регулярно получаемых мной уведомлений по электронной почте (пришло оно, насколько я помню, из Совета ответственных ювелиров [Responsible Jewellery Council]), и в нем я заметила абзац о параллельном обсуждении темы драгоценных камней [в Париже]», – вспоминает Сесилия Гарднер.
«Так я впервые узнала, что на повестке дня стоит этот вопрос! Прочтя абзац, я проинформировала [председателя правления Комитета бдительности ювелиров] Джеффри Фишера (Jeffrey Fischer) для его сведения и также сообщила нескольким другим руководителям алмазной отрасли [Эрни Блому и Стефану Фишлеру (Stephane Fischler)], на случай если им будет интересно поучаствовать.Я в парижском совещании не участвую».
Среди юристов высочайшей квалификации Сесилия Гарднер, возможно, самый опытный в Соединенных Штатах специалист по конфликтным алмазам и Кимберлийскому процессу. Ее организация – Комитет бдительности ювелиров – оказывает представителямювелирной отрасли помощь в вопросах права и профессиональной этики. Ее исключение из обсуждений в рамках ТГБ противоречит всякой логике.
Председатель Всемирного алмазного совета Эли Ицхакофф, который в свое время был должным образом избран представителем отрасли в оргкомитете по созданию Кимберлийского процесса задолго до его официального создания и которому принадлежит авторство внедренного в КП режима гарантий на готовые бриллианты, в ТГБ тоже не вошел. Значит, и никто из 25 членов правления ВАС, большинство из которых избраны от своих отраслевых организаций, не считая ювелиров. Это просто немыслимо – все они известны своей приверженностью к искоренению явления конфликтных алмазов. Эли Ицхакофф сообщил мне, что в парижской встрече он участвовать не намерен.
Соответствующие чиновники ОЭСР, вполне возможно, еще не в курсе всей ситуации в алмазной отрасли. Если говорить о годовом объеме выпуска бриллиантов, а он превышает 1 млрд. штук, 98 % этого объема (камни весом менее 0,07 карата), т.е. практически весь средний сегмент цепочки поставок, приходится на Индию и Китай. Индия играет ключевую роль. И если не привлечь Индию, никакие системы управления цепочками поставок и никакие методические указания просто не имеют смысла.
Президент Индийской алмазной биржи (Bharat Diamond Bourse) Ануп Мехта (Anoop Mehta) приглашения не получал. «Никакого приглашения я не получал. Перед тем как делать какие-то шаги, нужно консультироваться с теми, кто работает в различных центрах нашей отрасли», – ответил нам он.
Кто и что решает по парижской встрече 30 апреля?
Давайте будем смотреть на вещи в перспективе: совещание 30 апреля – это, по большому счету, очередное сборище «Телеконференц-группы Брэда». Вот что говорит Джеймс Эванс Ломб: «ОЭСР каждый год организует несколько форумов по различным темам конфликтного минерального сырья. Некоторые организации алмазной отрасли, например, индийский Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem and Jewellery Export Promotion Council) и Дубайский многотоварный центр (Dubai Multi Commodity Centre), действительно регулярно присоединяются к совещаниям по вопросам золота».
«Во время таких форумов или несколькими днями раньше или позже другие заинтересованные группы могут также организовать свои частные встречи. ОЭСР просто разрешает вам арендовать помещение, – продолжает Эванс Ломб, – и размещает объявление на своем сайте». [Ред.: Эванс Ломб тему финансирования обсуждать не захотел, однако нам известно, что помещение стоит €10 тыс. и оплачивается Великобританией и компанией Signet Jewelers.]
«У ОЭСР есть список рассылки с именами людей, которые в прошлом посещали такие форумы. Когда объявляется о проведении форума в рамках ОЭСР, упоминается и о встречах, проходящих параллельно. Но эти параллельные встречи не проводятся под эгидой ОЭСР», – продолжает он.
Это многое объясняет. Изначальное электронное сообщение с предложением «зарезервировать дату» касалось встречи в рамках ОЭСР, запланированной на 2-3 мая 2013 г. И она к алмазамникакого отношения не имеет. Этот форум посвящен экспертизе цепочек поставки олова, тантала, вольфрама и золота. Встреча будет проходить в конференц-зале ОЭСР, и в ней примет участие вице-председатель индийского Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC) Панкадж Парех (PankajParekh), который и раньше посещал форумы по вопросам золота.
При просмотре объявления о проведении форума ОЭСР на глаза попадается и сообщение о параллельном мероприятии 30 апреля 2013 г. Для участников форума формат приглашений под заголовком «Зарезервируйте дату…» вполне привычен. Ну а представители алмазной отрасли, которые впервые столкнулись с такой безличной формой приглашения, вообще не поняли, что их куда-то пригласили. В итоге, «приглашения» благополучно отправились в корзину почтового ящика.
Джеймс Эванс Ломб просто скопировал ту часть объявления о форуме ОЭСР, которая касалась параллельного мероприятия, вставил в письмо и разослал выбранным им заинтересованным лицам.
Разобравшись с этим, зададимся вопросом: а кто будет присутствовать на совещании 30 апреля? В первую очередь, все те, кто приедет на форум ОЭСР, могут зарегистрироваться и на него. Большинство из них (если не всех) алмазы интересуют мало, если вообще интересуют. Забронированное помещение вмещает 200 человек, однако вряд ли в конечном итоге среди участников совещания наберется более десятка представителей алмазной отрасли или отраслей, работающих с другими драгоценными камнями.
По решению ТГБ, представители Канады, Великобритании, Global Witness, «Ювелиров Америки» и Американской ассоциации производителей и импортеров алмазов совместно «определят цели совещания 30 апреля, его повестку дня, варианты потенциальных приглашенных лиц». Есть две группы участников совещания: те, кто регулярно посещает форумы ОЭСР, посвященные золоту и конфликтным минералам, и те, кто непосредственно отобран вышеупомянутыми членами ТГБ.
Что касается практических вопросов, то здесь, похоже, всем заправляют «Ювелиры Америки». Когда мы спросили об этом у президента и исполнительного директора ЮА Дэйвида Бонапарта, он подтвердил: «ЮА предложило помочь группе ускорить обработку приглашений и полученных на них ответов. В своем электронном письме вы делаете вывод о том, что мы «отвечаем» за этот вопрос. На самом деле это не так».
Спасибо, Дэйв. Задаем логичный вопрос: а кто тогда отвечает?
Надстройка на Кимберлийским процессом
Действительно, на совещании каких-то масштабных решений приниматься не будет. Заявленная цель совещания – познакомиться с опытом, обменяться информацией. Однако у ОЭСР может создаться впечатление, что она имеет дело с группой, представляющей все – нижний, средний и верхний – сегменты глобальной алмазной отрасли. Что со всей очевидностью не так. Наиболее значимых представителей там как раз нет.
На вопрос об ожидаемых результатах Эванс Ломб ответил, что их пока не определяли и не устанавливали, поскольку, мол, главный упор делается на обмен знаниями. У его коллег по ТГБ другая точка зрения.
В одном из своих писем в адрес ТГБ Анна Данбэкер, очерчивая повестку дня совещания, резюмирует: «Есть понимание того, что в тот или иной момент тему Кимберлийского процесса необходимо затронуть и что в ходе обсуждений эта тема, вне всякого сомнения, всплывет в любом случае. Дабы не посвящать Кимберлийскому процессу все совещание, предлагаем, чтобы модератор сказал о нем несколько слов в своей вступительной речи и поместил эту схему в контекст существующих сегодня задач. Эти задачи можно сформулировать как создание «надстройки» над КП».
Этим все сказано. Оставайтесь на нашей волне…
Этика директора по вопросам этических инициатив
Директору по вопросам инициатив в области профессиональной этики «Ювелиров Америки» Джеймсу Эвансу Ломбу членами ТГБ было поручено разослать эти самые уведомления под заголовком «Зарезервируйте дату…». События последних нескольких дней могут оставить ложное впечатление того, что принять участие в совещании могут любые заинтересованные лица. В реальности как раз наоборот. Вот, например, случай с президентом Международной конфедерации ювелирной промышленности (CIBJO) Гаэтано Кавальери (GaetanoCavalieri), если рассматривать его в контексте внутренних дебатов в ТГБ, полностью проясняет картину.
В середине марта членов группы попросили составить «приоритетные списки коллег из вашего круга общения, которых следует пригласить». К 3 апреля среди членов ТГБ был распространен перечень всех потенциальных кандидатов на приглашение. До этого приглашения были направлены только тем, кто значился в списках рассылки ОЭСР.Для обсуждения кандидатур была созвана телеконференция.
Катарина Шеферд из Европейской комиссии настаивала на приглашении Международной конфедерации ювелирной промышленности. На что Джеймс ответил ей: «до сих пор в списке из членов правления есть только Эли Ицхакофф, Сесилия Гарднер, Джеймс Каридж (James Courage) и Ари Эпштейн (Ari Epstein». Мы связались с этими людьми. Все они категорически заявили, что не имеют ни малейшего отношения к CIBJO, трое из них отвергли всякую мысль об участии в совещании. Катарина не сдавалась: «Я так понимаю, представитель CIBJO, с которым мы имеем дело [по вопросам деятельности ЕК применительно к сфере ювелирной промышленности], это президент CIBJO Гаэтано Кавальери.Может, нам следуют включить его в список?»
В своем электронном письме, отправленном прямо в ходе телеконференции, директор ЮА по вопросам инициатив в области профессиональной этики ответил ей: «Интересно. Зависит от того, чего мы хотим от этой встречи. Если вы хотите опуститься до дешевых рисовок и выяснений, кто кого круче, тогда конечно. Это человек, про которого в открытую говорят, что он призывает истреблять НГО как крыс». Эта клеветническая ремарка (возможно, дающая основания требовать сатисфакции в суде) вызвала бурю возмущения в киберпространстве ТГБ. Некоторые «выразили надежду, что общими усилиями удастся заставить Джеймса уйти из отрасли».
Я спросил Джеймса Эванса Ломба об этом инциденте. Он ответил, что «Ювелиры Америки» «последовательно выступают за максимально открытый и прозрачный характер встречи [30 апреля]. … В этой связи, приглашения были направлены в адрес [людей], предложенных любым из изначальных участников телеконференций – в том числе, по моему настоянию, и Гаэтано. … Не все из участников телеконференции поначалу разделяли эту позицию, хотя в конечном итоге согласились.Ведь у некоторых были замечания по ряду приглашаемых людей – Гаэтано лишь один их них».
Процесс «отбора» поражает воображение
Директор «Ювелиров Америки» по вопросам профессиональной этики явно сам себе противоречит. Нам он говорит, что «настаивал» на включении Гаэтано Кавальери. А в узком кругу – в переписке с ЕК – он настолько дискредитировал президента CIBJO, что сесть с ним за один стол стало теперь фактически невозможно. Сам Кавальери очень расстроен. «CIBJO, – говорит он, – единственная в мире из всех общественных организаций ювелирной отрасли имеет официальный статус консультанта при Экономическом и социальном совете ООН». Можете себе представить, чтобы он был против общественных организаций? Глава одной из британских ассоциаций ювелиров опасается, что это может отразиться на отношениях между CIBJO и Европейской комиссией.
Отсюда вытекает более фундаментальный вопрос: а кто такие эти должностные лица правительственных и неправительственных организаций, собравшиеся в немногочисленную самопровозглашенную группку и взявшие на себя право судить, кого из должным образом избранных представителей отрасли приглашать или не приглашать на вроде бы предварительную встречу, которая, однако, может задать тон и направление последующей бурной деятельности органов ОЭСР в сфере конфликтных алмазов. Алмазная отрасль уникальна тем, что у избранного руководства отрасли есть власть заставлять членов отрасли соблюдать правила. Без этого любая практика регулирования при помощи каких бы то ни было методических указаний обречена на провал.
Эванс Ломб не скрывает, что обсуждались многие кандидаты на получение приглашения. «Я полагаю, все участники телеконференций пытались убедиться в том, что совещание будет посвящено получению представления как о тех требованиях, которые изложены в методических рекомендациях ОЭСР, так и о том, каким образом они затрагивают сферу драгоценных камней, а не теме Кимберлийского процесса и алмазов во всех еe мельчайших подробностях.При этом у многих участников, так или иначе имевших дело с КП, остались самые разные впечатления от этого опыта, и некоторые из них сдержанно отнеслись к идее снова оказаться в аналогичной ситуации, если она повторится», – заявил Эванс Ломб. Он отвергает всякое предположение о том, что за его ремаркой о крысах стоит неприязнь к Гаэтано Кавальери – личная или со стороны «Ювелиров Америки».
Из электронного письма Эванса Ломба и последующей с ним беседы становится очевидным, что ТГБ намеренно создает предпосылки к исключению из участия в ее работе всех тех, кто был причастен к так называемым «ситуациям» в рамках Кимберлийского процесса. Слова Эванса Ломба полностью подтверждают наш вывод о том, что совершается попытка вырвать вопрос конфликтных алмазов из рук традиционного руководства отрасли. Хорошо это или плохо на самом деле, покажет лишь время. Однако правильным началом это, похоже, назвать нельзя.
ОЭСР ПОСТАВИЛА НЕ НА ТУ ЛОШАДЬ
Если ОЭСР хочет распространить свои методические указания по конфликтным минералам на цепочку поставок алмазного сырья и бриллиантов, то единственным подходящим отраслевым партнером, который преследует абсолютно аналогичные цели, может быть только Всемирный алмазный совет. В одном недавнем исследовании ОЭСР содержится следующий вывод: «Сотрудничество между правительствами, отраслью и гражданским обществом в рамках Кимберлийского процесса способствовало обузданию потока конфликтных алмазов за относительно короткий промежуток времени».
Методические указания ОЭСР предназначены для применения компаниями (частным сектором), участвующими в цепочке поставок. Всемирный алмазный совет был создан частным сектором, объединенным во Всемирную федерацию алмазных бирж и Международную ассоциацию производителей алмазов. Всемирный алмазный совет представляет всю цепочку поставок алмазного сырья и бриллиантов от рудника до розничной торговли.
Всемирный алмазный совет – единственная признанная и уважаемая на международном уровне организация, которая прекрасно представляла и представляеталмазную отрасль в переговорах с правительствами и структурами гражданского общества, направленных на искоренение такого пагубного явления, как конфликтные алмазы, и которая всегда позиционирует алмазную отрасль как неотъемлемую часть любого решения.
Попытка нескольких самозванцев намеренно не включать Всемирный алмазный совет в «Телеконференц-группу Брэда» вынуждает ОЭСР идти по дороге, ведущей в никуда. Для ОЭСР это упущенная возможность – как, собственно, и для алмазной отрасли. Однако развернуться в обратную сторону и воспользоваться преимуществом момента еще не поздно.
Signet Jewelers призывает своих поставщиков бриллиантов принять участие в парижской встрече
В электронном письме от 8 апреля в адрес поставщиков вице-президент Signet Jewelers по корпоративным вопросам Дэйвид Буффард (David Bouffard) пишет: «По просьбе Государственного департамента США компания Signet [Jewelers Ltd] согласилась выступить одним из спонсоров круглого стола на тему ответственной цепочки поставок драгоценных камней, который состоится 30 апреля в ОЭСР в Париже». Судя по дате, письмо отправлено через два дня после наших запросов в Госдепартамент относительно принятых у них правил направления приглашений.
«Возможно, вам известно, что Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию разработаны «Методические указания по проведению экспертизы источников минерального сырья, поступающего из зон вооруженных конфликтов и высоких рисков», которые в настоящее время распространяются на золото, олово, вольфрам и тантал, – пишет Буффард. – В рамках парижского совещания предполагается обсудить, каким образом подход, положенный в основу упомянутых методических указаний, может быть применен в сфере драгоценных камней. На совещании – исходя из многостороннего подхода ОЭСР – будут представлены правительства, коммерческие круги и гражданское общество».
«С учетом значимости совещания ОЭСР по вопросам драгоценных камней (в том числе алмазов) хотел бы проинформировать вас о его проведении и дать возможность принять в нем участие», – резюмирует Буффард