Как провести мозговой штурм правильно? Пошаговая инструкция

Раздел: Повышение квалификации
21 апреля 2013 г.

В сво­их ви­део­кур­сах и ста­тьях бес­плат­ной рас­сыл­ки Ювелирного Альманаха я ча­сто при­зы­ваю ру­ко­во­ди­те­лей юве­лир­ных ком­па­ний про­ве­сти моз­го­вой штурм, что­бы сге­не­ри­ро­вать но­вые идеи и опре­де­лить наи­бо­лее эф­фек­тив­ные ре­ше­ния.
Са­мое вре­мя рас­ска­зать, как имен­но не­об­хо­ди­мо про­во­дить моз­го­вые штур­мы, что­бы по­лу­чать мак­си­маль­ные ре­зуль­та­ты. Не­ко­то­рые ру­ко­во­ди­те­ли счи­та­ют, что это оче­вид­но, но на прак­ти­ке я не раз встре­чал ошиб­ки со сто­ро­ны участ­ни­ков и да­же ве­ду­щих моз­го­вых штур­мов.

В жур­на­лах и Ин­тер­не­те очень мно­го на­пи­са­но на эту те­му, мне же по­нра­вил­ся струк­ту­ри­ро­ван­ный под­ход Иго­ря Ман­на, ко­то­рый в кни­ге «Без бюд­же­та» пред­ло­жил свою ме­то­ди­ку. Я ее не­мно­го до­ра­бо­тал и поль­зу­юсь по­след­ние не­сколь­ко лет.

Под­го­тов­ка к моз­го­во­му штур­му

1. Опре­де­ли­те те­му.
Очень важ­но пра­виль­но и за­ра­нее обо­зна­чить те­му моз­го­во­го штур­ма. Те­ма «Рекла­ма на­ше­го ма­га­зи­на» или «Низ­кие про­да­жи» вряд ли бу­дет иметь успех. Го­во­ри­те на язы­ке ре­зуль­та­тов: «Как уве­ли­чить про­да­жу до­пол­ни­тель­ных ак­сес­су­а­ров в лет­ний пе­ри­од?» или «Ка­ки­ми ин­стру­мен­та­ми мы мо­жем по­вы­сить ло­яль­ность по­ку­па­те­лей Premium сег­мен­та?».
За­ра­нее дай­те те­му всем участ­ни­кам, что­бы они смог­ли под­го­то­вить­ся, то­гда моз­го­вой штурм нач­нет­ся бо­лее яр­ко.

2. Под­го­товь­те ме­сто про­ве­де­ния.
Сто­ит уде­лить долж­ное вни­ма­ние по­ме­ще­нию, в ко­то­ром бу­дет про­во­дить­ся моз­го­вой штурм. Оно долж­но быть свет­лым и с хо­ро­шей вен­ти­ля­ци­ей, ни­что не долж­но пре­пят­ство­вать ра­бо­те моз­га и мак­си­маль­ной фо­ку­си­ров­ке.
Иде­аль­но, ес­ли вы смо­же­те ис­поль­зо­вать круг­лый стол, как в те­ле­пе­ре­да­че «Что? Где? Ко­гда?».
Оре­хи, шо­ко­лад, ко­фе – не­отъ­ем­ле­мые ка­та­ли­за­то­ры моз­го­вой ак­тив­но­сти для не­ко­то­рых лю­дей. По­за­боть­тесь над тем, что­бы они при­сут­ство­ва­ли в до­ста­точ­ном объ­е­ме.
Та­к­же я не ре­ко­мен­дую про­во­дить моз­го­вой штурм в тор­го­вой пло­ща­ди. Ме­сто по­сто­ян­но­го при­сут­ствия на­кла­ды­ва­ет на че­ло­ве­ка «штам­пы мыш­ле­ния». Ес­ли же вы хо­ти­те но­вых и яр­ких идей – со­здай­те имен­но та­кую ат­мо­сфе­ру.

3. Про­верь­те обо­ру­до­ва­ние.
Для про­ве­де­ния моз­го­во­го штур­ма Вам по­тре­бу­ет­ся флип­чарт и цвет­ные мар­ке­ры. Флип­чарт – это боль­шой блок­нот на нож­ках, за­пи­сы­вай­те в не­го все идеи, так они вы­гля­дят бо­лее струк­ту­ри­ро­ван­но и на­гляд­но. А с по­мо­щью цвет­ных мар­ке­ров удоб­но в даль­ней­шем вы­де­лять кон­крет­ные идеи.

4. Со­ставь­те спи­сок об­щих пра­вил.
До на­ча­ла моз­го­во­го штур­ма опре­де­ли­те об­щие ор­га­ни­за­ци­он­ные пра­ви­ла:

  • вре­мя про­ве­де­ния моз­го­во­го штур­ма (о­быч­но до­ста­точ­но 30-60 ми­нут),
  • пол­ное от­клю­че­ние мо­биль­ных те­ле­фо­нов (ре­ко­мен­дую от­ка­зать­ся да­же от виб­ро­ре­жи­ма)

Участ­ни­ки моз­го­во­го штур­ма

1. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство участ­ни­ков.
Вряд ли вдво­ем мож­но про­ве­сти про­дук­тив­ный моз­го­вой штурм, но и вы­кри­ки два­дца­ти че­ло­век ско­рее бу­дут на­по­ми­нать гал­деж, не­же­ли моз­го­вой штурм. На мой взгляд, оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство участ­ни­ков 6-9. Та­к­же сто­ит пом­нить, что на штур­ме вам нуж­ны кре­а­тив­ные, ини­ци­а­тив­ные лю­ди, а не скеп­ти­ки, ко­то­рые бу­дут кри­ти­ко­вать лю­бые идеи и пе­ре­ме­ны, при­гла­шай­те нуж­ных лю­дей.

2. Рас­пре­де­ли­те­ро­ли.

  • Ве­ду­щий. На моз­го­вом штур­ме обя­за­тель­но дол­жен быть ве­ду­щий. Он яв­ля­ет­ся ка­пи­та­ном ко­раб­ля, на­прав­ля­ет ход диа­ло­га в нуж­ное рус­ло, под­бад­ри­ва­ет “за­жа­ты­х” участ­ни­ков и сдер­жи­ва­ет ги­пе­р­ак­тив­ных. Он за­да­ет об­щее на­стро­е­ние моз­го­во­го штур­ма. Это дол­жен быть от­кры­тый и от­вет­ствен­ный че­ло­век, ведь на не­го воз­ло­же­на боль­шая от­вет­ствен­но­сть­!
  • Про­то­ко­ли­ст. Все идеи не­об­хо­ди­мо фик­си­ро­вать на флип­чарт, имен­но этим и за­ни­ма­ет­ся про­то­ко­ли­ст. За­ча­стую ве­ду­щий сам за­пи­сы­ва­ет идеи, лич­но я не ви­жу в этом ни­че­го пло­хо­го. Глав­ное, что­бы это не ме­ша­ло про­цес­су.
  • Моз­го­вой цен­тр. Ну и обя­за­тель­но долж­ны быть участ­ни­ки, не­кий моз­го­вой цен­тр, ко­то­рый бу­дет пред­ла­гать ре­ше­ния в рам­ках на­шей те­мы.

Про­ве­де­ние моз­го­во­го штур­ма

Итак, ко­гда вы пол­но­стью под­го­то­ви­лись, мож­но пе­ре­хо­дить не­по­сред­ствен­но к про­ве­де­нию моз­го­во­го штур­ма. Что­бы эф­фек­тив­но его про­ве­сти, нуж­но за­пом­нить три ос­нов­ных пра­ви­ла.

Пра­ви­ло#1. Не кри­ти­ко­вать иде­и! Это, по­жа­луй, са­мое ос­нов­ное пра­ви­ло, ко­то­рое край­не не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать. Кри­ти­кой вы вго­ни­те в сту­пор ав­то­ра идеи и дру­гих участ­ни­ков и вряд ли смо­же­те услы­шать от них еще хоть сло­во. Моз­го­вой штурм по­лу­чил свое на­зва­ние по­то­му, что все участ­ни­ки сов­мест­но штур­му­ют од­ну цель (те­му), а не оце­ни­ва­ют част­ный вклад в об­щее де­ло.

Пра­ви­ло#2. Не об­суж­дать идеи во вре­мя моз­го­во­го штур­ма. Это так­же очень рас­про­стра­нен­ная ошиб­ка. Са­мые успеш­ные и но­вые про­ек­ты все­гда на­хо­дят­ся за гра­нью по­ни­ма­ния боль­шей ча­сти об­ще­ствен­но­сти. Ген­ри Форд как-то ска­зал ”Ес­ли бы я спро­сил лю­дей, че­го они хо­тят, они бы по­про­си­ли бо­лее быст­рую ло­ша­дь”. Ес­ли вы хо­ти­те но­вых и яр­ких идей – поз­воль­те участ­ни­кам рас­ши­рить гра­ни­цы ра­зу­ма. “Да­вай­те ку­пим оско­лок ме­тео­ри­та и бу­дем ис­поль­зо­вать его в юве­лир­ных из­де­ли­ях” – за­пи­са­ли! “Пред­ла­гаю от­крыть юве­лир­ный ма­га­зин в пу­сты­не” – за­фик­си­ро­ва­ли! “А мо­жет, от­че­ка­ним мо­не­ты сча­стья с на­шим ло­го­ти­пом и бу­дем раз­да­вать их на ули­це” – от­лич­но, за­нес­ли в спи­со­к!
Все идеи долж­ны быть в спис­ке, без ис­клю­че­ний­!

Пра­ви­ло#3. По­ощ­ряй­те участ­ни­ко­в! Вы мо­же­те объ­явить приз са­мо­му ак­тив­но­му участ­ни­ку (на­при­мер, до­пол­ни­тель­ный день от­пус­ка или пре­мию) или же да­вай­те не­боль­шой бо­нус за каж­дую пред­ло­жен­ную идею.

Ра­бо­та по­сле моз­го­во­го штур­ма

Вы сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми со­ста­ви­ли спи­сок из де­сят­ков но­вых идей по ре­ше­нию кон­крет­ной за­да­чи. Те­перь на­ста­ло вре­мя об­су­дить воз­мож­но­сти ре­а­ли­за­ции каж­дой из них.

  1. Об­су­ди­те каж­дую идею и по­про­си­те каж­до­го участ­ни­ка вы­де­лить 3-5 наи­бо­лее успеш­ных на его взгляд. По­сле это­го вы по­лу­чи­те шорт-лист наи­бо­лее удач­ные идей.
  2. Вы­пи­ши­те эти идеи на от­дель­ный ли­ст, обо­значь­те от­вет­ствен­ных и сро­ки ис­пол­не­ния.
  3. По­весь­те этот лист на вид­ное ме­сто. Каж­дый от­вет­ствен­ный, по за­вер­ше­нию сво­ей за­да­чи, дол­жен ее за­черк­нуть. Это силь­но сти­му­ли­ру­ет лю­дей.

Ес­ли вы хо­ти­те по­лу­чить бес­плат­ный ком­плект обу­ча­ю­щих ма­те­ри­а­лов, прой­ди­те ре­ги­стра­цию на глав­ной стра­ни­це Юве­лир­но­го Аль­ма­на­ха.

Же­лаю вам успе­хов в про­ве­де­нии моз­го­во­го штур­ма!

- Де­лай­те биз­нес яр­ко!
Ар­тур Са­ля­ка­ев, биз­нес-кон­суль­тант по раз­ви­тию юве­лир­но­го биз­не­са.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->