В ответ я слышал совершенно разные ответы: и положительные, и отрицательные. Все это натолкнуло меня на мысль о том, что универсальное решение этой проблемы просто отсутствует. Но вопрос не должен оставаться открытым, поэтому я постарался обобщить услышанные мнения и свой практический опыт и предложить Вашему вниманию несколько вариантов развития событий.
Решение #1: Полное отсутствие ювелирных украшений на продавцах-консультантах. Такой подход очень часто можно наблюдать в небольших магазинах, где руководители просят снимать абсолютно все украшения.
Плюсы.
+ Более комфортный процесс примерки украшений на продавце-консультанте. Иногда покупатели просят примерить украшение консультанта, чтобы посмотреть на изделие со стороны. Постоянно снимать свои украшения и надевать другие – не комфортно ни для продавца, ни для покупателей.
+ Экономия. Вам не требуется покупать для продавцов-консультантов корпоративные украшения.
+ Простота контроля. Несложно контролировать управляющему, поскольку сразу видно «провинившихся».
Минусы.
- Возражения от продавцов-консультантов. Иногда руководители просят снимать абсолютно все украшений – и обручальные кольца и религиозные подвесы. Лично я считаю такой подход аморальным, поскольку он зачастую идет в разрез с внутренними моральными принципами сотрудников. Вряд ли сотрудника можно назвать не лояльным только от того, что он отказался снимать обручальное кольцо на работе.
- Ощущение «сапожника без сапог». Когда на консультантах вообще нет украшений – образ кажется пустым и не дополненным. Я не говорю о том, что украшения на продавцах-консультантах должны быть яркими и притягивать взгляды покупателей, но вполне допустимы легкие и неброские украшения.
Решение #2: Разрешить одевать продавцам-консультантам личные украшения. Этот подход также встречается нередко и имеет как плюсы, так и минусы.
Плюсы.
+ Экономия. Вам не требуется покупать для продавцов-консультантов корпоративные украшения. Они надевают личные ювелирные украшения.
+ Дополненный образ консультанта. Девушки (а в основном статья касается именно девушек-консультантов) в ювелирных украшениях всегда смотрятся более гармонично.
Минусы.
- Сложность контроля. Обязательно пропишите в корпоративных стандартах вашего магазина допустимые варианты украшений, которые можно носить на работе. Регламентируйте максимальное количество изделий на консультанте, например: часы, одно кольцо, серьги, один подвес (тем самым вы исключите браслеты, броши, пирсинги и т. д.).
Далее необходимо сфотографировать возможные и запрещенные варианты. Недостаточно просто описать «легкие, необъемные кольца», потому что каждый поймет это по своему и контролировать администратору будет сложнее.
Также стоит указать, что нельзя использовать бижутерию. А если консультант работает в «золотом» зале, а носит серебро – это тоже может спровоцировать дополнительные вопросы.
- Возможность попасть в каверзную ситуацию. А ситуаций таким может быть целое множество. Например, вы презентуете украшение завода «Платина» и рассказываете о качестве изделий, художественным языком описываете его украшения. Но когда вам зададут вопрос «А вы сейчас в украшениях завода «Платина»?», непросто подобрать правильные ответы. Если вы приняли решение разрешить консультантам носить свои украшения, стоит сразу продумать все возможные «тонкие» ситуации.
Решение #3: Предоставить продавцам-консультантам ювелирные украшения из ассортимента вашего магазина. Этот подход я встречаю крайне редко и чаще его используют компании, предлагающие украшения для одного сегмента или одного производителя. Давайте также рассмотрим данный вариант со всех сторон.
Плюсы.
+ Рекомендации консультантов становятся более весомыми, когда они предлагают украшения, которые предпочитают сами. Но и тут есть свои нюансы. Это касается работы с сегментом, который предпочитает эксклюзив, поэтому необходимо очень тонко подойти к подбору корпоративных украшений.
+ Единый стиль ювелирных украшений на продавцах-консультантах. Это тоже очень важно, каждый консультант будет дополнять друг друга и это единство обязательно оценят покупатели.
Минусы.
- Высокие расходы на закупку корпоративных ювелирных украшений. Вам предстоит за счет чистой прибыли закупить комплекты ювелирных украшений и часов для каждого консультанта. Также сложно просчитать возврат данных инвестиций. Нужно четко понимать, что на прилавок эти украшения уже никогда не попадут. Вам необходимо будет или передавать их от консультанта к консультанту, или использовать в качестве дополнительно мотивации и оставлять в собственности консультантов по истечении определенного срока.
- Острый вопрос материальной ответственности. Сразу решите данный вопрос. Вы выдали консультанту украшения в пользование. Решите вопрос с хранением украшений. Не забудьте подготовить ответ на вопрос консультантов «Что будет, если украшение испортится/сломается, кто за это будет платить?»
- Тонкий подход в выборе ювелирных украшений. Если вы продаете украшение узкой товарной группы (только бриллианты) или одного завода-производителя – с вами все просто. Вы подбираете украшения из новой коллекции и определенной товарной группы. Но как быть, когда у вас 20 поставщиков украшений и все сотрудники могут работать, как в «серебре», так и «золоте», причем с драгоценными и ювелирными камнями?
Итак, мы рассмотрели несколько вариантов решений данного вопроса. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы. Я уверен, что правильное решение можно принять после глубокого анализа целевой аудитории и предлагаемых украшений. Также помните, что украшения на продавцах-консультантах должны быть максимально недорогими, чтобы не смущать покупателей.
На тренинге «Удвоение продаж ювелирных украшений» мы более детально рассматриваем вопросы внешнего вида консультантов и выстраиваем алгоритм обслуживания и продаж.
- Делайте бизнес ярко!
Артур Салякаев, бизнес-консультант по развитию ювелирного бизнеса.
Вы можете получить гораздо больше интересных и полезных материалов, подписавшись на рассылку от «Ювелирного Альманаха».
[ Ювелирные Известия ]