Нелогичным представляется и утверждение о том, что нынешняя система клеймения необоснованно увеличивает прямые (государственная пошлина) издержки производителей ювелирных изделий. Возникает вопрос: «На какой основе будут осуществлять эти услуги предлагаемые к созданию специализированные центры (лаборатории)»? Так как если они будут осуществлять эту деятельность на безвозмездной основе, то это еще раз подтверждает их «карманный характер». Если же нет, то следует заметить, что госпошлина за клеймение ювелирных изделий, безусловно, несопоставимо ниже платы за услугу по клеймению, которую будут получать аккредитованные частные коммерческие организации. Государственная пошлина за опробование и клеймение изделий чисто символическая. По сравнению с ценой ювелирного изделия она несоизмеримо мала. Так, 10-15 рублей за изделие из золота, при средней стоимости «бескаменки» 1500 – 2000 руб./г для 585 пробы, или 3 рубля за изделие из серебра весом до 15 г., при средней стоимости 100-150 руб./г. для 925 пробы. Издержки производителей ювелирных изделий всегда ложатся на потребителя! При создании аккредитованных организаций, уполномоченных на клеймение ювелирных изделий, плата за клеймение взимаемая данными организациями будет значительно выше нынешней госпошлины за опробование и клеймение, поскольку никакая частная организация себе в убыток работать не будет. При этом, чем их будет больше, как предлагается, тем плата будет выше, причем как всегда пострадает мелкий производитель из глубинки, который будет вынужден действительно реализовывать изделия без всяких подтверждающих оттисков клейм на нем.
Вопрос об аккредитации Пробирной палаты России не корректен, поскольку она осуществляет опробование и клеймение ювелирных изделий по постановлению Правительства РФ (№643 от 18.06.1999 г.). При этом в составе государственных инспекций пробирного надзора существуют аккредитованные аналитические лаборатории.
Относительно утверждения авторов законопроекта о том, что именник изготовителя является знаком достоверности пробы ювелирного изделия, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, ФКУ «Пробирная палата России» наносит на ювелирные изделия оттиск пробирного клейма, тем самым относя данное изделие к ювелирным. Пробирный надзор – это определение пробы! Изделие не клеймиться заявленной пробой без процедуры ее определения. Задача пробирного надзора достоверно определить количество основного драгоценного металла в сплаве. В ряде случаев прибегая к помощи самых точных на сегодняшний день методов исследования – химического анализа. Необходимо отметить, что зачастую изготовители изделий вопреки рекомендации ГОСТ 30649-99, в целях экономии металла, используют не сертифицированные сплавы драгоценных металлов, а собственноручно полученные с помощью лигатур и аффинированных металлов сплавы с предельно допустимым содержанием драгоценного металла, что при изготовлении изделий делает содержание драгметалла в изделии ниже предполагаемого. Причем, не все изготовители имеют собственную аналитическую службу или проверяют сплав на содержание в нем драгоценного металла в сторонней аналитической лаборатории. Именник же изготовителя не является знаком достоверности пробы ювелирного изделия. Подтверждение содержания драгоценного металла в изделии определяет пробирное клеймо. Именник используется в целях обязательности предъявления изготовленных производителем изделий на опробования и клеймение, как инструмент для проведения экспертизы оттиска пробирного клейма, а также предъявления претензий изготовителю в случае потери товарного вида, поломки ювелирного изделия. Именник изготовителя проставлялся на изделиях со времен организации пробирного надзора в России. Определенный именник сохранялся за мастером годами, это был знак мастера. Именник импортера не может нести таких функций. Импортер не отвечает за изготовление изделий. Потребителя чаще интересует производитель изделия, а не импортер. Пробирные клейма в настоящее время изготавливают определенные законодательством организации.
К вопросу о том, что Пробирной палатой России, монопольно осуществляющей клеймение, применяются преимущественно разрушающие методы контроля, что влечет убытки для производителей, следует отметить, что практика применения разрушающего анализа для контроля химического состава ювелирных изделий на самом деле применяется Пробирными палатами во многих странах. Такой анализ является необходимым, безусловно, в случае, когда производители ювелирных изделий самостоятельно изготавливают ювелирные сплавы, а не пользуются готовыми сертифицированными сплавами драгоценных металлов. Лаборатории госинспекций применяют для анализа ювелирных изделий как неразрушающие, так и разрушающие методы анализа. Анализ химического состава ювелирных сплавов осуществляется методами купелирования, спектрального анализа, титриметрии и гравиметрии в зависимости от типа ювелирного сплава. Так, для анализа золотых ювелирных изделий используется, в основном, метод купелирования, обладающий максимальной точностью. При этом доля изделий, подвергаемых разрушаемому анализу, незначительна и составляет для отечественных производителей в случае золотых изделий – 1 изделие на 0,5 - 2,5 кг продукции.
Последним моментом, на котором представляется необходимым остановиться, является вопрос об установлении случаев, когда клеймение не является обязательным (изделия на экспорт, серебро до 3-х грамм). Подобные предложения не являются новыми и давно уже одобрены Минфином России. Стоит, однако, отметить мотивировку авторов Проекта по поводу отмены обязательного клеймения ювелирных изделий, идущих на экспорт, – основанием для отмены клеймения экспорта является «обстоятельство, что в других странах пробирное клеймо на произведенных в России изделиях не принимается и зачастую рассматривается как брак»… Здесь, как говорится, без комментариев. Очевидная ложь. Так, в частности, среди ювелирного сообщества распространялась информация о проблемах с экспортом отечественных ювелирных изделий в Финляндию. По просьбе ювелиров, сотрудники ФКУ «Пробирная палата России» изучили законодательство Финляндии в этой сфере, проконсультировались с финскими коллегами, в результате чего стало известно, претензий к экспортируемым из России изделиям из-за присутствия на них оттиска государственного пробирного клейма нет. Клеймо подлежит удалению с изделия только в случае его несоответствия действительной пробе металла, что еще раз подтверждает жесткость государственного контроля Финляндии в сфере оборота драгоценных металлов.