Подготовленный в Минфине проект постановления правительства опубликован на официальном сайте ведомства. Фактически это дополнение к соответствующему сентябрьскому документу под N 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ».
Надо отметить, что до 7 декабря 2011 года в Уголовном кодексе была ст. 188 («Контрабанда»). Однако тогда она была декриминализирована. Поводом послужил ряд громких неоднозначных процессов. Эксперты прямо указывали, что зачастую эта статья использовалась для подмены понятия «товарная контрабанда» — перемещение через границу предметов, не запрещенных к обороту. Поэтому тогдашний президент Дмитрий Медведев в рамках общей гуманизации уголовного законодательства и создания Таможенного союза стран ЕврАзЭС предложил ее скорректировать.
Тогда же много говорилось о том, что ч. 1 ст. 188 дает основания для коррупции. Одновременно пояснялось, что сама товарная контрабанда осуществляется с целью уклонения от таможенных платежей. Между тем ст. 194 УК («Уклонение от уплаты таможенных платежей») предусматривает наказание именно за это преступление.
В результате чуть более года назад ст. 188 исчезла из УК вместе с рядом других, включая ст. 129 («Клевета») и ст. 130 («Оскорбление»), которые тогда перешли в разряд административных правонарушений.
Вместо злополучной 188 статьи в УК появилась новая — 226.1 со сложным названием «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере».
В статье говорилось, что перечень стратегически важных товаров устанавливается правительством, а крупным размером признается стоимость более 1 млн рублей.
Минфин предлагает пополнить этот раздел новыми пятью пунктами: изделия из драгметаллов, изделия из драгкамней и жемчуга, наручные, карманные и прочие часы, предназначенные «для ношения на себе или с собой», включая секундомеры, с корпусом из драгметалла или покрытого драгметаллом. Последними двумя пунктами стали корпуса для часов и браслеты из благородных металлов.
Эксперты опасаются, что в случае принятия этих поправок, на границе может начаться произвол и различные злоупотребления.
«Многие люди получают дорогие часы или украшения в подарок, не знают их реальной стоимости, поэтому, ни о чем не подозревая, идут на границе через «зеленый коридор». Если поправки примут, то они могут легко превратиться в обвиняемых», — пояснил «Известиям» глава адвокатского бюро Сергей Жорин.
Адвокат не исключил и злоупотреблений при оценке часов и украшений, которыми занимаются аккредитованные при таможне специальные оценочные компании. Никто не знает, по каким критериям и каталогам они будут проводить оценку. Например, человек может купить за границей часы или украшения с большой скидкой и ценой менее 1 млн рублей, а оценочные компании их посчитают по максимальной продажной цене московских бутиков.
Адвокат Матвей Страхов, успешно защищавший клиентов еще по старой ст. 188 («Контрабанда»), заявил «Известиям», что предложение Минфина не что иное, как возврат к старой карательной политике. Эксперт также не исключил, что новая норма приведет к валу уголовных дел за попытку проехать через границу с незадекларированными дорогими часами и украшениями.
«Все будет зависеть от того, насколько щепетильно будет исполняться новая норма, будет ли у контролеров на границе приказ внимательно смотреть на браслеты и часы», — отметил Страхов.
В свою очередь, адвокат Татьяна Ножкина, представлявшая интересы обвиненной в контрабанде одной из руководителей холдинга «Алтын» Антонины Бабосюк, считает, что новое постановление затронет и обычных граждан. Не секрет, что многие бизнесмены любят дорогие часы, а многие чиновники носят их как подарки. И все они также оказываются в «группе риска».