Кыргызстан и Канада делят золото «Кумтора»

Раздел: Недра
10 марта 2013 г.

Быв­ший пре­зи­дент Кыр­гыз­ста­на Кур­ман­бек Ба­ки­ев и его ко­ман­да обо­га­ща­лись на «Кум­то­ре». Так ли это, сей­час раз­би­ра­ет­ся Ген­про­ку­ра­ту­ра. Глав­ный ре­зуль­тат про­вер­ки на зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щем руд­ни­ке - вла­сти рес­пуб­ли­ки по­ста­ви­ли ка­над­ской ком­па­нии уль­ти­ма­тум. Тре­бу­ют пе­ре­пи­сать со­гла­ше­ния. Настро­е­ны ре­ши­тель­но, го­то­вы да­же дой­ти до меж­ду­на­род­но­го ар­бит­раж­но­го су­да, со­об­ща­ет кор­ре­спон­дент «МИР 24» Жаз­гуль Ка­ри­мо­ва.

Ме­сто­рож­де­ние «Кум­тор» от­кры­ли еще в Со­вет­ском Со­ю­зе. Но к до­бы­че дра­го­цен­но­го ме­тал­ла при­сту­пи­ли уже по­сле то­го, как Стра­ны Со­ве­тов не ста­ло. То­гда и при­гла­си­ли ка­над­цев. Сей­час «Кум­тор» - это 10-я часть ВВП Кыр­гыз­ста­на. Столь­ко же при­но­сят пе­ре­во­ды тру­до­вых ми­гран­тов.

Экс­ка­ва­то­ры и са­мо­сва­лы вы­со­той в два эта­жа на вы­со­ко­гор­ном руд­ни­ке ра­бо­та­ют круг­лые сут­ки. Здесь, на вы­со­те веч­ной мерз­ло­ты, бо­лее 4 тыс. мет­ров над уров­нем мо­ря, где тем­пе­ра­ту­ра да­же ле­том не под­ни­ма­ет­ся вы­ше 5 гра­ду­сов, без не­пре­рыв­ной ра­бо­ты - ни­как. «Сей­час для ка­рье­ра слож­ность со­став­ля­ет дви­же­ние льда. Он дви­га­ет­ся со ско­ро­стью при­мер­но 20 мил­ли­мет­ров в час. Ес­ли свое­вре­мен­но не убе­рем, то­гда со­зда­ет­ся опас­ность - при­кро­ет зо­ло­то­нос­ные го­ри­зон­ты, и мы вре­мен­но не смо­жем до­бы­вать зо­ло­то», - рас­ска­зал на­чаль­ник ка­рье­ра Жу­ма­дыл Аки­шев.

Вход в цех раз­ре­шен лишь его ра­бот­ни­кам. Ли­ца в це­лях без­опас­но­сти они про­си­ли не по­ка­зы­вать. В спе­ци­аль­ные фор­мы-кир­пи­чи­ки за­ли­ва­ет­ся зо­ло­то - ре­зуль­тат по­чти не­дель­ной ра­бо­ты ка­рье­ра. Из од­ной тон­ны ру­ды по­лу­ча­ет­ся все­го 4 грам­ма зо­ло­та. Но здесь го­во­рят: до­бы­ча - де­ло не­про­стое, но это на­мно­го лег­че, чем бес­ко­неч­ные ин­спек­ции.

Кыр­гыз­ско-ка­над­ская ком­па­ния за два де­сят­ка лет ра­бо­ты про­шла 17 круп­ных про­ве­рок. Сей­час пар­ла­мен­том при­ня­то ре­ше­ние о пя­том по сче­ту пе­ре­смот­ре со­гла­ше­ния. По­след­ний до­го­вор был под­пи­сан в 2009 го­ду. То­гда пре­зи­ден­том был Кур­ман­бек Ба­ки­ев. Ны­неш­нее пра­ви­тель­ство и пар­ла­мент рес­пуб­ли­ки об­ви­ня­ют пред­ше­ству­ю­щую власть в кор­руп­ции: со­гла­ше­ние офор­ми­ли на усло­ви­ях, за­ве­до­мо не­вы­год­ных для Кыр­гыз­ста­на.

«У пра­ви­тель­ства и у пар­ла­мен­та на­ме­ре­ния твер­дые. Все про­ек­ты от­ны­не долж­ны ра­бо­тать толь­ко по за­ко­ну. Ба­ки­ев, быв­ший пре­зи­дент, был сверг­нут имен­но из-за се­мей­но­го прав­ле­ния, кор­руп­ци­он­ных дей­ствий со сто­ро­ны его близ­ких лю­дей. И мы сей­час бо­рем­ся с кор­руп­ци­ей», - рас­ска­зал ру­ко­во­ди­тель го­су­дар­ствен­ной ко­мис­сии, ми­нистр эко­но­ми­ки и ан­ти­мо­но­поль­ной по­ли­ти­ки Те­мир Са­ри­ев.

Ми­нистр эко­но­ми­ки Те­мир Са­ри­ев воз­гла­вил гос­ко­мис­сию - чи­нов­ни­ки и не­за­ви­си­мые экс­пер­ты по­чти пол­го­да про­ве­ря­ли ра­бо­ту «Кум­то­ра». Те­перь же озву­чи­ли тре­бо­ва­ния. Пер­вое: в ру­ко­вод­стве долж­ны быть не толь­ко ка­над­цы, но и пред­ста­ви­те­ли Кыр­гыз­ста­на. Вто­рое: от­чис­ле­ния в мест­ный бюд­жет об­ла­сти долж­ны быть удво­е­ны, вы­пла­ты на под­держ­ку эко­ло­гии долж­ны уве­ли­чить­ся с 300 тыс. до 10 млн дол­ла­ров. Ка­над­цы же не по­ни­ма­ют, по­че­му пра­ви­ла иг­ры ме­ня­ют­ся.

«Со­гла­ше­ние 2009 го­да - это се­рьез­ное со­гла­ше­ние. Оно яв­ля­ет­ся ча­стью за­ко­но­да­тель­ства Кыр­гыз­ста­на, и в хо­де пе­ре­го­во­ров оно об­суж­да­лось чест­но и про­зрач­но с де­пу­та­та­ми. Под­пи­са­но пре­мьер-ми­ни­стром, за­тем оно бы­ло под­пи­са­но пре­зи­ден­том», - от­ме­тил пре­зи­дент ком­па­нии «Кум­тор опе­рей­тинг ком­па­ни» Май­кл Фи­шер.

Но слиш­ком мно­го из­ме­ни­лось с то­го мо­мен­та. По­сле пе­ре­во­ро­та 2010 го­да из стра­ны бе­жал быв­ший пре­зи­дент Кур­ман­бек Ба­ки­ев. И сей­час, по­сле про­вер­ки на «Кум­то­ре», Ген­про­ку­ра­ту­ра рес­пуб­ли­ки за­ве­ла на экс-пре­зи­ден­та уго­лов­ное де­ло. Его об­ви­ня­ют в при­чи­не­нии ущер­ба Кыр­гыз­ста­ну.

Кро­ме Ба­ки­е­ва, в чер­ном спис­ке все те, кто участ­во­вал в под­пи­са­нии кон­трак­тов с ка­над­ской фир­мой. Дастан Са­ры­гу­лов, экс-гла­ва «Кыр­гыз­сал­ты­на» - один из них. Он уве­рен, «Кум­тор» дав­но пре­вра­тил­ся в по­ли­ти­че­ский ры­чаг.

«Кум­тор» как круп­ней­ший про­ект сра­зу стал ору­ди­ем по­ли­ти­че­ской борь­бы то­го вре­ме­ни. Борь­ба пар­тий­ных функ­ци­о­не­ров и их по­пыт­ка сбро­сить но­вую власть. Вот три при­чи­ны, по­че­му на­до бы­ло рас­смат­ри­вать», - ска­зал ру­ко­во­ди­тель ОАО «Кыр­гы­за­л­тын» Дастан Са­ры­гу­лов (1992-1994 гг.).

Впро­чем, по­до­зре­ния в кор­руп­ции для ру­ко­вод­ства «Кум­то­ра» не един­ствен­ная про­бле­ма. Од­на из глав­ных пре­тен­зий к ком­па­нии - се­рьез­ные на­ру­ше­ния норм эко­ло­гии.

Гео­эко­лог с бо­лее чем 30-лет­ним ста­жем, член го­су­дар­ствен­ной про­вер­ки Исак­бек Тор­го­ев уви­дел мас­су на­ру­ше­ний на руд­ни­ке: раз­ру­ша­ет­ся ты­ся­че­лет­ний Лед­ник Да­вы­до­ва, по­сле пе­ре­ра­бот­ки оста­ют­ся го­ры ру­ды, огром­ное хво­сто­хра­ни­ли­ще, а ря­дом - бе­рут на­ча­ло ре­ки.

«У нас все со­сре­до­то­че­но на пло­ща­ди 10 на 10 ки­ло­мет­ров, где за­рож­да­ет­ся На­рын. Там у нас идет и от­ра­бот­ка, и пе­ре­ра­бот­ка, и до­бы­ча. Ком­па­ния сей­час го­во­рит, что бу­дет ра­бо­тать до 2042 го­да. К это­му вре­ме­ни ко­ли­че­ство от­хо­дов пре­вы­сит 202 млрд тонн, это толь­ко от­валь­ных по­род. Хво­сто­хра­ни­ли­ща бу­дут пре­вы­шать сот­ни млн тонн», - ска­зал ди­рек­тор на­уч­но-ин­же­нер­но­го цен­тра «Геопри­бор» Исак­бек Тор­го­ев.

Пред­ста­ви­те­ли же ком­па­нии уве­ря­ют в об­рат­ном: ра­бо­та ве­дет­ся по за­ко­ну, с со­гла­сия чи­нов­ни­ков из охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды. Как утвер­жда­ют «кум­то­ров­цы», у них есть и не­за­ви­си­мые меж­ду­на­род­ные экс­пер­ти­зы. По­след­ний ар­гу­мент - крас­но-книж­ные ар­ха­ры Мар­ко По­ло тра­ди­ци­он­но па­сут­ся в рай­о­не руд­ни­ка.

«Про­мыш­лен­ные сто­ки здесь тех­ни­че­скую во­ду очи­ща­ют, при­дер­жи­ва­ясь пре­дель­но до­пу­сти­мой кон­цен­тра­ции. И толь­ко с раз­ре­ше­ния ми­ни­стер­ства эко­ло­гии сбра­сы­ва­ет­ся в ре­ку «Кум­тор». Ни­ка­ко­го пре­вы­ше­ния ток­си­нов при сбра­сы­ва­нии у нас не вы­яв­ля­лось. Кон­троль ве­дет­ся еже­днев­но, еже­час­но», - за­ве­рил стар­ший ин­же­нер-эко­лог Ка­пар Бай­де­ли­ев.

Тем вре­ме­нем из-за раз­го­рев­ше­го­ся скан­да­ла от­ме­ча­ет­ся па­де­ние ак­ций ком­па­нии. С по­лу­то­ра мил­ли­ар­дов дол­ла­ров в на­ча­ле про­шло­го ле­та до пол­мил­ли­ар­да. Стра­на мог­ла бы опла­тить треть внеш­не­го дол­га.

«С ис­поль­зо­ва­ни­ем этих ак­ций и ка­ких-то вто­рич­ных фи­нан­со­вых ин­стру­мен­тов мож­но бы­ло бы при­вле­кать сред­ства на ин­фра­струк­тур­ные про­ек­ты. Под га­ран­тии этих ак­ций брать льгот­ные кре­ди­ты, вкла­ды­вать их в до­ро­ги, в энер­ге­ти­ку и так да­лее», - от­ме­тил эко­но­мист Аза­мат Аке­ле­ев.

Бес­по­ко­ят­ся за свою даль­ней­шую судь­бу и ра­бот­ни­ки «Кум­то­ра». Мастер-взрыв­ник Иса Бок­ба­ев се­го­дня не на вах­те, за­ни­ма­ет­ся хо­зяй­ством, но все мыс­ли все рав­но о ра­бо­те. «Ко­мис­сия за ко­мис­си­ей. Это так нер­ви­ру­ет! Сей­час мы в пе­ре­жи­ва­нии. Я на свою зар­пла­ту тя­ну три се­мьи», - по­де­лил­ся Бок­ба­ев.

На «Кум­то­ре» ра­бо­та­ют 3 тыс. че­ло­век, так­же тре­вож­но ожи­да­ю­щих ис­ход кон­флик­та. Кыр­гыз­ское пра­ви­тель­ство хо­ро­шо по­ни­ма­ет, что во­прос по «Кум­то­ру» не­воз­мож­но ре­шить без по­терь в лю­бом слу­чае: как в слу­чае пе­ре­смот­ра со­гла­ше­ния, что ве­дет к обес­це­ни­ва­нию ак­ций и по­те­ре ди­ви­ден­дов, так и в слу­чае со­хра­не­ния су­ще­ству­ю­ще­го со­гла­ше­ния, ко­гда льви­ная часть при­бы­ли ухо­дит из стра­ны ка­над­ским парт­не­рам. Из двух зол вы­би­ра­ют мень­шее.

[ mir24.tv ]

Полезное

Полезное

 
-->