Владимир Тесленко
Последние месяцы в золотом сообществе активно обсуждается законопроект Минфина РФ о внесении изменений в Закон о драгоценных металлах и камнях. В частности, предполагается создание новой федеральной службы по контролю и надзору за предприятиями, осуществляющими добычу, переработку и использование драгметаллов.
Много копий ломается за и против. К проблеме подключились СМИ. В конце октября прошeл вал публикаций по законопроекту в центральных и региональных изданиях, правда, в основном об отдельных положениях документа, в частности об охране транспортировки ювелирных изделий и ювелирной Интернет торговле. Отписались около 20 СМИ, в том числе Российская Газета, Ведомости, РБК, Вести ФМ, радио Бизнес ФМ, а также Татар Инфо, Уфа Тайм. Журналисты пишут о законопроекте как о факте, уже вступившем в силу. Их можно понять: они привыкли, что все проекты Законопроектов (прошу простить за тавтологию) от федеральных министерств находят воплощение в Законах.
Но зададимся вопросом: имеетли Минфин право выступать с законодательной инициативой по поводу неких металлов и каких-то там камней? А если имеет, то в чeм именно? Напомним, что эти самые металлы и камни давно выведены из валютного регулирования и, казалось бы, к финансам должны иметь только фискальное отношение
Изучим это дело юридически. Правовые основы деятельности Минфина регламентирует Постановление Правительства от 30 июня 2004 г N 329 в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.03.2011 N 210. Пункт 3 гласит: «Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора» (http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/05/poloj_o_MFRF.pdf). То есть, о контроле и надзоре за добычей, производством, оборотом и использованием в тексте Постановления Правительства речь не идeт.
Далее. Пункт 4 гласит: «Установить, что Министерство финансов Российской Федерации представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб». Да ради бога! Пусть создаeт или реорганизует свои, подведомственные ему федеральные службы. Например, пусть объединяет Палату и Гохран или делит их на 24.
Но ведь Минфин РФ имеет избыточные полномочия, которые претендуют на чужую поляну — Минэка РФ. В п. 1 Положения о Минфине сказано: «Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ... производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.». Это недосмотр Президента РФ, который в ближайшем будущем должен быть исправлен. Но пока — «шо маемо, то маемо». Но Законопроект то претендует ещe на контроль и надзор и за добычей золота!
Минприроды РФ уже эффективно контролирует добычу драгметаллов и камней через лицензионные соглашения. И положение Законопроекта Минфина по поводу добычи золота явно вторгаются на поляну другого министерства. В Положении записано так: «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере. использования... природных ресурсов, включая недра» (http://www.mnr.gov.ru/ mnr/statute/).
Не удивительно, что руководитель Росприроднадзора В.В.Кириллин подписал резко негативный отзыв на Законопроект Минфина. Его аргументация показалась убедительной многим высоким чиновникам в Аппарате Правительства РФ. По сведениям из промышленных кругов, негативную позицию относительно Законопроекта занял Заместитель председателя Правительства РФ А.В. Дворкович. Возникла довольно комичная ситуация, описанная в поговорке «На чужой каравай рот — не разевай!».
Юмора добавляют и авторы текста законопроекта. Так, 18 октября в «Президент-Отеле», где прошeл круглый стол «Глобальные проблемы ювелирной отрасли — 2012», в котором приняли участие в том числе представители золотой промышленности, например И.В.Хохлов и О.В.Пелевин. «Говорящая голова» Минфина — руководитель Пробирной Палаты А.В. Маркин — сделал развeрнутое сообщение в поддержку Законопроекта, смысл которого в том, что он «с порога» отверг критику со стороны предпринимателей и их профессиональных ассоциаций. Александр Владимирович подчеркнул, что Законопроект не ухудшает ситуацию. Напротив, Законопроект улучшает позицию бизнеса по трeм пунктам:
-
Отмена обязательного клеймения партий товара, направляемого на экспорт;
-
Отменяется требование согласно ст. 29 базового закона о необходимости вооружeнной охраны;
-
Отмена обязательного клеймения серебряных изделий весом до 3 грамм.
Кроме того, А.В.Маркин решительно отверг многочисленные обвинения в корыстности авторов проекта. «Нас поражает, что говорят о коррупционной опасности и якобы увеличении давления на бизнес, — возмущeнно заявил он. — Ничего подобного нет!».
Далее, по ходу дискуссии, А.В.Маркин давал острые реплики, которые значительно прояснили бескомпромиссную позицию Минфина.
В частности, на два вопроса Г.Г. Геворкяна («Эстет») — об опыте других стран и цене вопроса, А.В.Маркин во-первых, на первый вопрос внятно не ответил, а во-вторых, сообщил, что цена вопроса 0 рублей 00 копеек. По его словам, создание новой службы не предусматривает дополнительного финансирования. Произойдeт формальное объединение контролeров Пробирной Палаты и Гохрана — без увеличения штатного расписания.
После Маркина включилась «тяжeлая артиллерия» — представитель НИИ Проблем Коррупции А.Ю. Кирьянов. Главный его аргумент такой — мнения общественности слабо проработаны юридически и имеют мало отношения к анти-коррупционной экспертизе. Во-первых, из полномочий планируемой федеральной службы не следует коррупционность. Мол, почва для коррупции не является основанием для отклонения Законопроекта по анти-коррупционному мотиву. Во-вторых, термин ювелиров «избыточное административное ограничение» не укладывается в критерии коррупции, предусмотренные законом. В-третьих, предприниматели плохо сознают понятие «Оценка Регулирующего Воздействия (ОРВ)», которым руководствуется НИИ Противодействия Коррупции.
Напомним, что Оценка регулирующего воздействия или анализ регуляторного воздействия (влияния), ОРВ/АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis) представляет собой «.. .процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив.». Другими словами, под ОРВ понимается набор определeнных средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определeнному государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить еe. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 1980-х гг.
По убеждению Кирьянова, отрасль драгоценных металлов и камней является близкой к форматам терроризма, торговли оружием и наркотиками («И проституции», — кто-то выкрикнул из зала, чем рассмешил присутствующих и несколько снизил накал атмосферы изобличения, напоминающей заседания инквизиции в Средние Века или коммунистические чистки 1937 год). По его мнению, ОРВ упирается в дилемму: национальные интересы страны или интересы бизнеса. Что выбрать предпринимателям — это дело патриотизма каждого, — ехидно завершил свою демагогию Кирьянов. «Ещe раз: Только федеральная служба может брать контроль. Единственный механизм контроля и надзора — это федеральная служба», — так ответил А.Ю Кирьянов на вопрос депутата Государст-венной Думы В.Ф. Звягельского — как именно федеральная служба (а статистика показывает, что 80% созданных федеральный служб были вредны и были ликвидированы) улучшит борьбу с терроризмом? .и всe опять расхохотались на анонимную реплику: «А как же ФСБ и МВД? Их распустить?».
Да-а-а-а, связать золото с терроризмом и проституцией — это что-то! Типа, и террористы и проститутки носят золотые украшения? Аркадий Райкин, а также Тарапунька и Штепсель нервно курят в сторонке.
Наконец, сотрудник Пробирной Палаты И.А. Бабенко (по словам модератора круглого стола И.А.Вдовина, один из авторов текста Законопроекта) призвал участников рынка драгоценных металлов не опасаться формулировки Законопроекта, предполагающей применение его якобы ко всем предприятиям, использующим драгоценные металлы и драгоценные камни. «Мы и так по неделе раз в три года проверяем аффинажные заводы и алмазные предприятия, — сказал он, — и наподобие Постановления 64 в будущем его аналоге будет указан перечень предприятий». Но «глупые» предприниматели ему не верят. Действитель-но, не проще ли в Законопроекте так и указать: «проверке и контролю новой федеральной службы подлежат аффинажные заводы и алмазные предприятия» и тогда золотопромышленники снимут все свои претензии к Законопроекту.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОТЗЫВА РОСПРИРОДНАДЗОРА
Из письма руководителя Росприроднадзора В.В. Кириллина на имя А.В. Дворковича от 15.10.2012 г.
В.В.Кириллин прямо пишет, что «... принятие данного законопроекта нецелесообразно».
Письмо подготовлено во исполнение поручения Правительства 12.10.2012 № АД-П-13-6081.
В Пояснительной записке от Роспри - роднадзора подчеркивается, что в настоящее время порядок организации и осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении всех видов полезных ископаемых (в том числе драгоценных металлов и камней) урегулирован Законом «О недрах» и Законом 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Кодексом об административных правонарушениях и рядом подзаконных актов.
Росприроднадзор делает вывод о достаточности правового регулирования в действующем законодательстве положений, связанных с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Росприроднадзор указывает на очевидное дублирование контрольно - надзорных функций, что приводит к нарушению принципа недопустимости проведения в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля и надзора одних и тех же требований законодательства.
Кроме того, законопроектом Минфина предлагается дополнить статью 26 базового Закона о драгоценных металлах и камнях дополнительным пунктом 3, предусматривающим, что может быть утверждeн особый порядок взаимодействия новой (планируемой) службы контроля и надзора с Наблюдательными советами российских организаций, добывающих и (или) реализующих природные алмазы в РФ и за границей. Учитывая, что деятельность контроля(надзора)чeтко урегулирована в действующем законодательстве, остаeтся неясной целесообразность «верхового» контроля за Наблюдательными советами указанных алмазных организаций.
Наконец, положение пункта 9 новой статьи 26.1 Закона о драгоценных металлах и камнях в редакции законопроекта о том, что не подлежит возмещению вред, нанесeнный юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), дублирует пункт 3 статьи 22 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора)и муниципального контроля».
Кстати, в заключении Росприроднад - зор делает ряд юридико-технических замечаний, которые указывают на недостаточный профессионализм авторов законопроекта из Минфина РФ.