На протяжении всего времени существования ОАО АК «АЛРОСА» как добывающего предприятия, имеющего право и возможности реализовывать алмазы на свободном рынке, с большим трудом формировался отечественный рынок переработки сырья и производства бриллиантов. Кому-то повезло, и они смогли открыть бизнес и более-менее успешно вести дела, а кому-то повезло намного меньше. Но, несмотря на активную торговлю компании «АЛРОСА» сырьем, отечественная алмазоперерабатывающая отрасль так и не смогла стать доходной статьей государственного бюджета. Вся прибыль в этом достаточно специфическом бизнесе формируется на экспорте алмазов за рубеж. Самым главным и истинным покупателем остаются приезжающие из Израиля, Бельгии, Индии торгово-закупочные предприятия. И если смотреть правде в глаза, то и российские гранильные предприятия или учреждены иностранными гражданам и компаниями, или работают под конкретных зарубежных инвесторов. И лишь единицы из них пытаются создать что-то собственное и независимое от субъективной воли спекулянтов, ориентироваться исключительно на предпочтения свободного рынка и прямых потребителей драгоценностей, то есть рядовых граждан, приобретающих ювелирные изделия в магазинах.
На мой взгляд, и эту точку зрения разделяет, как мне кажется, подавляющее большинство предпринимателей, основные причины неудач кроются в отечественном законодательстве - налоговом, таможенном, уголовном. Притчей во языцех является ужасающая бюрократия в российских таможенных органах, когда оформление груза занимает от двух недель и выше, в то время как в Бельгии на аналогичные процедуры уходит один-два дня. Для примера: таможенная процедура по ввозу алмазного сырья в Дубай в Арабских Эмиратах у меня заняла около часа, во время которой сотрудницы арабской таможни угостили меня чаем и шоколадками. Вот это сервис! Говорю безо всякой иронии. Когда-нибудь станет такое возможным в России? Вопрос риторический. Ситуация с НДС, начисляемым на стоимость алмазного сырья, также вызывает большие дискуссии в экспертном сообществе. Применение налога на добавленную стоимость там, где собственно этой стоимости нет, так как речь идет о сырье, а не о переработанном материале - само по себе абсурдно. Тем не менее НДС при реализации сырья существует, портит нервы и отбирает время, а значит, и деньги российских предпринимателей. Причем в большинстве случаев НДС возмещается из бюджета после экспорта сырья или бриллиантов. То есть, говоря простыми словами, алмазоперерабатывающая отрасль авансирует государство на полгода-год и получает свои деньги обратно при условии, конечно, грамотного исполнения требований налогового законодательства. А в случае ускоренной процедуры возврата налога, временной период сокращается до одного-двух месяцев. Насколько от такого экономического сотрудничества выигрывает государство - второй (риторический) вопрос. Ведь с такого НДС не заплатишь учителям и врачам заработную плату, не выплатишь пенсии старикам и ветеранам. В подобной ситуации продажи алмазов за рубеж без НДС выглядят как поддержка зарубежного предпринимательского класса. И опять-таки без капли иронии!
Наиболее эффективным решением, способствующим улучшению инвестиционного климата в отрасли, а значит, стимулирующим рост экономики, станет радикальная мера - отмена налога на добавленную стоимость при реализации алмазного сырья на внутреннем рынке. Это позволит российским предприятиям покупать больше сырья для собственных нужд - как для переработки, так и для последующей продажи. Последний пункт данного тезиса очень важен. Необходимо изменение нашего отношения к алмазам, как к неким сакральным предметам. Это всего лишь товар. Да, драгоценный товар, но - товар, который можно купить и продать. России жизненно необходим рынок свободной торговли алмазным сырьем, который даст возможность развивать в том числе и отечественную гранильную промышленность. Ведь за последние годы число предприятий в этой отрасли не увеличилось. Росли только экономические показатели, зависевшие от роста стоимости сырья и готовой продукции на внешних экономических рынках, а само число перерабатывающих компаний осталось прежним и практически не менялось с начала 90-х годов прошлого века. В условиях отсутствия национальной системы кредитования в области алмазного бизнеса, наличия исключительно личных или зарубежных инвестиций, отсутствия образовательных институтов для подготовки кадров в сфере огранки, торговли, оценки алмазов единственным выходом является либерализация рынка торговли сырьем и бриллиантами. Рынок сам найдет правильное решение, и в стране может, наконец, появится свой алмазный рынок, где можно будет купить или продать любое количество сырья или бриллиантов. Взять, например, тот же Израиль или Бельгию, где относительно небольшое число гранильных предприятий и огромное количество торговых фирм, осуществляющих исключительно торгово-закупочные функции. Российский рынок алмазного сырья и бриллиантов должен стать аналогичным по своей структуре и функциям. Если добыча алмазов остается прерогативой крупных предприятий с государственным участием, то торговля алмазами должна находиться в ведении свободного рынка. Кроме этого, следует отменить лицензию на экспорт сырья. Алмазы так или иначе вывозятся из России, и поэтому надо максимально упростить таможенную процедуру для увеличения торговых операций и, следовательно, роста таможенных платежей в бюджет.
Будущее принадлежит тем странам, которые эффективно противостоят новым вызовам и угрозам, которые не боятся меняться в соответствии со стремительно меняющейся средой. От того, насколько оперативно и эффективно отреагирует российское государство на изменяющиеся экономические условия, зависит успех нашей алмазной отрасли. Взвешенная и продуманная государственная политика должна быть направлена в первую очередь на поддержку малого и среднего бизнеса в алмазной отрасли. Ведь одной только приватизацией компании «АЛРОСА» сделать рынок свободным нельзя.