Как провести мозговой штурм правильно? Пошаговая инструкция

Раздел: Повышение квалификации
21 апреля 2013 г.

В сво­их ви­део­кур­сах и ста­тьях бес­плат­ной рас­сыл­ки Ювелирного Альманаха я ча­сто при­зы­ваю ру­ко­во­ди­те­лей юве­лир­ных ком­па­ний про­ве­сти моз­го­вой штурм, что­бы сге­не­ри­ро­вать но­вые идеи и опре­де­лить наи­бо­лее эф­фек­тив­ные ре­ше­ния.
Са­мое вре­мя рас­ска­зать, как имен­но не­об­хо­ди­мо про­во­дить моз­го­вые штур­мы, что­бы по­лу­чать мак­си­маль­ные ре­зуль­та­ты. Не­ко­то­рые ру­ко­во­ди­те­ли счи­та­ют, что это оче­вид­но, но на прак­ти­ке я не раз встре­чал ошиб­ки со сто­ро­ны участ­ни­ков и да­же ве­ду­щих моз­го­вых штур­мов.

В жур­на­лах и Ин­тер­не­те очень мно­го на­пи­са­но на эту те­му, мне же по­нра­вил­ся струк­ту­ри­ро­ван­ный под­ход Иго­ря Ман­на, ко­то­рый в кни­ге «Без бюд­же­та» пред­ло­жил свою ме­то­ди­ку. Я ее не­мно­го до­ра­бо­тал и поль­зу­юсь по­след­ние не­сколь­ко лет.

Под­го­тов­ка к моз­го­во­му штур­му

1. Опре­де­ли­те те­му.
Очень важ­но пра­виль­но и за­ра­нее обо­зна­чить те­му моз­го­во­го штур­ма. Те­ма «Рекла­ма на­ше­го ма­га­зи­на» или «Низ­кие про­да­жи» вряд ли бу­дет иметь успех. Го­во­ри­те на язы­ке ре­зуль­та­тов: «Как уве­ли­чить про­да­жу до­пол­ни­тель­ных ак­сес­су­а­ров в лет­ний пе­ри­од?» или «Ка­ки­ми ин­стру­мен­та­ми мы мо­жем по­вы­сить ло­яль­ность по­ку­па­те­лей Premium сег­мен­та?».
За­ра­нее дай­те те­му всем участ­ни­кам, что­бы они смог­ли под­го­то­вить­ся, то­гда моз­го­вой штурм нач­нет­ся бо­лее яр­ко.

2. Под­го­товь­те ме­сто про­ве­де­ния.
Сто­ит уде­лить долж­ное вни­ма­ние по­ме­ще­нию, в ко­то­ром бу­дет про­во­дить­ся моз­го­вой штурм. Оно долж­но быть свет­лым и с хо­ро­шей вен­ти­ля­ци­ей, ни­что не долж­но пре­пят­ство­вать ра­бо­те моз­га и мак­си­маль­ной фо­ку­си­ров­ке.
Иде­аль­но, ес­ли вы смо­же­те ис­поль­зо­вать круг­лый стол, как в те­ле­пе­ре­да­че «Что? Где? Ко­гда?».
Оре­хи, шо­ко­лад, ко­фе – не­отъ­ем­ле­мые ка­та­ли­за­то­ры моз­го­вой ак­тив­но­сти для не­ко­то­рых лю­дей. По­за­боть­тесь над тем, что­бы они при­сут­ство­ва­ли в до­ста­точ­ном объ­е­ме.
Та­к­же я не ре­ко­мен­дую про­во­дить моз­го­вой штурм в тор­го­вой пло­ща­ди. Ме­сто по­сто­ян­но­го при­сут­ствия на­кла­ды­ва­ет на че­ло­ве­ка «штам­пы мыш­ле­ния». Ес­ли же вы хо­ти­те но­вых и яр­ких идей – со­здай­те имен­но та­кую ат­мо­сфе­ру.

3. Про­верь­те обо­ру­до­ва­ние.
Для про­ве­де­ния моз­го­во­го штур­ма Вам по­тре­бу­ет­ся флип­чарт и цвет­ные мар­ке­ры. Флип­чарт – это боль­шой блок­нот на нож­ках, за­пи­сы­вай­те в не­го все идеи, так они вы­гля­дят бо­лее струк­ту­ри­ро­ван­но и на­гляд­но. А с по­мо­щью цвет­ных мар­ке­ров удоб­но в даль­ней­шем вы­де­лять кон­крет­ные идеи.

4. Со­ставь­те спи­сок об­щих пра­вил.
До на­ча­ла моз­го­во­го штур­ма опре­де­ли­те об­щие ор­га­ни­за­ци­он­ные пра­ви­ла:

  • вре­мя про­ве­де­ния моз­го­во­го штур­ма (о­быч­но до­ста­точ­но 30-60 ми­нут),
  • пол­ное от­клю­че­ние мо­биль­ных те­ле­фо­нов (ре­ко­мен­дую от­ка­зать­ся да­же от виб­ро­ре­жи­ма)

Участ­ни­ки моз­го­во­го штур­ма

1. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство участ­ни­ков.
Вряд ли вдво­ем мож­но про­ве­сти про­дук­тив­ный моз­го­вой штурм, но и вы­кри­ки два­дца­ти че­ло­век ско­рее бу­дут на­по­ми­нать гал­деж, не­же­ли моз­го­вой штурм. На мой взгляд, оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство участ­ни­ков 6-9. Та­к­же сто­ит пом­нить, что на штур­ме вам нуж­ны кре­а­тив­ные, ини­ци­а­тив­ные лю­ди, а не скеп­ти­ки, ко­то­рые бу­дут кри­ти­ко­вать лю­бые идеи и пе­ре­ме­ны, при­гла­шай­те нуж­ных лю­дей.

2. Рас­пре­де­ли­те­ро­ли.

  • Ве­ду­щий. На моз­го­вом штур­ме обя­за­тель­но дол­жен быть ве­ду­щий. Он яв­ля­ет­ся ка­пи­та­ном ко­раб­ля, на­прав­ля­ет ход диа­ло­га в нуж­ное рус­ло, под­бад­ри­ва­ет “за­жа­ты­х” участ­ни­ков и сдер­жи­ва­ет ги­пе­р­ак­тив­ных. Он за­да­ет об­щее на­стро­е­ние моз­го­во­го штур­ма. Это дол­жен быть от­кры­тый и от­вет­ствен­ный че­ло­век, ведь на не­го воз­ло­же­на боль­шая от­вет­ствен­но­сть­!
  • Про­то­ко­ли­ст. Все идеи не­об­хо­ди­мо фик­си­ро­вать на флип­чарт, имен­но этим и за­ни­ма­ет­ся про­то­ко­ли­ст. За­ча­стую ве­ду­щий сам за­пи­сы­ва­ет идеи, лич­но я не ви­жу в этом ни­че­го пло­хо­го. Глав­ное, что­бы это не ме­ша­ло про­цес­су.
  • Моз­го­вой цен­тр. Ну и обя­за­тель­но долж­ны быть участ­ни­ки, не­кий моз­го­вой цен­тр, ко­то­рый бу­дет пред­ла­гать ре­ше­ния в рам­ках на­шей те­мы.

Про­ве­де­ние моз­го­во­го штур­ма

Итак, ко­гда вы пол­но­стью под­го­то­ви­лись, мож­но пе­ре­хо­дить не­по­сред­ствен­но к про­ве­де­нию моз­го­во­го штур­ма. Что­бы эф­фек­тив­но его про­ве­сти, нуж­но за­пом­нить три ос­нов­ных пра­ви­ла.

Пра­ви­ло#1. Не кри­ти­ко­вать иде­и! Это, по­жа­луй, са­мое ос­нов­ное пра­ви­ло, ко­то­рое край­не не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать. Кри­ти­кой вы вго­ни­те в сту­пор ав­то­ра идеи и дру­гих участ­ни­ков и вряд ли смо­же­те услы­шать от них еще хоть сло­во. Моз­го­вой штурм по­лу­чил свое на­зва­ние по­то­му, что все участ­ни­ки сов­мест­но штур­му­ют од­ну цель (те­му), а не оце­ни­ва­ют част­ный вклад в об­щее де­ло.

Пра­ви­ло#2. Не об­суж­дать идеи во вре­мя моз­го­во­го штур­ма. Это так­же очень рас­про­стра­нен­ная ошиб­ка. Са­мые успеш­ные и но­вые про­ек­ты все­гда на­хо­дят­ся за гра­нью по­ни­ма­ния боль­шей ча­сти об­ще­ствен­но­сти. Ген­ри Форд как-то ска­зал ”Ес­ли бы я спро­сил лю­дей, че­го они хо­тят, они бы по­про­си­ли бо­лее быст­рую ло­ша­дь”. Ес­ли вы хо­ти­те но­вых и яр­ких идей – поз­воль­те участ­ни­кам рас­ши­рить гра­ни­цы ра­зу­ма. “Да­вай­те ку­пим оско­лок ме­тео­ри­та и бу­дем ис­поль­зо­вать его в юве­лир­ных из­де­ли­ях” – за­пи­са­ли! “Пред­ла­гаю от­крыть юве­лир­ный ма­га­зин в пу­сты­не” – за­фик­си­ро­ва­ли! “А мо­жет, от­че­ка­ним мо­не­ты сча­стья с на­шим ло­го­ти­пом и бу­дем раз­да­вать их на ули­це” – от­лич­но, за­нес­ли в спи­со­к!
Все идеи долж­ны быть в спис­ке, без ис­клю­че­ний­!

Пра­ви­ло#3. По­ощ­ряй­те участ­ни­ко­в! Вы мо­же­те объ­явить приз са­мо­му ак­тив­но­му участ­ни­ку (на­при­мер, до­пол­ни­тель­ный день от­пус­ка или пре­мию) или же да­вай­те не­боль­шой бо­нус за каж­дую пред­ло­жен­ную идею.

Ра­бо­та по­сле моз­го­во­го штур­ма

Вы сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми со­ста­ви­ли спи­сок из де­сят­ков но­вых идей по ре­ше­нию кон­крет­ной за­да­чи. Те­перь на­ста­ло вре­мя об­су­дить воз­мож­но­сти ре­а­ли­за­ции каж­дой из них.

  1. Об­су­ди­те каж­дую идею и по­про­си­те каж­до­го участ­ни­ка вы­де­лить 3-5 наи­бо­лее успеш­ных на его взгляд. По­сле это­го вы по­лу­чи­те шорт-лист наи­бо­лее удач­ные идей.
  2. Вы­пи­ши­те эти идеи на от­дель­ный ли­ст, обо­значь­те от­вет­ствен­ных и сро­ки ис­пол­не­ния.
  3. По­весь­те этот лист на вид­ное ме­сто. Каж­дый от­вет­ствен­ный, по за­вер­ше­нию сво­ей за­да­чи, дол­жен ее за­черк­нуть. Это силь­но сти­му­ли­ру­ет лю­дей.

Ес­ли вы хо­ти­те по­лу­чить бес­плат­ный ком­плект обу­ча­ю­щих ма­те­ри­а­лов, прой­ди­те ре­ги­стра­цию на глав­ной стра­ни­це Юве­лир­но­го Аль­ма­на­ха.

Же­лаю вам успе­хов в про­ве­де­нии моз­го­во­го штур­ма!

- Де­лай­те биз­нес яр­ко!
Ар­тур Са­ля­ка­ев, биз­нес-кон­суль­тант по раз­ви­тию юве­лир­но­го биз­не­са.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->