Смоленский завод «Кристалл» имеет всемирную известность. Благодаря его мастерам мир увидел воссозданную Большую императорскую корону. Оригинал был создан для коронации Екатерины II Великой, а новое ювелирное чудо во многом превосходит его по своим характеристикам: современные технологии позволили создать истинный шедевр ювелирного искусства. Над ним на протяжении полугода трудились более 60 смоленских мастеров. Корона изготовлена из белого золота, инкрустирована 11 000 бриллиантов идеальной огранки и высочайших качественных характеристик.
Как шедевры рождаются в руках мастеров? Какой кропотливый труд заложен в каждом, даже самом маленьком бриллианте?
Рабочий день на заводе "Кристалл" начинается с турникетов. Объект является крупнейшим производителем бриллиантов в России, поэтому с допуском к производству здесь строго. Помимо пропуска сотруднику требуется оставить отпечаток пальца – новейшая пропускная система со сканерами внедрена на предприятии год назад. В базу попадают не только работники, но и каждый посетитель завода. После турникетов женщины поднимаются на второй этаж, мужчины же остаются на первом. У них отдельные пути следования к рабочим местам.
Полы во всех цехах покрашены в ядовито-зеленый цвет. Краску регулярно обновляют, выравнивают. Цвет выбран не случайно – именно на нем лучше всего обнаружить потерю. А такое случается.
- Обратите внимание на лампочку, - указывает под потолок замначальника производства №3 Андрей Кириенков. - Она загорается, если произошла потеря камня свыше 0,50 карат. Тогда на предприятии вводится режим активного поиска, выход с участка ограничен в течение двух часов. Но такие случаи бывают редко.
На заводе "Кристалл" процесс изготовления бриллианта начинается с получения сырья, которое привозят сюда, в основном, из Якутии. Большинство алмазов прозрачные, но встречаются и желтые, и коричневые, и даже зеленые камешки.
На пакетах указывается информация с характеристиками камня, которые определяют его стоимость. На каждом конверте указано количество алмазов внутри, а также их общий точный вес. Для выдачи такого дорогостоящего конверта и доставки на дальнейшую обработку необходим запрос старшего кладовщика участка. При получении сырья проверяются указанные на конверте данные и только затем алмазы доставляют на рабочие участки.
Заводские участки объединены в три производства, в зависимости от их типа деятельности. Первое производство обрабатывает самое крупное сырье весом от 1,8 карат и более. Среднее производство работает с алмазами от 1 до 1,5 карат. Третье производство работает с алмазами весом менее карата.
Один из этапов, который проходит все сырье на "Кристалле" - предварительное исследование и разметка. На стадии разметки уже известна ориентировочная стоимость будущего бриллианта. Это возможно благодаря специальному оборудованию Sarin, которое создает многотеневые проекции и 3D модель первоначального кристалла. Если форма не идеальна, трехмерная модель уточняется с помощью лазерного сканирования. Камень на стадии разметки раскраивается, как ткань перед пошивом одежды. Многое делается автоматически, но окончательный вариант разметки остается за человеком. Разметка мелких камней занимает несколько минут, а вот на выбор модели алмаза свыше 10 карат может потребоваться несколько дней.
- Алмазные заготовки - как люди: они друг на друга не похожи, - рассказывает инженер-технолог первой категории Вячеслав Яковлев. - При одинаковой массе и цвете у них будут разные природные включения и внешние пороки. Основная цель нашей профессии - сделать бриллиант максимальной стоимости, а следовательно, высочайших технических характеристик.
После установки предварительного проекта будущего бриллианта, алмазы отправляются на распиливание: либо механическое, с помощью бронзовых дисков с нанесением алмазной пасты, либо на лазерный участок. Алмаз - самый прочный материал на земле, но чтобы его распилить необходима мощность лазера всего 5-15 ватт. Такую мощность потребляет энергосберегающая лампочка.
Лазерная пушка режет кристаллики алмазов, как по маслу в любых направлениях. С помощью этого же прибора на бриллиант можно нанести уникальную надпись или гравировку. После распиливания алмазы становятся черного цвета и по внешнему виду напоминают грифель карандаша. Позже графитовый слой устраняется шлифовкой, и алмаз приобретает привычный прозрачный вид. Далее алмазу предстоит пройти обточку на специальном станке.
- Мы приближаем алмазную заготовку к форме бриллианта, - рассказывает инженер-технолог первой категории Раиса Исаенкова. - Потом он пойдет на чистовую обдирку, где ему придадут форму и только потом камень отправится на бриллиантировку к огранщику.
Вся дальнейшая работа по обработке бриллианта делается вручную. Именно от мастерства огранщика зависит, каким он станет в итоге. Тонкая ювелирная работа с алмазом заключается в его огранке. Безусловно фантазийные формы делать сложнее, чем круглые. При строгом соблюдении пропорций, бриллиант способен отражать практически весь падающий на него свет.
Цена бриллианта складывается из четырех факторов - формы огранки, цвета, чистоты, массы. На специальных конвертах указывается информация с критериямикамня, и уже на основании этих данных компьютер выставляет цену. Дальнейшая судьба бриллианта – стать украшением на шее какой-либо красавицы или на руке в часах успешного мужчины.
Каждый день в Смоленске производится сотни бриллиантов. Камни приобретают не только красивую огранку, но и становятся символом совершенства, любви и благополучия. Смоленские бриллианты расходятся по всему миру