«Стоимость саквояжа с драгоценностями, „экспроприированного“ у Карла Фаберже, превышала 1,6 миллиона золотых рублей»

Раздел: Ювелиры и компании
27 марта 2013 г.

Ров­но 25 лет на­зад в Со­вет­ском Со­ю­зе бы­ли рас­сек­ре­че­ны ар­хив­ные до­ку­мен­ты о ве­ли­ком юве­ли­ре

В го­ды ре­во­лю­ции кол­лек­ция уни­каль­ных дра­го­цен­но­стей Фа­бер­же бес­след­но ис­чез­ла. Но за по­след­ние 20 лет свы­ше 200 пред­ме­тов из нее с клей­мом фаб­ри­ки Фа­бер­же про­да­ны на ан­ти­квар­ных аук­ци­о­нах «Сот­бис» и «Кри­сти» по за­об­лач­ным це­нам. Кто их про­да­ет и кто при­об­ре­та­ет? Раз­гла­шать та­кую ин­фор­ма­цию устро­и­те­ли тор­гов не име­ют пра­ва.

Тем не ме­нее не­ко­то­ры­ми сек­ре­та­ми, свя­зан­ны­ми с юве­лир­ным ис­кус­ством, с чи­та­те­ля­ми «ФАКТОВ» по­де­лил­ся во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Пол­та­ве Ва­лен­тин Скур­лов, спе­ци­а­лист по юве­лир­но­му ис­кус­ству из Санкт-Пе­тер­бур­га, экс­перт ми­ни­стер­ства куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, уче­ный-кон­суль­тант Рус­ско­го от­де­ла аук­ци­он­но­го до­ма «Кри­сти» и офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель пра­внуч­ки Кар­ла Фа­бер­же Та­тья­ны.

«Су­пру­га им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II са­мым луч­шим по­дар­ком для се­бя счи­та­ла сун­ду­чок из неф­ри­та»

По сло­вам Ва­лен­ти­на Скур­ло­ва, ос­нов­ные по­ку­па­те­ли ра­ри­те­тов на аук­ци­о­нах — но­вые рус­ские, укра­ин­цы и араб­ские шей­хи. Осо­бым ши­ком сре­ди власть пре­дер­жа­щих счи­та­ет­ся вы­ве­ши­вать порт­ре­ты пре­зи­ден­тов в рам­ках от Фа­бер­же.

— Ва­лен­тин Ва­си­лье­вич, зна­чит, все­мир­но из­вест­ный юве­лир тру­дил­ся не толь­ко над со­зда­ни­ем дра­го­цен­но­стей?

— Не уди­ви­тель­но, что боль­шин­ство на­ших со­вре­мен­ни­ков отож­деств­ля­ют имя Фа­бер­же ис­клю­чи­тель­но с де­ко­ра­тив­ны­ми пас­халь­ны­ми яй­ца­ми. Вп­лоть до 1988 го­да ма­те­ри­а­лы о ве­ли­ком юве­ли­ре бы­ли за­сек­ре­че­ны.

Фир­ма Фа­бер­же вы­пус­ка­ла раз­ные же­то­ны, во­ен­ные зна­ки от­ли­чия, блю­да, кан­це­ляр­ские при­над­леж­но­сти, да­же сун­ду­ки, шка­фы, сек­ре­те­ры, кресла...Су­пру­га ца­ря, ве­ли­кая кня­ги­ня цар­ству­ю­ще­го до­ма Ро­ма­но­вых Алек­сандра Фе­до­ров­на, на­при­мер, са­мым луч­шим для се­бя по­дар­ком счи­та­ла сун­ду­чок из неф­ри­та.

*Пра­внуч­ка ве­ли­ко­го скуль­пто­ра Та­тья­на Фа­бер­же, про­жи­ва­ю­щая в Швей­ца­рии, и Ва­лен­тин Скур­лов из­да­ли ряд ис­то­ри­че­ских книг о юве­ли­ре им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра Кар­ле Фа­бер­же. Фо­то из ар­хи­ва Ва­лен­ти­на Скур­ло­ва

Насто­я­щи­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства мож­но на­звать... элек­три­че­ские звон­ки, ко­то­рые со­би­ра­лись на пред­при­я­ти­ях Кар­ла Фа­бер­же. Пер­вые эк­зем­пля­ры звон­ков бы­ли уста­нов­ле­ны в Зим­нем двор­це в 1888 го­ду, ко­гда зда­ние элек­три­фи­ци­ро­ва­ли. Од­но­му из аме­ри­кан­ских кол­лек­ци­о­не­ров уда­лось со­брать по­ряд­ка 70 та­ких звон­ков с клей­мом фаб­ри­ки Фа­бер­же. Осо­бое ме­сто в на­сле­дии при­двор­но­го юве­ли­ра за­ни­ма­ют на­столь­ные ме­ха­ни­че­ские ча­сы с по­де­лоч­ны­ми кам­ня­ми. В ча­сах пер­во­го клас­са, на­при­мер, од­но­го за­во­да хва­та­ло на во­се­мь­(!) су­ток.

До­воль­но боль­шой ас­сор­ти­мент и ори­ги­наль­ных фи­гу­рок «Рус­ские ти­пы», вы­ре­зан­ных из ураль­ских са­мо­цве­тов. Юве­лир вы­пол­нял их в уго­ду им­пе­ра­тор­ско­му увле­че­нию. Ни­ко­лай II ку­пил 21 фи­гур­ку, и од­ну из них — «Ба­ба, иду­щая в ба­ню» — по­да­рил сво­ей сест­ре Оль­ге. Зна­чи­тель­ную часть вы­пу­щен­ной кол­лек­ции (из­вест­но, что она со­сто­я­ла из 68 фи­гу­рок) со­брал неф­тя­ной ко­роль Рос­сии Эм­ма­ну­ил Но­бель. Он лю­бил при­гла­шать го­стей и каж­до­му вру­чать по­дар­ки в ви­де пред­ме­тов от Фа­бер­же, за­вер­ну­тых в сал­фет­ку. Осо­бен­ность этих фи­гу­рок в том, что они кре­пят­ся к под­став­ке без шты­рей, че­го не мо­гут вы­пол­нить со­вре­мен­ные ма­сте­ра-кам­не­ре­зы. В 2005 го­ду фи­гур­ка «Бо­ярин» вы­со­той 15,2 сан­ти­мет­ра из пур­пу­ри­на и дру­гих по­де­лоч­ных кам­ней бы­ла при­об­ре­те­на на аук­ци­о­не за 1 мил­ли­он 800 ты­сяч дол­ла­ров рос­сий­ским биз­не­сме­ном и пре­под­не­се­на в по­да­рок од­но­му из пер­вых лиц го­су­дар­ства.

*Фи­гур­ку «Бо­ярин» вы­со­той чуть боль­ше 15 сан­ти­мет­ров, вы­пол­нен­ную из пур­пу­ри­на и дру­гих по­де­лоч­ных кам­ней, в 2005 го­ду ку­пил на аук­ци­о­не один из рос­сий­ских оли­гар­хов за 1,8 мил­ли­о­на дол­ла­ров и по­да­рил од­но­му из вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц Рос­си­и

Сей­час по аук­ци­о­нам «гу­ля­ют» и на­перс­ные кре­сты Фа­бер­же — их бы­ло сде­ла­но око­ло се­ми­де­ся­ти, ико­ны, ко­то­рых бы­ло бо­лее сот­ни. В об­щем, про­дук­ция Кар­ла Фа­бер­же — это не толь­ко су­ве­ни­ры в ви­де пас­халь­ных яиц. На сво­их лек­ци­ях в раз­ных ауди­то­ри­ях я по­ка­зы­ваю фо­то­гра­фии се­реб­ря­ных шпри­цев, ко­то­рые вы­пус­ка­ли на фаб­ри­ке в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Их чис­ло до­сти­га­ло од­но­го мил­ли­о­на штук!

— Мож­но се­го­дня узнать о судь­бе тво­ре­ний Фа­бер­же?

— На­чи­ная с мо­мен­та ос­но­ва­ния фир­мы в 1842 го­ду Густа­вом Фа­бер­же, от­цом Кар­ла, и вплоть до ре­во­лю­ции 1917-го в кни­гах то­вар­но­го уче­та сде­ла­но бо­лее 260 ты­сяч за­пи­сей. Из­вест­но, что Карл хра­нил цен­но­сти в бро­ни­ро­ван­ной ком­на­те-сей­фе, и их сто­и­мость ис­чис­ля­лась по­ряд­ка 7,5 мил­ли­о­на зо­ло­тых руб­лей. На то вре­мя это был один из луч­ших в Рос­сии бро­ни­ро­ван­ных сей­фов. Мастер обо­ру­до­вал его в сво­ем пет­ро­град­ском до­ме на Боль­шой Мор­ской, где на­хо­ди­лись ма­га­зин и ма­стер­ские и где про­жи­ва­ли не­ко­то­рые ма­сте­ра. Так вот, ком­на­ту-сейф на ночь под­ни­ма­ли на уро­вень вто­ро­го эта­жа, а для на­деж­но­сти дер­жа­ли под то­ком. Кли­ен­ты, зная о без­упреч­ной чест­но­сти Кар­ла Густа­во­ви­ча, за­ча­стую до­ве­ря­ли ему свои дра­го­цен­но­сти, а по­сле Февраль­ской ре­во­лю­ции, ко­гда на­ча­лись на­ле­ты и гра­бе­жи, бо­лее на­деж­ное ме­сто труд­но бы­ло и при­ду­мать.

«Укра­ли», «про­па­ло», «на­шло ЧК» — та­кие по­мет­ки на спис­ке спря­тан­ных ве­щей оста­вил сын юве­ли­ра спу­стя 10 лет по­сле эми­гра­ци­и

— Увы, по­сле уста­нов­ле­ния вла­сти боль­ше­ви­ков при­двор­но­му юве­ли­ру оста­вать­ся в род­ном го­ро­де бы­ло опас­но, — про­дол­жа­ет Ва­лен­тин Скур­лов. — Часть сво­их ра­бот он при­стро­ил у род­ствен­ни­ков, ма­сте­ров, дру­зей, слуг, ко­то­рым до­ве­рял. Толь­ко в Пет­ро­гра­де та­ких ад­ре­сов бы­ло трид­цать. Че­рез 10 лет по­сле вы­нуж­ден­ной эми­гра­ции стар­ший сын Кар­ла Густа­во­ви­ча Ев­ге­ний разыс­кал все­го 14 тай­ни­ков. Воз­ле осталь­ных ад­ре­сов в спис­ке под за­гла­ви­ем «Г­де спря­та­ны на­ши ве­щи» он вы­нуж­ден был пи­сать «укра­ли», «про­па­ло», «на­шло ЧК».

По до­сто­вер­ным дан­ным, в мар­те 1919 го­да толь­ко из тай­ни­ков в под­ва­лах мос­ков­ско­го от­де­ле­ния фир­мы на Куз­нец­ком мо­сту че­ки­сты изъ­яли 2 ты­ся­чи 400 пред­ме­тов, из­го­тов­лен­ных на за­во­дах при­двор­но­го юве­ли­ра. Поз­же со­бра­ли то­вар­ные кни­ги всех юве­лир­ных ма­стер­ских с ад­ре­са­ми кли­ен­тов. У лю­дей изы­ма­ли брил­ли­ан­ты, зо­ло­тые из­де­лия, а са­мих са­жа­ли в тюрь­мы. Мно­гие ху­дож­ни­ки и ма­сте­ра фир­мы вы­нуж­де­ны бы­ли уехать за гра­ни­цу, где умер­ли в ни­ще­те.

Сам Карл Фа­бер­же пе­ред отъ­ез­дом в Ри­гу (в де­каб­ре 1917-го) сдал свой дом в арен­ду швей­цар­ской мис­сии (по-со­вре­мен­но­му — по­соль­ству). Пла­ты не взял, за­то оста­вил по­слу на хра­не­ние шесть че­мо­да­нов с ве­ща­ми се­мьи и сак­во­яж с цен­но­стя­ми. Со­глас­но опи­си, со­став­лен­ной на два­дца­ти стра­ни­цах, в ко­то­рой ука­зы­ва­лись на­име­но­ва­ние, но­мер из­де­лия, на­ли­чие в нем дра­го­цен­ных кам­ней и це­на на 1913 год, сто­и­мость «сак­во­я­жа» пре­вы­ша­ла 1 мил­ли­он 600 ты­сяч зо­ло­тых руб­лей. Для срав­не­ния: ки­ло­грамм сви­ни­ны то­гда сто­ил трид­цать ко­пе­ек, ки­ло­грамм па­юс­ной чер­ной ик­ры пер­во­го сор­та — 1,80, бо­тин­ки лет­ние — два руб­ля, хо­ро­шая дой­ная ко­ро­ва — ше­сть­де­сят. А сред­няя зар­пла­та бы­ла 24 руб­ля. (На 2010 год один «ни­ко­ла­ев­ский» рубль рав­нял­ся 1335 со­вре­мен­ным рус­ским руб­лям и при­бли­зи­тель­но 350 укра­ин­ским грив­ня­м. — Авт.).

Так вот, все ста­ло до­бы­чей охо­тив­ших­ся за бур­жу­аз­ны­ми цен­но­стя­ми че­ки­стов. Им уда­лось взло­мать и ком­на­ту-сейф, где, кро­ме дру­гих цен­но­стей, хра­ни­лись два по­след­них яй­ца, из­го­тов­лен­ных по за­ка­зу ца­ря в по­да­рок им­пе­ра­три­цам Ма­рии Фе­до­ров­не (ма­те­ри Ни­ко­лая II) и Алек­сан­дре Фе­до­ров­не на Пас­ху. Февраль­ская ре­во­лю­ция 1917 го­да, как из­вест­но, слу­чи­лась на 32 дня рань­ше Пас­хи.

Рек­ви­зи­ро­ван­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, в том чис­ле из­де­лия фаб­ри­ки Фа­бер­же, Нар­ко­мат внеш­ней тор­гов­ли СССР по при­ка­зу Ста­ли­на ак­тив­но вы­став­лял на аук­ци­о­нах, что­бы по­пол­нить го­су­дар­ствен­ную каз­ну. То­гда бы­ло про­да­но че­тыр­на­дцать яиц с клей­мом Фа­бер­же, при­чем не­ко­то­рые ушли все­го по че­ты­ре­ста дол­ла­ров. Весь­ма ак­тив­ным по­ку­па­те­лем де­ше­во­го куль­тур­но­го на­сле­дия Со­вет­ской Рос­сии был ди­лер Фа­бер­же Ар­манд Хам­мер, аме­ри­кан­ский биз­нес­мен укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния (е­го отец ро­дом из Ни­ко­ла­е­ва) с со­мни­тель­ной де­ло­вой ре­пу­та­ци­ей. Пят­на­дцать яиц уда­лось со­брать нью-йорк­ско­му маг­на­ту Форб­су.

В 2004 го­ду всю его кол­лек­цию вы­ку­пил рос­сий­ский оли­гарх Вик­тор Век­сель­берг, кста­ти, ро­див­ший­ся в Дро­го­бы­че Ль­вов­ской об­ла­сти. И хо­тя дра­го­цен­но­сти воз­вра­ще­ны на ро­ди­ну, все рав­но они при­над­ле­жат част­но­му ли­цу.

Пас­халь­ные яй­ца Фа­бер­же хра­нят­ся во мно­гих част­ных кол­лек­ци­ях по все­му ми­ру (до на­ших дней до­шло 62 из­де­лия, в том чис­ле 42 из­го­тов­лен­ных по им­пе­ра­тор­ско­му за­ка­зу, а все­го из­вест­но о 71-м) и в го­су­дар­ствен­ных му­зе­ях Рос­сии, США, Гер­ма­нии, Швей­ца­рии. Ос­нов­ная кол­лек­ция (са­мая боль­шая в ми­ре из 10 яиц) на­хо­дит­ся в Ору­жей­ной па­ла­те Мос­ков­ско­го Крем­ля.

Увы, мно­гие ра­бо­ты ис­чез­ли в ре­во­лю­ци­он­ной не­раз­бе­ри­хе. Но, слу­ча­лось, тай­ни­ки на­хо­ди­лись спу­стя мно­го лет по­сле то­го, как их от­нес­ли к чис­лу утра­чен­ных. Так про­изо­шло и с дра­го­цен­но­стя­ми, ко­то­рые Карл Фа­бер­же пе­ре­дал на хра­не­ние быв­ше­му ди­рек­то­ру мос­ков­ско­го от­де­ле­ния фаб­ри­ки. В 1990 го­ду стро­и­те­ли сно­си­ли дом, в ко­то­ром он ко­гда-то про­жи­вал. И в тай­ни­ке под под­окон­ни­ком об­на­ру­жи­ли две же­стя­ные ко­ро­боч­ки. В них ле­жа­ли 20 зо­ло­тых укра­ше­ний с брил­ли­ан­та­ми — серь­ги, бро­ши, оже­ре­лье. Их оце­ни­ли в 360 ты­сяч со­вет­ских руб­лей. «Вол­га» в то вре­мя, кста­ти, сто­и­ла 10 ты­сяч...

«Я за­ни­ма­юсь по­ис­ком до­ку­мен­тов, свя­зан­ных с про­из­ве­де­ни­я­ми Фа­бер­же. Это го­раз­до бо­лее ин­те­рес­ная и слож­ная за­да­ча»

— Сколь­ко же сам Фа­бер­же пла­тил сво­им ма­сте­рам?

— Он очень це­нил на­ем­ных лю­дей. Пред­по­чи­тал «по­ку­пать» вы­со­ко­класс­ных ра­бот­ни­ков на дру­гих пред­при­я­ти­ях, пред­ла­гая им боль­шую зар­пла­ту. Ес­ли где-то юве­ли­ру пла­ти­ли три руб­ля в день, то Фа­бер­же пла­тил пять и каж­дый год ав­то­ма­ти­че­ски под­ни­мал на три про­цен­та. Еже­не­дель­но по суб­бо­там вы­пла­чи­вал воз­на­граж­де­ние и пре­ми­аль­ные, но обя­за­тель­но в кон­вер­тах - что­бы не бы­ло за­ви­сти. Опять же для срав­не­ния ска­жу: грамм зо­ло­та в те вре­ме­на сто­ил пол­то­ра руб­ля, об­ру­чаль­ное коль­цо — ше­сть.

— А сак­во­яж с дра­го­цен­но­стя­ми так и не на­шел­ся?

— Со­глас­но опи­са­нию, в нем бы­ло око­ло 300 дра­го­цен­ных ве­щей, в том чис­ле па­пи­рос­ник из двух­цвет­но­го зо­ло­та с сап­фи­ро­вой за­стеж­кой... И пред­ставь­те се­бе, имен­но этот па­пи­рос­ник с ин­вен­тар­ным но­ме­ром и ини­ци­а­ла­ми Кар­ла Фа­бер­же в 1996 го­ду кто-то вы­ста­вил на «Сот­бис».Воз­мож­но, прой­дет еще ка­кое-то вре­мя, и на тор­гах по­явят­ся дру­гие ан­ти­квар­ные ве­щи из сак­во­я­жа, со­дер­жи­мое ко­то­ро­го оце­ни­ва­ет­ся се­го­дня в бо­лее чем 100 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Про­да­ет­ся ведь не ме­талл, а ис­кус­ство, за­ло­жен­ное в не­м!

*Кар­ти­ну «Карл Фа­бер­же в Одес­се», на­пи­сан­ную за­слу­жен­ным ху­дож­ни­ком Укра­и­ны Вик­то­ром Бри­куль­цом, Та­тья­на Фа­бер­же счи­та­ет луч­шим из су­ще­ству­ю­щих порт­ре­тов сво­е­го пра­де­да

— Вам лич­но уда­лось отыс­кать ка­кую-ни­будь вещь Фа­бер­же?

— Я за­ни­ма­юсь по­ис­ком до­ку­мен­тов, свя­зан­ных с про­из­ве­де­ни­я­ми Фа­бер­же. Это го­раз­до бо­лее ин­те­рес­ная и слож­ная за­да­ча. В 1996 го­ду для до­ма «Кри­сти» я на­шел до­ку­мент на ча­сы с 25 се­реб­ря­ны­ми амур­чи­ка­ми — по­да­рок Алек­сан­дру III и его су­пру­ге Ма­рии Фе­до­ров­не на их се­реб­ря­ную сва­дьбу. На­до за­ме­тить, что на всех аук­ци­о­нах очень це­нят­ся ве­щи, име­ю­щие в ка­та­ло­гах ссыл­ки на ар­хи­вы. Ведь ка­та­ло­ги кол­лек­ций с пол­ны­ми дан­ны­ми (фо­то, вес, опи­са­ние, раз­ме­ры) зна­чи­тель­но сни­жа­ют ве­ро­ят­ность пе­ре­про­да­жи по­хи­щен­ных цен­но­стей, а зна­чит, мень­ше риск при­об­ре­те­ния под­де­лок. Ча­сы с 25 амур­чи­ка­ми (со­глас­но спис­ку, в 1891 го­ду их сто­и­мость со­став­ля­ла 18 ты­сяч 875 руб­лей), аук­ци­он со­би­рал­ся оце­нить в 300-400 ты­сяч дол­ла­ров. Но по­яви­лись до­ку­мен­ты на них, и сум­ма сра­зу уве­ли­чи­лась до 800 ты­сяч — 1 мил­ли­о­на 200 ты­сяч дол­ла­ров. А про­да­ли их за 1 мил­ли­он 600 ты­сяч дол­ла­ров.

Еще в 1937 го­ду без ве­до­ма се­мьи не­кто Са­му­эль Ру­бин, при­я­тель Ар­ман­да Хам­ме­ра, за­пи­сал на се­бя в Бар­се­ло­не тор­го­вую мар­ку Фа­бер­же. А в на­ча­ле 1950-х на­след­ни­ки Кар­ла Густа­во­ви­ча про­да­ли пра­во на про­из­вод­ство то­ва­ров под этой мар­кой, кро­ме юве­лир­ных из­де­лий и ча­сов. И вер­ну­ли его се­бе толь­ко в 2007-м, по­сле че­го бы­ло объ­яв­ле­но о воз­рож­де­нии юве­лир­но­го до­ма Faberge.

— Мо­гут ли со­сто­я­тель­ные укра­ин­цы что-то ку­пить се­бе из этой кол­лек­ции, не вы­ез­жая за гра­ни­цу?

— Да, пе­ред Но­вым го­дом в Ки­е­ве от­крыл­ся пя­тый ма­га­зин фир­мы Фа­бер­же и пер­вый на пост­со­вет­ском про­стран­стве. До 1911 го­да он был на Кре­ща­ти­ке, 25, а сей­час — на ули­це Го­ро­дец­ко­го. Воз­мож­но, со вре­ме­нем та­кой же ма­га­зин от­кро­ет­ся в Одес­се.

— Что вас при­ве­ло на Пол­тав­щи­ну, Ва­лен­тин Ва­си­лье­вич?

— В Мир­го­ро­де жи­вет мой друг — за­слу­жен­ный ху­дож­ник Укра­и­ны Вик­тор Ми­хай­ло­вич Бри­ку­лец, ко­то­ро­му ис­пол­ни­лось уже 88 лет. С ним ме­ня ко­гда-то по­зна­ко­мил Олег Ру­да­ков, кол­лек­ци­о­нер из До­нец­ка, со­би­ра­ю­щий его кар­ти­ны. Бри­ку­лец на­пи­сал не­сколь­ко порт­ре­тов Кар­ла Густа­во­ви­ча и дру­гие кар­ти­ны, по­пол­нив «жи­во­пис­ную Фа­бер­жи­а­ну». Та­тья­на Фа­бер­же, пра­внуч­ка зна­ме­ни­то­го юве­ли­ра, жи­ву­щая в Швей­ца­рии, при­зна­ла их луч­ши­ми из су­ще­ству­ю­щих. Один из порт­ре­тов во­шел в эм­бле­му Ме­мо­ри­аль­но­го фон­да Фа­бер­же. Сей­час я сде­лал Вик­то­ру Ми­хай­ло­ви­чу но­вый за­каз — ил­лю­стра­ции к кни­ге «Укра­и­на и Фа­бер­же», ко­то­рая го­то­вит­ся к пе­ча­ти.

[ fakty.ua ]

Полезное

Полезное

 
-->